Linkuri accesibilitate

Павел Постикэ: «Надеемся, что Конституционный суд рассмотрит запрос и выскажется до 30 ноября»


Молдавская власть, по всем признакам, не готова на компромисс, как не готова и ответить на критику и обвинения в том, что скроила избирательные округа в условиях мнимой прозрачности, стремясь увеличить свои шансы на победу на выборах 2018 года. Каким образом и в какой степени будущие выборы оказались под угрозой? И что делать дальше? Интервью директора программ по мониторингу демократических процессов Ассоциации Promo-LEX Павла Постикэ.

Свободная Европа: Итак, вопреки критике, которая звучала и в самой Молдове, и извне по поводу подхода официального Кишинева к организации предстоящих выборов, в том числе, и к образованию избирательных округов, правящая коалиция упорно идет вперед. Как вы считаете, насколько верно отразят выборы подлинный настрой в обществе, учитывая, в том числе, порядок формирования округов?

Павел Постикэ: По пропорциональной части, там, где депутаты будут выбираться по партийным спискам в рамках одного округа, камнем преткновения станет чрезмерно высокий избирательный порог для прохождения в парламент. Этот проходной балл сохранен на уровне 6%, а в новых условиях он фактически повысился в два раза.

Установить границы округов поручили правительству. Но ведь правительство является политическим органом

Если раньше партия, набравшая 6% голосов, могла рассчитывать на шесть мандатов в парламенте, то сейчас в законодательном органе ее будут представлять только три депутата. Это сведет к минимуму возможность прохождения в парламент по пропорциональной системе маленьких партий или тех, что не пользуются слишком большой народной поддержкой. Это – самая большая проблема, с которой мы столкнемся по части пропорциональных выборов.

Что же касается мажоритарной части, то там, где депутаты будут избираться по одномандатным округам, все выглядит куда более сложно и сумбурно. Появившаяся недавно карта избирательных округов показывает крайне неоднородный ландшафт, особенно в центральной зоне Молдовы. Здесь большинство округов состоят из нескольких районов, что, так или иначе, обязательно осложнит создание избирательных органов, призванных организовывать и проводить выборы в этих территориально-административных единицах.

Окружной избирательный орган создается органом местного публичного управления второго уровня. А если в избирательный округ входят три-четыре территориально-административные единицы второго уровня, то какой из них будет оказано предпочтение при назначении своих представителей в этот округ? Это довольно непросто, и проблем не избежать.

Отдельные избирательные округа созданы с нарушением закона

Свободная Европа: Мы сравнили карту избирательных округов с результатами парламентских выборов 2014 года и президентских 2016 года. И заметили, что границы регионов, в которых избиратели отдали предпочтение пророссийским или прозападным силам, в значительной степени совпадают с границами округов. Еще одно замечание состоит в том, что голоса, отданные в поддержку правых проевропейских сил, сконцентрировались в 30 из 48 избирательных округов. Значит ли это, что при установлении границ округов были и и политические критерии?

Павел Постикэ: Надеюсь, злого умысла в этом не было, но действительно, когда сравниваешь различную информацию, то возникает множество вопросов. Мы попытались сопоставить данные административного контроля в этих территориальных единицах, то есть установить, кто там возглавляет местные органы власти. И увидели совершенно иную картину, при которой левые силы, по всем признакам, вообще не представлены, разве что частично в Кишиневе и в Гагаузской автономии.

Ситуация довольно запутанная. Не думаю, что можно делать выводы, опираясь только на частичную информацию, то есть, лишь на результаты предыдущих парламентских или президентских выборов. Необходим комплексный подход, с учетом и всеобщих местных выборов 2015 года, и ситуации на данный момент, – кого представляют мэры соответствующих населенных пунктов, ведь они, в свою очередь, назначат избирательные органы. Так что когда мы сравниваем карты избирательных округов, все там не так просто, как это представляется на первый взгляд.

Свободная Европа: А обществу и политикам, помимо тех, что представляют власть, понятно, почему комиссия и правительство решили так, а не иначе? В кабмине, например, решение было принято молниеносно. Но вот гражданам, избирателям – им-то понятно, какими соображениями руководствовались комиссия и правительство при формировании избирательных округов?

Ни один из наших аналитических расчетов даже не рассматривался

Павел Постикэ: Первая проблема, на которую мы обратили внимание с самого начала, состоит в том, что установить границы избирательных округов поручили/позволили правительству. Но ведь правительство является политическим органом, отражением парламентского большинства – а не всего парламента, и уж тем более, не всего народа. Это первое упущение. Второе же связано с тем, что правительство диктовало этой комиссии правила игры, установило ее регламент работы. Согласно этому регламенту, запрещен доступ наблюдателей и широкой общественности ко всем внутренним документам комиссии. Не был создан механизм пересмотра границ округов в случае необходимости. Есть и другие, более мелкие, упущения.

При этом прекрасно видно, что отдельные избирательные округа созданы с нарушением закона. Например, закон предусматривает, что в одном округе должно быть 55-60 тыс. избирателей, но у нас есть округа, где более 65 тыс. избирателей. В пределы 55-60 тыс. вписываются лишь избирательные округа муниципия Кишинев и Тараклии, где меньше 55 тыс. А во всех остальных округах числятся более 60 тыс. голосующих. Возникает вопрос: почему это предписание закона было заведомо нарушено? Мы не получили никаких объяснений по поводу превышения данной нормы.

Мы, представители гражданского общества вместе с организациями из диаспоры, попытались представить комиссии свои математические расчеты насчет того, сколько избирательных округов необходимо открывать для диаспоры, как их распределять. Но, увы, ни один из наших аналитических расчетов даже не рассматривался на заседаниях комиссии. Это означает, что комиссия просто не захотела прислушиваться к мнению со стороны. Они решили по-своему – и на этом стоят.

Раньше партия, набравшая 6% голосов, могла рассчитывать на шесть мандатов, а сейчас ее будут представлять только три депутата

Свободная Европа: Карта избирательных округов уже одобрена правительством. Как вы считаете, г-н Постикэ, есть еще возможность отменить это решение или пересмотреть, чтобы внести корректировки?

Павел Постикэ: Да и не только карту, которая является отражением смешанной избирательной системы... Сейчас на рассмотрение Конституционного суда находится запрос группы депутатов от ЛП. Одно из требований организаций гражданского общества состоит в том, что правительству не следует торопиться с принятием решения до вынесения вердикта КС относительно конституционности смешанной системы в целом. К сожалению, этот совет проигнорировали.

Но, тем не менее, мы надеемся, что Конституционный суд в оперативном порядке рассмотрит запрос и выскажется до 30 ноября, когда еще есть возможность провести определенные корректировки, не нарушая международных стандартов в области электоральных систем.

XS
SM
MD
LG