Linkuri accesibilitate

Виорел Гырбу: «Банковская афера оставила глубокий след в экономической траектории Молдовы»


Почему Молдова сможет достичь уровня развития стран ЕС лишь через 50 лет

По оценкам Всемирного банка, экономика Республики Молдова еще не полностью восстановилась после банковского скандала 2014 года. «Экономический потенциал снизился. Необходимы реформы и инвестиции», – говорит экономист ВБ Марчел Киструга. Но ежегодный доклад о развитии экономики, представленный в парламенте премьер-министром Павлом Филипом, оказался куда более оптимистичным. Экономика приходит в себя, о чем говорят 4,5% ВВП роста в 2017 году. «Это мелкие шаги вместо сильной стратегии», – считает эксперт Института рыночной экономики Виорел Гырбу.

Виорел Гырбу: Да, вне всякого сомнения, банковская афера оставила глубокий след в экономической траектории Республики Молдова, глубоко на нее повлияла. По валовому внутреннему продукту Молдова только в прошлом году вернулась на уровень 2014 года, до кражи века. Поэтому можно сказать, что все эти годы, три с половиной года, практически потеряны.

Но не только этим аукнулась кража миллиарда. Отголоски аферы проявились и в бюджетном секторе, которому придется нести бремя возмещения денег Нацбанку. Кража очень сильно повлияла на экономическую среду в целом.

4% экономического роста – это значит, что мы сможем достигнуть среднего уровня европейских стран лишь через 50 лет!

Здесь уместно обратить внимание на то, как развивается банковский сектор Молдовы. До вывода миллиарда, то есть до 2014 года, коммерческие банки ежегодно выдавали компаниям кредиты на общую сумму порядка 50 млрд леев. Подчеркиваю, это был не самый удачный период, но, тем не менее, банковский сектор выдавал порядка 50 миллиардов на инвестиции, развитие, а также на потребительские цели. А после 2014 года этот показатель снизился наполовину, до 25 млрд леев. Экономические агенты стали проявлять сдержанность. Они проявляют крайнюю осторожность и перестают брать кредиты в коммерческих банках, перестают инвестировать в развитие бизнеса – и в этом смысле можно с уверенностью сказать, что Молдова прозевала часть своего потенциала развития, не укрепила, не развила свои возможности.

Лично я считаю, что Молдова всегда располагала и располагает определенным экономическим потенциалом. Но вопрос в том, как его развивать и укреплять. В предыдущие годы мы проморгали эту возможность, но потенциал пока еще есть.

Свободная Европа: Что вы имеете в виду под экономическим потенциалом Молдовы?

Виорел Гырбу: Возможности, которые есть у нашей страны. Мы располагаем определенной рабочей силой – правда, не очень большой, но, тем не менее, у нас есть люди, которые готовы работать за небольшую зарплату. У нас есть определенная экономическая инфраструктура, еще не полностью разрушенная, мы располагаем банковской системой, которая функционирует, бюджетно-административным сектором, который работает, сельским хозяйством, которое дает определенный процент экономического роста.

Молдова упустила возможность роста, хотя она у нее была. Наши потери в этом смысле достаточно ощутимы. Государства, которые не так давно дышали нам в затылок, где уровень экономического развития был схож с нашим, сегодня как минимум в два раза опережают нас по уровню развития!

У нас проверки преследуют одну цель: собирать дань с предпринимателей

За последние десять лет в этих государствах экономический рост достигал 5-6%, тогда как Молдова застряла на 3%. Молдавская экономика самая бедная на европейском континенте, и также мы замыкаем рейтинг стран СНГ. Четыре процента экономического роста – это значит, что мы сможем достигнуть среднего уровня экономического роста европейских стран лишь через 50 лет! Не знаю, понимают ли граждане Молдовы всю серьезность ситуации.

Свободная Европа: Г-н Гырбу, премьер Павел Филип заявлял, что экономика Республики Молдова выходит из кризиса, в качестве примера он привел 12-процентный рост средней зарплаты по национальной экономике, повышение уровня пенсий и увеличение размера пособий. Он также много говорил, например, о мерах, предпринятых правительством для сокращения числа проверок в бизнесе. Почему все эти меры не приносят результатов?

Виорел Гырбу: Подобный подход был неэффективным и раньше, и уж тем более неоткуда появиться результатам сейчас. Увеличение средней зарплаты по экономике является, скорее, негативным фактором, чем позитивным, потому что это говорит об оттоке, о дефиците рабочей силы.

В настоящий момент хозяйствующие субъекты вынуждены преодолевать не только проблемы общего характера, связанные с отсутствием инфраструктуры, не самой эффективной административной системой, но и с явно намечающемся дефицитом рабочей силы – предпринимателям уже сложно набирать персонал. Кроме того, рост заплат происходит на фоне отсутствия инвестиций. В результате повышение уровня зарплаты продиктовано не увеличением производительности труда, а нехваткой персонала. И этот дефицит проявляется все более явно, несмотря на увеличение зарплат.

Предприниматели несут убытки, им не удается накопить достаточно средств для инвестирования в технологическое развитие, маркетинг, в рекламу своего бизнеса. Иными словами, налицо процесс медленной деградации предпринимательства. Положительной эту тенденцию никак не назовешь. Поэтому я думаю, что аргумент о растущей зарплате не самый показательный.

Реформы, на которые ссылается кабинет Филипа, на самом деле анемичные и стерильные. Правительство не изменило своих подходов и методов работы. В частности, целесообразно было не уменьшать число проверок, а укрепить роль контролирующих органов и повысить ответственность за проводимые проверки.

Иностранные инвестиции демонстрируют нисходящий тренд

Контроль нам нужен – и практически по всем направлениям. Взять хотя бы качество продовольственных товаров, которые мы приобретаем в магазинах. Хозяйствующие субъекты допускают очень много нарушений. И проверки надо не упразднять, а сделать их действенными. Контролирующие органы должны видеть существующие проблемы – и способствовать их решению. А у нас проверки преследуют одну цель: собирать дань с предпринимателей. В этих условиях, разумеется, все больше людей сворачивают свой бизнес и предпочитают уезжать за рубеж.

Свободная Европа: Есть какие-то цифры, подтверждающие ваши слова о том, что предприниматели закрывают бизнес?

Виорел Гырбу: Разумеется, есть. В прошлом году число обанкротившихся компаний достигло рекордного уровня. Это ли не свидетельство того, что бизнес в Республике Молдова чувствует себя, мягко говоря, не совсем комфортно?

Другой примечательный показатель касается долгосрочных инвестиций в материальные активы. Эти вложения говорят о доверии экономических агентов к происходящим в стране экономическим и политическим процессам, о том, насколько уверены они в завтрашнем дне. И этот показатель также отличается довольно анемичной динамикой, а иностранные инвестиции вообще демонстрируют нисходящий тренд.

Свободная Европа: Промелькнуло объявление о том, что международный консорциум, в который входит международная финансовая организация и два зарубежных инвестиционных фонда, намерены совместно приобрести 41% акций MoldovaAgroindbank. Немного ранее, в начале года, банк Transilvania стал акционером Victoriabank. Представительство ЕБРР в Молдове считает, что лед тронулся, и что поворотный момент в банковской системе наступил. Вы разделяете эту точку зрения?

Виорел Гырбу: И да – и нет. С назначением нового руководства Нацбанка дела удалось сдвинуть в нужном направлении, национальный регулятор внимательно и строго следит за работой коммерческих банков, за состоянием дел в финансовом секторе Молдовы. С этой точки зрения ситуация, естественно, немного улучшилась, а в банковском секторе у Молдовы очень большой потенциал экономического роста. По отношению к ВВП кредиты, предоставляемые коммерческими банками, составляют примерно половину от возможного уровня, следовательно, потенциал роста есть.

Если мы не сможем привлечь к ответственности тех, кто причастен к выводу миллиарда, угроза повторения подобных сценариев сохранится

Тем не менее, критический момент, который я вижу в сложившейся ситуации, связан с кражей в банковском секторе, расследование которой не завершено и по сей день. Более того, власть не проявляет должной настойчивости и должной заинтересованности в том, чтобы пролить свет на эту аферу, несмотря на то, что Молдова уже в 2014 году располагала достаточными инструментами для обеспечения прозрачной и эффективной деятельности в банковской сфере. Но власть не воспользовалась имеющимися нормативными рамками для успешного управления этим сектором, допустила злоупотребления и, тем самым, позволила совершить кражу миллиарда.

И если мы не распутаем до конца это дело, не привлечем к ответственности всех, кто причастен к выхолащиванию банковской системы, никакие реформы не помогут, никакие новые законы не спасут, а все надежды на нормализацию положения дел в банковском секторе развеются, как дым.

Свободная Европа: Президент Нацбанка г-н Чокля утверждает, что банковский сектор стал более привлекательным для иностранных инвесторов...

Виорел Гырбу: Разумеется, он стал более привлекательным, но, с моей точки зрения, пока мы еще не застрахованы от злоупотреблений. Не привлечены к ответственности лица, причастные к выводу миллиарда. А если государство не наказывает за подобные действия, над нами все еще витает угроза повторения подобных сценариев.

На данный момент все необходимые меры принимаются, реформы проводятся, национальный регулятор проявляет ответственное отношение к менеджменту в банковском секторе. Но скажу еще раз: не все зависит от Нацбанка. Если мы не сумеем отмыться от этого позора, не сможем привлечь к ответственности тех, кто причастен к выводу миллиарда, угроза повторения подобных сценариев сохранится.

XS
SM
MD
LG