Europa Liberă выяснила, как продвигается расследование этих дел и по какому из них уже представляют доказательства в суде.
5 июня 2024 года журналисты опубликовали расследование, согласно которому экс-начальник Генштаба Молдовы Игорь Горган передавал Главному разведывательному управлению России (ГРУ) информацию о том, какое оружие пытается закупить Украина и что происходит во внутренней политики Молдовы.
Выводы журналистов основаны на переписке, которую Горган вел с полковником ГРУ Алексеем Макаровым в мессенджере Telegram в 2022 году. Горган руководил Генштабом Молдовы дважды: в 2013 году и с 2019 по 2021 год.
В одном из сообщений, Горган якобы написал: «Я всю ситуацию в армии держу на контроле... Молдова – это не Украина. Здесь можно навести порядок быстрей и эффективней. Здесь, к радости, нет Азова и других нацформирований, а с политиками разберемся быстро».
Через несколько дней после публикации расследования администрация президента Майи Санду сообщила, что экс-главу Генштаба лишили всех государственных наград. Вскоре после этого Служба информации и безопасности (СИБ) Молдовы подтвердила сведения из журналистского расследования.
Теперь дело Горгана расследует Прокуратура по борьбе с оргпреступность и особы делам (PCCOCS). В сентябре 2024 года Горгану официально предъявили обвинение в заговоре против Молдовы. Как рассказали Europa Liberă в пресс-службе PCCOCS, сейчас по делу проводят экспертизу «электронных устройств», по которым Горган общался с сообщниками.
Горган пока не комментировал обвинения, но уже обратился в суд, чтобы оспорить решение Майи Санду об отзыве наград. Первое заседание по его жалобе запланировали на 3 февраля 2025 года.
Человека могут обвинить в заговоре против Молдовы, если он поддерживает связь с представителями иностранного государства, чтобы совершить одно из этих преступлений: измена родине, шпионаж, вооруженный мятеж. Если обвиняемый занимал государственные должности, ему грозит наказание от пяти до 10 лет тюрьмы.
Дело Интерпол. Как преступники исчезали из базы розыска
В 2024 году Молдова приняла участие в крупном международным расследовании. Как пишет New York Times, все началось в 2020 году, когда французские правоохранители запросили у Дубая экстрадицию человека, которого подозревали в торговле тоннами кокаина. Однако, подозреваемого отпустили, и он исчез.
В Интерполе начали проверку и вскоре выяснилось, что «красное уведомление» о розыске этого человека исчезло после того, как он запросил убежище в Молдове. Затем, к расследованию подключились французская прокуратура, Антикоррупционная прокуратура Молдовы, правоохранители из Великобритании и специалисты из Федерального бюро расследований США.
В Молдове расследование начали 2 апреля 2024 года. Правоохранители провели по нему десятки обысков. Как рассказала глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин, преступники платили по несколько миллионов долларов, чтобы им оформили убежище в Молдове и удалили «красные уведомления» из базы данных Интерпола. Разыскиваемым давали убежище несмотря на то, что они никогда не пересекали границу страны, хотя это – важное условие для предоставления такого статуса.
Схемой воспользовались минимум 26 человек. Как пишет NYT, среди них: девять граждан Китая, сын бывшего премьер-министра Кыргызстана, бизнесмен из Австралии, два гражданина Украины и один – из Беларуси. По словам Драгалин, 7 июня Интерпол вновь активировал «красные уведомления» для каждого из них.
В Молдове основным подозреваемым считают Виорела Центиу, который руководил молдавским Бюро Интерпол с 2016 года. Его адвокаты утверждают, что он невиновен. Прокуроры также пытаются определить, какую роль в этой схеме сыграл Виталий Пырлог, который c 2017 по 2022 года возглавлял комиссию Интерпола, проверяющую «красные уведомления». NYT пишет, что Пырлог сейчас живет в Дубае. В свою очередь, бывший чиновник передал журналистам, через своего адвоката, что не нарушал закон.
По словам Драгалин, в схеме, как посредники участвовали один адвокат и компания из Дубая, которые отправляли запросы на получения убежища. Последний раз Антикоррупционная прокуратура публично отчитывалась о результатах расследования 11 ноября. Тогда Вероника Драгалин рассказала, что молдавские правоохранители арестовали имущество на 11,7 млн леев.
Дело об измене родине. Как сотрудник парламента общался с сотрудником ГРУ
Главу юридического управления парламента Иона Крянгэ задержали 30 июля по подозрению в измене родине. По версии обвинения, он передавал информацию помощнику военного атташе из посольства России – Дмитрию Келову. На следующий день Крянгэ отстранили от должности, а Келова объявили персоной нон-грата, и он вынужден был покинуть Молдову.
Крянгэ вину не признает и утверждает, что докажет свою невиновность в суде. По его словам, он общался с Келовым, потому что тот был его соседом. Также он утверждает, что $500, которые нашли у него при задержании, просто лежали у него в кармане. Обвинение же утверждает, что эти деньги ему передал Келов. По словам прокурора Думитру Штефырцэ, Крянгэ завербовало Главное Разведывательное Управление (ГРУ) России.
Прокурор сообщил, что Крянгэ на протяжении года встречался с Келовым и обсуждал с ним «внутреннюю информацию парламента».
По делу должны вызвать двух свидетелей обвинения, которые работали в парламенте и двух свидетелей защиты: брата Иона Крянгэ и Дмитрия Келова. При этом, как именно допросят Келова еще не решили. По словам прокурора, если он прилетит в Молдову или зайдет на территорию молдавского посольства в Москве его обвинят в шпионаже.
12 декабря в суде начали показывать видеозаписи встреч Крянгэ и Келова, которые правоохранители снимали скрытыми камерами. Крянгэ не признает вину и утверждает, что общался с российским дипломатом потому, что они были соседями.
Дела о подкупе избирателей
Осенью 2024 года в Молдове прошли два тура президентских выборов и референдум о внесении в Конституцию пункта о евроинтеграции страны. Власти утверждают, что в предвыборный период столкнулись с беспрецедентным подкупом избирателей.
Сначала глава Генинспектората полиции Виорел Чернэуцяну и Вероника Драгалин заявили, что как минимум 130 тыс. человек получили деньги за то, чтобы проголосовать «против» изменения Конституции на референдуме. После первого тура выборов президент Майя Санду заявила, что «преступные группировки», поддерживаемые Кремлем, пытались подкупить 300 тыс. избирателей, чтобы они проголосовали против нее.
12 декабря в парламенте прошли публичные слушания по этому вопросу. Генпрокурор Ион Мунтяну рассказал, что всего правоохранители завели 84 уголовных дела, но, по его словам, «это – малая часть этих преступлений». Он сообщил, что правоохранители пытаются выявить организаторов преступной схемы и посредников.
Глава Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК) Александр Пынзарь рассказал депутатам, что, расследуя дела о подкупе избирателей правоохранители арестовали 57 млн леев. Он сообщил, что офицеры провели более 500 обысков, допросили более 400 свидетелей и признали подозреваемыми или обвиняемыми около 150 человек, среди которых, как сторонники Илана Шора, так и районные советники.
НЦБК также может штрафовать избирателей, которые продавали свои голоса. Пынзарь рассказал, что к 12 декабря офицеры проанализировали более 3 тыс. протоколов о правонарушениях, а общая сумма штрафов по ним составила более 9 млн леев. В тех случаях, когда люди не смогли оплатить штрафы, правоохранители обратились к судебным приставам.
«Из этих 9 млн добровольно оплатили около 337 тыс. леев. Есть 132 решения, которые оспорили в суде, из них в 4 случаях суд уже поддержал решение», – сказал Пынзарь.
По закону, для избирателей, которые продавали свои голоса, предусмотрен штраф от 27 тыс. леев до 37,5 тыс. леев.
Телефон Вячеслава Платона и потенциальный подкуп судей
Весной 2024 года правоохранители решили проверить информацию из телефона бизнесмена Вячеслава Платона, который скрывается в Лондоне от молдавского правосудия. Три телефона Платона хранились в Наццентре борьбы с коррупцией с 2016 года. В ходе проверки выяснилось, что Платон общался с «одним из самых активных адвокатов» Илана Шора. Они обсуждали влияние на судей Высшей судебной палаты (ВСП), а судью Татьяну Рэдукану называли «100% своим человеком».
В 2024 году Рэдукану входила в комиссии «pre-vetting» и «vetting», которые проверяли доходы судей и прокуроров. 14 мая глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин уведомила всех судей и прокуроров, которые не прошли «pre-vetting», что у нее есть подозрение, что Платон и Шор внедрили «своего человека» в эти две комиссии, чтобы обеспечить продвижение лояльных им людей.
В тот же день Рэдукан подала в отставку из обеих комиссий отметив, что «не хочет ставить под угрозу весь процесс» проверки судей и прокуроров. Она отвергла обвинения и обратилась в Генпрокуратуру и Высший совет прокуроров, требуя привлечь Драгалин к дисциплинарной ответственности за то, что та начала уголовный процесс, хотя у нее не было на это полномочий.
В июне 2024 года Антикоррупционная прокуратура сообщила, что начала уголовное дело по факту активной коррупции. По версии правоохранителей, в 2014 году несколько человек, которые действовали в интересах преступной группы, пытались убедить судей Высшей судебной палаты, Конституционного суда и членов Высшего совета магистратуры действовать в их интересах. За это судьям передавали минимум 3 тыс. долларов.
В декабре Антикоррупционная прокуратура сообщила Europa Liberă, что в этом деле пока нет ни одного подозреваемого или обвиняемого.