Сербия и Косово впервые официально выразили готовность обсудить возможную «корректировку границ» для устранения главного препятствия на переговорах Сербии о вступлении в ЕС.
Сербия обладает статусом страны-кандидата, но переговоры были заблокированы из-за неурегулированности конфликта с Косово – территории, признанной большинством стран Евросоюза, но не признанной официальным Белградом и пятью из 28-ми стран ЕС: Грецией, Кипром, Словакией, Испанией и Румынией. Стороны намерены договориться о мирной корректировке границ. До недавних пор это было запретной темой.
План вызывает обеспокоенность на Балканах
Идея обмена территориями сводится к следующему: сербам отходит север Косово и половина Митровицы, где проживает сербское большинство, а Косово взамен получает полосу земли в южной Сербии, где живаут, в основном, албанцы. Однако этот план вызывает обеспокоенность на Балканах, где практически все страны этнически смешаны, а некоторые из них, в частности, Босния и Македония, выживают исключительно благодаря крайне сложному институциональному равновесию.
Президент Косово Хашим Тачи предложил на переговорах, которые состоятся в сентябре в Брюсселе между представителями Белграда и Приштины, рассмотреть также возможность передачи Косово Прешевской долины Сербии, расположенной на границе с Косово, где проживает албанское большинство. На севере Косово вокруг города Митровица, который разделяет река Ибар, живут около 50 тыс. сербов, которые не признают косовское правительство, де-факто эти территории входят в состав Сербии. Таким образом, «коррекция» границ в состоянии снять напряжение и облегчить диалог между двумя столицами.
Министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич сказал во вторник, 7 августа, что косовское предложение достойно внимания и заслуживает обсуждения на предстоящих переговорах. И президент Сербии Александр Вучич считает, что решение необходимо, как и заявление сербов и албанцев о том, что стороны обязуются не убивать друг друга ради территорий.
Европейский союз не одобряет идею коррекции границ
Однако главная проблема связана с внутренней оппозицией Косово. Премьер-министр Рамуш Харадинай категорически против обмена территориями и считает, что эта идея по душе только президенту России Владимиру Путину. Со своей стороны, председатель парламента Косово Кадри Весели заявил, что вариант раздела Косово в переговорах с Белградом не будет обсуждаться ни при каких условиях: «Косово вступит в ООН, НАТО и ЕС в своих нынешних границах», — заявил Весели.
Европейский союз так же не одобряет идею коррекции границ, а глава европейской дипломатии Федерика Могерини сказала во вторник, что такой план приведет к дестабилизации на Балканах. Несмотря на это, недавно появился прецедент мирного обмена территориями. В 2016 году Бельгия уступила Нидерландам 10 гектаров природного заповедника вдоль реки Маас в Валонии, получив взамен 4 гектара в другой области. По площади обмен неравноценный, но, тем не менее, это прецедент реального обмена территориями и пересмотра границ.
Обмен территориями по взаимному согласию сегодня уже не является табуированной темой
Бельгия уступила заповедную зону – поистине сказочное место для отдыха с пляжами. Заповедник расположен на берегах реки в районе города Визе, напротив нидерландского Эйсдена на другом берегу Мааса. Объяснение этому решению следует искать в истории делимитации границы между Бельгией и Нидерландами. Для бельгийцев Нидерланды являются историческим противником, а национальный праздник католической Бельгии приходится на 21 июля – день, когда Бельгия обрела независимость от кальвинистских Нидерландов. Историческая вражда была настолько сильной, что и сегодня Конституция Бельгии запрещает любые брачные союзы между королевскими династиями Бельгии и Нидерландов.
Но, как отмечал историк Фернан Бродель, не горы, а реки образуют самые надежные границы. Карпаты не разделили румын, баски живут и по одну, и по другую сторону Пиренеев. Зато Дунай всегда был границей между румынами и южными славянами. Так же и река Инд тысячелетия разделяет индийцев от иранцев. В 1843-м река Маас была признана окончательной границей между Бельгией и Нидерландами. Однако в результате инженерных работ в 1960-80-х гг. русло реки изменилось, и полуостров, который принадлежит Бельгии, оказался на стороне Нидерландов – и наоборот, нидерландский остров физически присоединился к Бельгии. Это создавало определенные неудобства, и было принято решение обменяться территориями и сохранить границу посередине реки.
Символично, что по площади разделение неравноценное – Бельгия уступила десять гектаров природного заповедника и взамен получила лишь четыре гектара. Но именно неравноценный обмен и появление прецедента свидетельствуют о том, что обмен территориями по взаимному согласию сегодня уже не является табуированной темой.