Linkuri accesibilitate

Руфин Замфир: «Россия стремится найти внутренние страхи общества — и жонглировать ими»


Исследование Global Focus Center România
Исследование Global Focus Center România

Суть пропаганды, или как Россия эксплуатирует проблемы соседей

Республика Молдова крайне уязвима для российской пропаганды, и это чревато серьезными дисбалансами в обществе, вплоть до утраты независимости страны. Такой вывод содержится в исследовании «Пропаганда на материале клиента: как российская пропаганда пользуется региональными слабостями», проведенном организацией Global Focus Center România. В документе оценивается степень уязвимости Республики Молдова и других стран региона для пропаганды, дезинформации, манипулирования и иных форм воздействия на общество. Программный директор Global Focus Center Romania Руфин Замфир уточнил в интервью Свободной Европе, что речь идет об индексе измерения уязвимости государства перед пропагандой и внешним воздействием.

Руфин Замфир: Исследование показывает, что мы, государства, претендующие на принадлежность к Западу, столь же уязвимы, как и любая другая страна региона.

Свободная Европа: И в чем состоит уязвимость?

Руфин Замфир: Трудно обобщить в двух словах, откуда исходит уязвимость. Сейчас важнее осознать, что, вне зависимости от уровня благополучия общества, все мы подвержены тем же угрозам, что и страны с самой высокой степенью проницаемости для пропаганды.

Программный директор Global Focus Center Romania Руфин Замфир
Программный директор Global Focus Center Romania Руфин Замфир

Свободная Европа: Тем не менее, как вы считаете, между Республикой Молдова, Болгарией, Румынией и Грузией больше сходства или различий?

Руфин Замфир: Между Республикой Молдова, Болгарией, Грузией и Румынией – а именно эти четыре страны были охвачены нашим исследованием – больше сходств, чем различий. Более того, я бы сказал, что среда уязвимости в этих четырех странах во многом совпадает, но вот степень уязвимости разная.

Мы в Румынии привыкли считать, что членство в НАТО дает нам право расслабиться и ждать указаний «головного офиса»

Если говорить о Румынии и Болгарии – это страны, которые являются членами международных организаций экономического и военного характера, НАТО и ЕС, и, разумеется, там нет такого пакета уязвимостей, как в Молдове или Грузии. Но позволю себе обратить внимание на конкретный пример, исходя из качественной составляющей нашего исследования. По показателям уязвимости внешнеполитической среды и сферы безопасности в этих четырех странах Румыния, которая является членом НАТО, показала очень близкий с Грузией результат…

Свободная Европа: Чем это объясняется?

Руфин Замфир: Определением противника. Грузия признает Россию источником агрессии, она в состоянии распознать средства и методы российской пропаганды и спрогнозировать возможные пределы воздействия. Тогда как Румыния, увы, став полноценным членом НАТО, впала в продолжительную спячку и сибаритствует... Мы в Румынии привыкли считать, что членство в НАТО дает нам право расслабиться и ждать указаний «головного офиса» насчет того, что, как и когда нужно сделать.

Власть не в состоянии в одиночку что-то сделать, необходимо, чтобы усилия прилагались по всему фронту одновременно

Свободная Европа: Если все называют российский фактор дестабилизирующим, то кто же генератор стабильности и безопасности?

Руфин Замфир: В этом регионе мы все обязаны генерировать стабильность и безопасность; коль скоро абсолютно все мы сталкиваемся с теми же видами агрессии, то всем нам необходимо понять эту угрозу, признать ее – и не только признать, но и развернуть меры противодействия политического и социального характера, а также задачи силовых структур. В Стратегии безопасности Румынии российская пропаганда еще с 2015 года определена как фактор серьезной угрозы в плане безопасности.

Свободная Европа: Парламент Республики Молдова принял аналогичный закон.

Руфин Замфир: К сожалению, на дворе вот уже 2018 год, а соответствующие структуры Румынии – по крайней мере, так это выглядит со стороны – не вышли с конкретными предложениями по снижению и устранению этих пагубных последствий. Общей стратегии на теоретическом уровне недостаточно, необходимы конкретные и действенные меры.

Информационная война ведется и на невидимом уровне, на уровне подсознания

Свободная Европа: Как можно объяснить тот факт, что российская пропаганда настолько легко проникает в сознание человека?

Руфин Замфир: Объяснение очень простое…

Свободная Европа: В Молдове очень многие знают русский язык и предпочитают получать информацию из российских источников...

Руфин Замфир: Это действительно один из факторов, которые упрощают…

Свободная Европа: ...но в Болгарии, в Румынии?..

Руфин Замфир: Доступ значительной части населения к первоисточнику априори сокращает путь информации, однако Россия использует этот принцип в своих интересах и в Румынии, которая в силу исторических, социальных и других обстоятельств – не будем вдаваться в подробности – особую любовь к России никогда не испытывала. Мы, румыны, не питаем особых симпатий ко всему русскому, однако, это не значит, что сравнительно ограниченная роль России в Румынии объясняется лишь отсутствием весомой русскоговорящей прослойки.

Какие действия предпринимает Россия в каждом из этих государств – именно это мы попытались выяснить в рамках нашего исследования «Пропаганда на материале клиента». А в каждом из этих государств Россия пытается нащупать ахиллесову пяту – и играть на слабостях, стремится найти внутренние страхи, присущие большей части общества, – и жонглировать ими в своих интересах. Поэтому и применяемые средства, и все, что происходит в Румынии, отличается от того, что происходит в Республике Молдова или, скажем, в Венгрии. Средства разные, но цель у России одна.

Свободная Европа: У вас есть конкретные предложения – что делать, чем отвечать?

Аудитория недостоверной, но сенсационной информации, достигает 500 тыс. человек, а опровержение прочитают 80 тыс.

Руфин Замфир: Любые ответные шаги должны стать результатом совместных действий, совместных усилий – и не только в одном направлении, а по всему периметру. Не только гражданское общество может что-то сделать для смягчения последствий пропаганды или внешнего воздействия. Точно так же – и это надо признать – и власть не в состоянии в одиночку что-то сделать, необходимо, чтобы усилия прилагались по всему фронту одновременно, по всем направлениям без исключения.

Согласно выводу нашего исследования, нужно вырабатывать у общества привычку пользоваться первоисточником и получать информацию из альтернативных источников, это вырабатывает иммунитет и способность противостоять пропаганде, отвергать информацию, которая льется с канала, не вызывающего доверие. Однако этого недостаточно, ведь далеко недостаточно научиться читать новости, потому что информационная война ведется не только на верхушке айсберга, но и на невидимом уровне, на уровне подсознания…

Свободная Европа: Еще говорят, что на зло необязательно отвечать злом.

Руфин Замфир: Естественно, ложь можно и нужно опровергать, в том числе, положительными примерами. Но, к сожалению, этот принцип не всегда срабатывает, потому что, как правило, реакция наступает по свершившемуся факту, как ответ на распространенную ложь, которая очень часто устраивает определенную часть граждан и потому находит столь широкий отклик.

И в этом случае новость, которая построена на лживом, но ярком и привлекательном месседже, более привлекательна, чем ее опровержение. Статистика показывает, что аудитория недостоверной, но сенсационной информации, достигает 500 тыс. человек, тогда как опровержение в лучшем случае прочитают 80 тыс. Можете себе представить, сколько человек совершенно не заинтересованы в том, чтобы докопаться до истины, которые готовы принять любую ложь за чистую монету. Их больше привлекает сенсационность.

XS
SM
MD
LG