НАРЭ (Национальное агентство по регулированию в энергетике) дважды увеличило, а затем снизило предельные тарифы на нефтепродукты. Это вызвало острую критику в отношении агентства и обвинения в политической зависимости. По мнению бывшего директора НАРЭ, регулирование цен вообще не должно входить в обязанности агентства. «В год выборов властям приходится расплачиваться за популистское решение, которое они сами же и приняли», – заявил Виктор Парликов в интервью Свободной Европе.
Виктор Парликов: Все это выглядит как театральное представление, как заранее согласованный и отлично срежиссированный спектакль.
После того, как НАРЭ подвергли критике за отмену собственного решения, вернее, за приостановление действия решения о повышении тарифов, к агентству появилось множество вопросов, возникли сомнения по поводу его зависимости от политического фактора. На этот раз решение отменялось не агентством, а судом. Разумеется, независимым судом, который незамедлительно принимает к производству обращение министерства – и в тот же день выносит решение о приостановлении действия решения НАРЭ.
Во-первых, это прямое вмешательство в регулирующую сферу. Постановления агентства не подлежат приостановлению в период рассмотрения дела. В период рассмотрения решения агентства действуют, потому что исключительно НАРЭ регулирует все вопросы. Если же будет доказано, что решение агентства необоснованно, неверно и т.д., оно подлежит отмене.
Свободная Европа: Значит, власть нашла выход из сложившейся ситуации и решила поучаствовать в спектакле?
Виктор Парликов: Да, мне лично совершенно ясно, что не может идти и речи о качественном рассмотрении обращения министерства экономики с ходу. В тот же вечер, с незамедлительным вынесением решения…Я буду внимательно следить за реакцией участников рынка нефтепродуктов. После решения судебной инстанции предельные цены на нефтепродукты были снижены примерно на один лей и вернулись к показателям месячной давности, и сейчас они примерно на один лей ниже уровня, установленного НАРЭ.
У нас пошли по другому пути – позволили Совету по конкуренции продолжать свое полусонное существование
Если участники рынка смирятся с таким решением и сочтут, что все нормально, что можно продавать нефтепродукты и на лей дешевле той цены, которая должна быть по расчетам НАРЭ, то лично у меня возникнет множество вопросов по поводу максимальных цен, действовавших до настоящего момента.
Свободная Европа: В чем именно?
Виктор Парликов: Позвольте, если операторы могут продавать нефтепродукты на лей дешевле, то почему прежде предельные цены позволяли им срывать такой жирный куш? Один лей – не слишком ли щедрое поле для маневров?
Свободная Европа: Это вопрос к операторам. А к НАРЭ какие претензии?
Конкурентные механизмы невозможно заменить административными
Виктор Парликов: Это вопрос к НАРЭ! Если операторы могут работать при цене на лей ниже установленного предела, почему до настоящего момента НАРЭ давало им этот лишний лей? А другое объяснение может состоять в том, что операторы не оспаривают решения НАРЭ потому, что у них имеется договоренность с НАРЭ: потерпим немного, дадим этой волне недовольства схлынуть, а потом «рассчитаемся». То есть, операторам позволят возместить понесенные «убытки». Это означает лишь одно: на рынке был и есть сговор между властями и операторами, и они играют вместе против потребителей.
Свободная Европа: Как могло дойти до этого, г-н Парликов?
Виктор Парликов: Это произошло потому, что Республика Молдова – одна из стран, если не единственная, то одна из очень немногих в мире и, несомненно, единственная в Европе, где розничные цены на нефтепродукты регулируются административным путем. Мы предпочли не следовать по естественному пути, который предполагает улучшение работы Совета по конкуренции на рынке нефтепродуктов, как это происходит во всех странах, по крайней мере, в Евросоюзе, где этот рынок свободен – и где Совет по конкуренции или соответствующий орган контролирует соблюдение норм конкуренции и недопущение определенных договоренностей, направленных против интересов потребителей.
А у нас пошли по другому пути – позволили Совету по конкуренции продолжать свое полусонное существование и переложили эту миссию на Национальное агентство по регулированию в энергетике.
Свободная Европа: Как раз об этом я и спрашиваю: случилось это два года тому назад, но неужели власти не знали, во что оно может вылиться?
Нельзя вешать на г-на Габурича решения, принятые г-ном Лазэром
Виктор Парликов: Тогда, в 2014-м или 2016-м закон вступил в силу, но работа над ним началась еще в 2012-м или 2013 году. В то время минэкономики – помните, его возглавлял г-н Лазэр? – внесло это предложение, которое мы с самого начала раскритиковали и заявили, что это ненормальный подход, это шаг назад в условиях рыночной экономики.
Нам ответили, что существующий механизм в любом случае не работает, Совет по конкуренции бездействует, конкурентные механизмы не функционируют, и надо найти другой вариант. Мы с самого начала заявили, что конкурентные механизмы невозможно заменить административными, просто нужно заставить их работать, а административные методы заведут нас бог знает куда. Так оно и получилось.
Свободная Европа: И нашли вот такой выход, – а в чем его суть?
Виктор Парликов: Это была попытка создать административную подпорку на случай отсутствия нормальных рыночных механизмов. И поскольку о нормальной работе Совета по конкуренции и речи не могло быть, попытались переложить эту задачу на другой орган.
Свободная Европа: И спровоцировали другую проблему – возможный сговор между НАРЭ и операторами рынка нефтепродуктов.
Либо существует договоренность между импортерами и НАРЭ, либо операторы пользовались слишком жирной маржой
Виктор Парликов: Да, породили другую проблему. И никто никогда не сможет убедить потребителя в том, что между операторами и регулирующим органом нет сговора, коль скоро импортеры нефтепродуктов молчат, и регулирующий орган молчит, а цены у всех одинаковые. Не имея выбора, потребитель всегда будет считать, что против него работает картельное соглашение.
Свободная Европа: Кого вы считаете ответственным за введение этого неестественного механизма в первую очередь?
Виктор Парликов: Минэкономики периода 2012-13 гг. – при поддержке правительства Филата.
Свободная Европа: Сейчас, похоже, это же министерство экономики добилось приостановления решения о повышении цен.
Виктор Парликов: В министерстве уже другие люди, поэтому нельзя вешать на г-на Габурича решения, принятые г-ном Лазэром. Но люди в действующем составе минэкономики просто обязаны очень хорошо поразмыслить и найти выход.
Свободная Европа: Лично вам какой вариант представляется наиболее удачным?
Виктор Парликов: Единственный вариант – позволить рынку свободно функционировать, укрепить роль Совета по конкуренции, который обязан вмешиваться – и, при необходимости, оперативно и предельно жестко.
Свободная Европа: А методологию НАРЭ относительно цен на рынке нефтепродуктов? Ее следует отменить?
Виктор Парликов: По моему мнению – да. Потому что нельзя правильно рассчитать пределы, максимальный потолок цен для всего рынка. Ведь если потолок будет установлен слишком высоко, то он вообще не имеет смысла, потому что и без этого все продают ниже максимальных пределов. А если потолок установлен ниже реальных затрат операторов, то они элементарно не смогут работать, они просто перестанут ввозить топливо. И спровоцируют кризис, аналогичный кризису в России или Украине, где тоже пытались вводить такой подход.
Власть пыталась предложить популистские решения в 2014-15 гг., а сейчас, накануне осенних выборов, ей придется заплатить и за свои предыдущие популистские решения.
Самым распрекрасным топором аппендикс не удалить – потому что операцию проводят скальпелем
Свободная Европа: Поговорим немного о ценах. Мы видели разного рода анализы, которые ставят под сомнение обоснованность скачков цен в Молдове. При том, что на международном рынке цены на ГСМ снизились почти наполовину…
Виктор Парликов: Подписываюсь под этим выводом! Когда рынок действовал свободно, при всех его недостатках операторы несли хоть какую-то ответственность за цены, которые они устанавливали. Тогда цены на нефтепродукты были несравнимо ближе к реальной стоимости, по сравнению с последующим периодом, когда цены буквально соскочили с рельсов – когда ответственность за их формирование возложили на НАРЭ.
Свободная Европа: Вернемся в день сегодняшний. Вы хотите увидеть, как отреагируют операторы...
Виктор Парликов: Очень внимательно буду следить за их реакцией. Если операторы согласятся работать при максимальной цене на один лей ниже по сравнению с тем, что предполагалось, для меня это будет четким сигналом того, что либо существует договоренность между импортерами и НАРЭ, и что НАРЭ впоследствии компенсирует им эти «потери», естественно, за счет тех же потребителей. Либо операторы до настоящего момента пользовались слишком жирной маржой, а теперь ситуация просто возвращается в нормальное русло.
Свободная Европа: Какой будет развязка? Один из лидеров Демпартии говорил, что «надо посмотреть... Мол, или формула хромает, или НАРЭ допустило ошибку.
Виктор Парликов: Идеальной формулы не существует. Самым распрекрасным топором аппендикс не удалить – потому что операцию проводят скальпелем. Точно так же и с методологией НАРЭ: нет и не может быть некой совершенной методологии, которая в принципе противоречит правилам регулирования цен.