Linkuri accesibilitate

Ралука Рэдукану: «Решение о признании выборов недействительными расшатало всю конструкцию»


Румынский эксперт — о выборах в Молдове и реакции ЕС

После двухнедельных попыток избежать санкций Евросоюза за признание недействительными результатов свободных и честных, по мнению наблюдателей, выборов в Кишиневе правящая Демпартия пошла в контрнаступление, заявив, что решение ЕС несправедливо и политизировано, а европейские партнеры должны разделить ответственность за то, что творится в молдавской системе правосудия. Реакцию ЕС и действия Демпартии обсуждаем с социологом из Бухареста, экспертом в области европейской политики Ралукой Рэдукану.

Свободная Европа: В течение двух недель партия власти прилагала все усилия к тому, чтобы избежать санкций Евросоюза, но в конечном счете ей пришлось сделать ответный шаг, который выразился в следующем: ДПМ заявила, что решение ЕС политизировано, и что европейские партнеры тоже несут ответственность за то, что происходит в молдавской юстиции. Как вы восприняли эту реакцию?

Ралука Рэдукану: Прежде всего, должна сказать, что необходимо провести грань между фактами и правительственной пропагандой. Факты следующие: правящий в Республике Молдова режим противоправно, безо всяких оснований или аргументов со стороны международных наблюдателей, признал недействительными результаты местных выборов в Кишиневе. Второй факт состоит в том, что Евросоюз – на основании соглашений, подписанных с Республикой Молдова – принял к сведению этот очередной и самый серьезный удар по молдавской демократии и приостановил финансирование на неопределенный срок.

Ралука Рэдукану
Ралука Рэдукану

Правительственная пропаганда продиктована желанием Демпартии сохранить свой проевропейский электорат, в который она вложила в последние годы значительные средства. Если бы Демпартия и правительство взяли на себя ответственность за аннулирование результатов выборов, они лишились бы своего электората – без шансов отвоевать новую нишу. Поэтому они выбрали другой вариант – перенос ответственности с возложением вины на кого-то со стороны: на судебную систему, на несовершенство законодательства, на Евросоюз, да на кого угодно, лишь бы не на Демпартию и ее лидера Владимира Плахотнюка.

У ДПМ сейчас альтернативы нет, и ей остается одно – сохранить европейский курс хотя бы на уровне дискурса

В этой связи я считаю важным уточнить, что у пропаганды ясная и конкретная цель: найти мнимых врагов народа, найти козлов отпущения, чтобы отвлечь внимание граждан от противоправного аннулирования результатов выборов, переключить на другие темы, комфортные для Демпартии и ее лидера.

Свободная Европа: Я напомню слова премьера Павла Филипа о том, что представители Евросоюза начали бомбардировать его требованиями повлиять на решение суда, но, по его мнению, это не соответствует европейским ценностям. Как вы оцениваете этот призыв Евросоюза исправить ситуацию, который в Кишиневе восприняли как требование вмешаться в акт правосудия и добиться пересмотра решения?

Ралука Рэдукану: Павел Филип сказал также, что сложившуюся ситуацию можно расценивать как вмешательство во внутреннюю политику Республики Молдова, что это безответственные политические заявления, которые представляют собой форму денонсации всех подписанных ранее договоренностей между Республикой Молдова и Евросоюзом, и что требование вмешаться в судебный акт идет вразрез с европейскими стандартами.

Свободная Европа: Но можно ли изменить сейчас ситуацию без пересмотра судебного решения?

Молдова остается приверженной европейским ценностям через своих граждан. Еще – через Майю Санду и внепарламентскую оппозицию

Ралука Рэдукану: То, что произошло в Республике Молдова, означает отмену демократии из-за непризнания воли и выбора граждан. Очень трудно найти формулу восстановления отношений между Кишиневом и Брюсселем без соблюдения волеизъявления граждан, потому что Брюссель, как сказала Федерика Могерини, – не просто сосед, а друг и партнер именно для граждан Молдовы.

Свободная Европа: Несмотря на удар от резолюции Европарламента Демпартия, по всем признакам, не отказывается от прозападного вектора, напротив, она заявила о намерении продолжать курс евроинтеграцию. «Но теперь мы будем исходить не из условий соглашений, а из приоритетов страны», – заявил лидер ДПМ. Как вы думаете, почему демократы продолжают говорить о европейском векторе?

Ралука Рэдукану: Прежде всего, должна уточнить, что реформы проводятся для того, чтобы госинституты лучше отвечали потребностям граждан. Реформ без демократии не существует, как нельзя говорить о демократии там, где выбор граждан не принимается в расчет.

Заявления о реформах – не более чем заявления, пустые слова. После признания выборов недействительными, конечно же, мог последовать и более жесткий вариант – четкая и однозначная денонсация отношений с Европейским союзом. Но по электоральным соображениям Демпартия, как я уже отметила в начале беседы, на данный момент не может себе позволить это сделать.

Свободная Европа: Почему?

Ралука Рэдукану: В последние годы Демпартия придерживалась проевропейской риторики и заявляла о приверженности проевропейскому курсу, что позволило ей расширить свой электорат. Но стоит демократам отказаться от своего дискурса, и они рискуют остаться без избирателей, так как партии в таком случае придется слишком глубоко взять влево, где прочно обосновалась Партия социалистов. Так что у ДПМ сейчас альтернативы нет, и ей остается одно – сохранить европейский курс хотя бы на уровне дискурса.

Именно Евросоюз обеспечил сравнительную финансовую стабильность этого государства

Зато на плечи ДПМ и всей конфигурации власти в Кишиневе ложится, помимо предвыборной стратегии, и очень большая политическая ответственность, а именно: разрушить институциональные отношения между Брюсселем и Кишиневом, на создание которых ушло более девяти лет, восстановить которые будет очень трудно, если исходить из возможной конфигурации Европарламента после выборов 2019 года.

Хотя, конечно, не исключено, что после предстоящих парламентских выборов в Республике Молдова Демпартия не захочет официального развода с Евросоюзом, процесс которого уже начался в тот самый момент, когда волю жителей Кишинева столь беспардонно проигнорировали.

Свободная Европа: Но сейчас-то как вы интерпретируете это позиционирование Демпартии? И как это понимать: курс на европейскую интеграцию сохраняем, но условия соблюдать не будем?

Ралука Рэдукану: Республика Молдова остается приверженной европейским ценностям, прежде всего, через своих граждан, которые будут отстаивать это свое право. Еще – через Майю Санду и внепарламентскую оппозицию, которая обещала бороться за права граждан.

Демпартия, действующее правительство, сложившаяся на сегодня формула власти более не привязаны к ЕС, напротив, Демпартия сейчас с политической точки зрения находится в гораздо более слабой позиции, чем это было два года назад. Потому что решение о признании выборов недействительными расшатало всю конструкцию. Дискурс ДПМ уже не действует ни на граждан, ни на Евросоюз. Демпартия умудрилась…

Румынии следовало бы обнародовать свою позицию в официальном порядке. Прозвучали лишь оценки отдельных партии

Свободная Европа: Это проявление слабости? Но ведь сама себя партия считает как никогда сильной – сказать «Нет!» Евросоюзу...

Ралука Рэдукану: У Республики Молдова сегодня нет иного пути, кроме европейского. Именно Евросоюз обеспечил сравнительную финансовую стабильность этого государства. Поэтому отказ от отношений с ЕС можно рассматривать как угодно, только не как сильную позицию. Особенно с учетом того, что в последние годы были мобилизованы огромные ресурсы именно на то, чтобы заручиться внешним признанием, прежде всего, со стороны Европейского союза.

Свободная Европа: В двух словах поговорим о позиции Румынии. Складывается впечатление, что Румыния не полностью согласна с Евросоюзом по этому вопросу. Вот и в последнем эпизоде с признанием выборов недействительными официальной реакции со стороны Бухареста не прозвучало. Как вы считаете – почему?

Ралука Рэдукану: И я, и другие обозреватели из Бухареста обратили внимание на тот факт, что Румынии следовало бы обнародовать свою позицию в официальном порядке. Прозвучали лишь оценки отдельных партии – Национал-либеральной, Союза спасения Румынии, если память мне не изменяет. Но в первую очередь напрашивалась официальная позиция, потому что, учитывая особые отношения с Румынией, молдаване ждут от нас, что мы первыми их поддержим и защитим от противоправных действий соседей или от произвола собственных политиков.

Свободная Европа: И как вы объясняете молчание Румынии?

Ралука Рэдукану: Знаете, я не могу этого объяснить – ни себе, ни уж тем более гражданам Республики Молдова! Вероятно, на уровне структур румынской власти существуют определенные – и не совсем адекватные – интерпретации всего того, что происходит сегодня в Молдове…

Свободная Европа: Если комментировать ситуацию в негативном свете – мы льем воду на мельницу социалистов?

Ралука Рэдукану: Мы слышали эти выступления, в том числе в Европейском парламенте, и мне бы хотелось подчеркнуть, что не приостановление финансирования [со стороны ЕС] делает Россию сильной в Республике Молдова и регионе в целом, и не критические оценки льют воду на мельницу социалистов. Как раз наоборот – это следствие ослабления демократии и правового государства.

XS
SM
MD
LG