Linkuri accesibilitate

Президент созвала Совет безопасности. Как власти могут ответить судьям? 


«Чрезвычайную» ситуацию в судебной системе обсудят на заседание Высшего совета безопасности (ВСБ) 20 марта. Министр юстиции Вероника Михайлов-Морару, которая входит в состав ВСБ, пообещала прибегнуть к «жестким решениям» после того, как судьи решили отложить избрание членов Высшего совета магистратуры (ВСМ) до 28 апреля.

Заседание ВСБ начнется в 14:00. Президент Майя Санду сообщила, что на нем обсудят «чрезвычайную ситуацию», которая возникла в судебной системе. Санду выступила с заявлением после того, как на общем собрании судей 17 марта некоторые судьи обвинили политиков в захвате системы юстиции. Судьи решили разработать совместную декларацию с «принципиальной» позицией по поводу происходящего.

Из-за того, что большую часть собрания судьи обсуждали накопившиеся проблемы, они отложили на шесть недель избрание нового состава ВСМ. Еще одна причина переноса избрания членов ВСМ заключается в том, что Высшая судебная палата (ВСП) не успела рассмотреть жалобы кандидатов в Высший совет магистратуры, которые не прошли специальную проверку «pre-vetting». Решения ВСП ожидают 16 кандидатов.

Что может сделать Совет безопасности?

Если президент Майя Санду утверждает кандидатуры судей, то Высший совет безопасности никак не может повлиять на судей. Закон предполагает, что Совет – это консультативный орган, который анализирует работу «министерств и других центральных административных органов в области обеспечения национальной безопасности». Совет также может давать президенту рекомендации по вопросам внутренней и внешней политики.

В Совет входят в основном министры и советники президента, но не входит ни одного представителя судебной власти. После заседания Совета президент сможет опираться на его решение.

Какие еще реакции вызвало решение судей

Министр юстиции истолковала решение судей, как «нежелание создать ВСМ, который будет началом для решения проблем в юстиции». Она подчеркнула, что создание нового ВСМ — важный шаг для того, чтобы восстановить доверия общества к системе правосудия и осуществить реформу юстиции.

«Как министр юстиции я хочу, чтобы у меня был партнер для реализации повестки вступления в Евросоюз […] В нынешних обстоятельствах необходимо принять жесткие меры и на этот раз не может быть никаких обвинений во вмешательстве», — сказала она.

Бывший председатель Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча предположил, что в ответ на действия судей власти перейдут ко внеочередной проверке «vetting» всех судей и прокуроров. Он напомнил, что недавно правительство уменьшило число судей и прокуроров, которые подлежат проверке «vetting». «Теперь могут вернуться к сценарию, когда „vetting“ пройдут все», — отметил Грибинча.

Экс-госсекретарь министерства юстиции Николай Ешану призвал стороны к «конструктивному диалогу». «Надеюсь, что хоть к двенадцатому части ответственные люди осознают, что нынешний кризис — очевидный результат провала в построении настоящего диалога, чтобы обеспечить широкий консенсус», — считает Ешану.

Контекст

*ВСМ – орган самоуправления судей, который назначает и увольняет судей, выбирает председателей судебных инстанций, а также формирует бюджет судебной системы. Именно ВСМ будет рассматривать заключения комиссии, которая будет проводить «vetting». По плану властей, тех кто не прошел, эту проверку ждет увольнение. Но это решение должен будет принять ВСМ.

*ВСМ состоит из 12 человек: шестерых судей и шестерых представителей гражданского общества. Впервые в истории Молдовы все кандидаты проходят специальную проверку «pre-vetting». Из 23 судей, которые прошли «pre-vetting», одобрение комиссии получили пятеро. Остальные пытаются оспорить решения комиссии в Высшей судебной палате (ВСП). Иски двух кандидатов ВСП уже отклонила, остальные ждут решения.

*По данным на утро 20 марта одобрение комиссии «pre-vetting» получили трое юристов. Это представители неправительственных организаций: Александр Постикэ, Ион Гузун и Татьяна Чаглик. Остальные еще ждут решения комиссии.

  • 16x9 Image

    Nadejda Coptu

    La Europa Liberă Moldova scriu despre justiție. Urmăresc ședințele de judecată din dosarele de rezonanță, relatez despre ilegalități și încălcarea drepturilor omului. De fiecare dată, când scriu, sper ca munca mea să schimbe lucrurile în bine. Anterior, am scris despre aceleași probleme și pentru site-ul newsmaker.md. Am început să lucrez în presă în 2016, când eram studentă la Facultatea de Jurnalism și reporteră pentru site-ul publika.md.

XS
SM
MD
LG