Влад Плахотнюк и члены его семьи объявлены в США персонами нон грата, им отказано в продлении виз. Ранее Госдепартамент США принял аналогичные меры и в отношении других скандальных политиков, в частности, бывшего лидера Социал-демократической партии Румынии Ливиу Драгни и членов его семьи. Решения Госдепартамента США комментирует бывший постпред Республики Молдова в ООН и в Совете Европы Алексей Тулбуре.
Алексей Тулбуре: Отказ в продлении визы Владимира Плахотнюка за подрыв демократических институтов Республики Молдова — это убедительное доказательство того, что наш стратегический партнер выступает в защиту демократии.
Свободная Европа: Этот шаг Вашингтона действительно можно рассматривать как сигнал того, что борьба с коррупцией, борьба за укрепление правового государства в Молдове продолжаются?
Игорь Додон может говорить все, что хочет — в том числе, что это именно он «нажал кнопку» политических перемен...
Алексей Тулбуре: На этот счет, я думаю, не может быть никаких сомнений. Да, это решение свидетельствует о том, что ценности, которые легли в основу появления и становления Соединенных Штатов Америки — демократия, свобода, права человека — это не пустой звук, не стерильные заявления, а сама суть государства. И что этими же ценностями США руководствуются и в своей внешнеполитической деятельности.
Да, это предельно ясный сигнал, что США придерживаются этих ценностей, поддерживают демократию и основные права человека в Республике Молдова.
Свободная Европа: Сейчас очередь за молдавским правосудием?
Алексей Тулбуре: Это наша проблема — мы никогда не успеваем действовать синхронно с международным сообществом. Когда что-то происходит на международном уровне, это, как правило, застает нас врасплох, и мы не готовы реагировать оперативно. Не знаю, время покажет.
Новому руководству Генпрокуратуры сейчас выпал редкий шанс доказать всему обществу, что, действительно, в прокуратуру пришли новые люди, и что перемены к лучшему не заставят себя ждать, в том числе и в том, что касается расследования преступлений, к которым был причастен Плахотнюк.
Свободная Европа: И значит, Игорь Додон может считать себя победителем, потому что еще летом он предвещал, что Плахотнюк будет доставлен в Молдову в наручниках?
Алексей Тулбуре: Игорь Додон может говорить все, что хочет — в том числе, что это именно он «нажал кнопку» политических перемен... И все это на фоне беспрекословного подчинения режиму, который существовал до июня прошлого года. Он [Игорь Додон] сотрудничал с Плахотнюком, а потом решил немного «ослушаться» — и произошло изменение!.. Но это не потому, что он «нажал кнопку». Этот момент приблизили и все молдавское общество, и независимые журналисты, и оппозиция, и эксперты, и гражданские активисты, и т. д.
Игорь Додон может заявлять все, что захочет, но лично я думаю, что если Плахотнюк будет доставлен в страну, это станет победой Молдовы, всего общества, победой правового государства в нашей стране, победой, которая не должна оставаться единичной, а стать
основой дальнейшей эволюции, фундаментальных перемен в молдавском правосудии, в функционировании демократических институтов.
Значительную часть активов еще можно вернуть, путем ареста имущества тех, кто причастен к «краже века»
И это должно стать уроком для всех тех, кто пытается продолжать излюбленные приемы и стратегии Плахотнюка, которые использовали и многие другие — и до него, и одновременно с ним. Это должно стать уроком для тех, кто не понимает, что за любое преступление рано или поздно последует наказание. А основоположный принцип правового государства — неизбежность наказания!
Сегодня человек совершает преступления, но он должен знать, что кара обязательно настигнет, наказание рано или поздно последует. И когда все это поймут, думаю, что положение дел в Молдове начнет меняться.
Свободная Европа: И вот посол США в Кишиневе Дерек Хоган встретился и с главой государства, и с главой молдавской дипломатии, и подтвердил поддержку и приверженность США внедрению структурных реформ в Молдове, в частности, в сфере юстиции...
Алексей Тулбуре: Эта поддержка находит подтверждение в течение многих лет. Она выражалась и в финансовой помощи, но другое дело, что в самой Республике Молдова отсутствовала необходимая политическая воля. Не могу знать, есть ли та воля сегодня, — но проблема-то именно в этом. Не в отсутствии поддержки, а в отсутствии политической воли со стороны политического класса Молдовы.
Когда этот дефицит исчезнет, и политическая воля проявится сполна, — тогда положение дел изменится. Это однозначно. А что касается заявления о готовности помочь — оно для нас крайне важно, потому что нужно довести до конца расследование кражи миллиарда, как обещает новый генпрокурор. Он уже ошарашил своим заявлением, что до его назначения в Генпрокуратуру никто даже не обращался к международному сообществу за поддержкой в расследовании этого преступления. Я думаю, сейчас самое время, и уже не с помощью частных компаний, таких, как Kroll, а через межправительственные структуры, в рамках межгосударственного сотрудничества обратиться за поддержкой США, Евросоюза и других государств, с просьбой помочь в расследовании банковского мошенничества и возмещении выведенных денег.
Думаю, значительную часть активов еще можно вернуть, если не напрямую, то другими способами, например, посредством наложения ареста на имущество тех, кто причастен к «краже века».