Почему в Молдове, в которой установлена парламентская форма правления, пост президента для политиков настолько важен? Своим мнением со Свободной Европой поделился глава общественного объединения WatchDog Валериу Паша.
Валериу Паша: Политика играет чрезвычайно важную роль, и особенно когда глава государства избирается в ходе всенародных выборов, — ну, а это, в свою очередь, автоматически означает важность кампании для политического лидера, способного стать локомотивом для партии или даже для нескольких партий, избирательных блоков или геополитических течений. Это приносит голоса, и вдобавок президентская кампания — промежуточный этап перед возможными парламентскими выборами или же досрочными выборами законодательного органа.
Мы являемся свидетелями перегруппировки сил. Это первые плоды теневых договоренностей между Додоном и Плахотнюком — при содействии Шора
Хорошо это или плохо, но президент все еще обладает рядом серьезных полномочий: у него есть доступ к государственной тайне, у него есть рычаги влияния в сфере обороны и безопасности, а также в области внешней политики. Эти прерогативы определены Конституцией, а вот если у президента есть еще и поддержка со стороны влиятельной парламентской партии, как в случае с нынешним главой государства, то вас вообще не интересует то, что написано в Конституции, вы можете нарушать ее каждый день и, занимая пост президента, параллельно руководить правительством, парламентом и всей страной. Чем, кстати, занят действующий президент, который говорит, что это по его инициативе ремонтируют тротуары в Кишиневе или, скажем, дорожную развязку.
Пресловутая программа «Хорошие дороги» есть в каждом селе, и ее позиционируют как инициативу президента. Также «по инициативе президента» правительство выделяет социальную помощь, — хотя и я могу сказать, что это по моей инициативе отремонтировали тротуар! Я направлял множество запросов и установил, что у меня совершенно те же права в отношении управления бюджетом Кишинева, что и у Игоря Додона. Более того: инвестиции бывают частными, например, были вложения Федерации футбола, которая построила стадион в партнерстве с мэрией Кишинева. И вновь появляется президент и приписывает себе это достижения, к которому он не имеет ни малейшего отношения.
Это не работа президента, это означает ежедневные нарушения не только Конституции, но и здравого смысла. А для людей, которые понимают, что означает структура власти, и, в конце концов, для закона — это просто оскорбительно.
Свободная Европа: Насколько изменится ситуация в Республике Молдова после президентских выборов, когда станет известен победитель кампании?
Валериу Паша: Изменения, вне всякого сомнения, будут, — полностью поменяется формат власти, как минимум. Учитывая, что сегодня парламентского большинства, по сути, нет — оно сохраняется лишь в силу инерции — изменится формат правления, и мы не исключаем как досрочных выборов, так и переформатирования.
Я считаю, что наиболее вероятный вариант после президентских выборов — вне зависимости от того, выиграет ли Игорь Додон или проиграет — это правительство, сформированное Партией социалистов и группой Pro Moldova, при таком раскладе возможно участие и партии «Шор», либо на официальном уровне, либо с ее теневой поддержкой. Демпартия может войти в коалицию, а может и не войти, тут все зависит от их будущих позиций. Но для Игоря Додона очень важно сформировать внятную мажоритарную коалицию, получив свыше 51 депутата. А с одними демократами это ему сделать никак не удастся.
Ходит множество слухов о том, что некоторые демократы, которые ушли к Андриану Канду, могут вернуться в состав Демпартии, но я думаю, что все же это из области фантазий. По-видимому, сейчас мы являемся свидетелями перегруппировки сил и закулисных переговоров. Это первые плоды теневых договоренностей между Игорем Додоном и Владом Плахотнюком — при содействии Илана Шора. Судя по поведению Pro Moldova, «эксклюзивные видео» с Игорем Додоном и доказательствами его коррупционных действий закончились. Хотя у Влада Плахотнюка запасов хватит на год вперед, и можно показывать каждый день по десять серий!..
И партия «Шор» больше не выступает с протестами против ПСРМ, Игоря Додона и Иона Кику. Хотя определенные столкновения в ходе кампании между ними все же возможны, если Плахотнюк и Шор чуть сильнее прижмут Игоря Додона к стенке и заставят его проявить гибкость в этих их переговорах. Цель Плахотнюка и цель Шора — противодействие реформам в системе юстиции Республики Молдова, получение контроля над ключевыми людьми в судебной сфере, а также гарантии того, чтобы никакие расследования не генерировали бы им проблем.
И тут мы уже видим назначение судьи Клима в Апелляционную палату Кишинева, — это человек, который, так сказать, был крайне успешен в коррумпированной системе Плахотнюка. Теперь он, наверное, подружился с Додоном, но что можно сказать наверняка — он точно и пальцем не станет касаться ни Влада Плахотнюка, ни Илан Шора.
И подобные события еще будут, — за неделю до выборов, 23 октября, должно пройти общее собрание судей, на которой будет назначен постоянный член Высшего совета магистратуры, а это означает цементирование контроля над базовым институтом всей системы. Ведь надзор за правосудием возложен именно на ВСМ, а кроме этого, совет назначает членов двух спецкомиссий — дисциплинарной, которая решает, кого из судей наказывать, кого — предложить к увольнению, а вторая комиссия занимается вопросам продвижения судей, она решает, кого и на какую должность выдвинуть, кого предложить на руководящие посты. Словом, тут ведется настоящая закулисная игра.
У Додона сегодня очень серьезные проблемы в Москве. Его и раньше там всерьез не воспринимали, а нынче вообще игнорируют
Свободная Европа: Вы говорите, что у Игоря Додона существуют договоренности с Владимиром Плахотнюку, но сам Додон в недавнем интервью Свободной Европе говорил, что он все еще рассчитывает на решение Соединенных Штатов об экстрадиции Плахотнюка, что он надеется, что его доставят на родину в наручниках, и что он попадет в тюрьму. Более того, в том же интервью Игорь Додон заявил, что стал государственным деятелем именно после того, как «сверг Влада Плахотнюка», сумев заставить его покинуть Молдову.
Валериу Паша: Все, что он говорит, каждое его слово — это fake news. И то, что он «выгнал Влада Плахотнюка из страны», — это фальшивка. Он стоял навытяжку перед Плахотнюком, он пытался сформировать альянс ПСРМ и Демпартии — вплоть до того момента, когда неожиданно вынырнул [замглавы администрации президента России Дмитрий] Козак, который заставил его заключить союз с блоком ACUM. Вот что случилось с Владом Плахотнюком, и я не думаю, что он так уж рассержен на Додона. Он же понимает, что у тот просто не было выбора, что партия ему больше не подчиняется. ПСРМ подконтрольна тем, у кого есть власть и влияние — то есть, Москве. Вот и вся история.
Кто поверит в то, что Игорь Додон стал государственным деятелем, если он не смог стать хотя бы уважаемым политиком? А что говорить о присвоении полномочий! Игорь Додон сегодня контролирует все, в том числе ситуацию в системе правосудия, у него есть выходы на Генпрокуратуру, он назначает своих людей на разные посты. И ни одно из дел, в которых фигурирует Влад Плахотнюк, не было доведено до конца.
Нет ни одного обвинительного приговора, ни одно уголовное дело не было передано в судебную инстанцию, а он пытается перекладывать вину на Соединенные Штаты! Он не смог обеспечить проведение расследования внутри государства, которым он руководит. Можно предполагать, что они вообще не занимались сбором доказательств, достаточных для того, чтобы дело попало в суд. А еще представьте, какой же запрос об экстрадиции они направили в США!.. Так что все это ложь, — и более того, Республику Молдова в Интерполе представляет некто [Виталие] Пырлог, бывший министр юстиции, — а он — человек Плахотнюка с головы до пят.
Свободная Европа: Так ведь он не имеет права принимать решения...
Валериу Паша: Нет, у него масса полномочий для принятия решений, у него доступ к материалам дел, а это значит, что каждый запрос относительно международного розыска проходит именно через него. В общем, там у Плахотнюка есть свой человек.
Кстати, никто из МВД — ни Андрей Нэстасе, ни Павел Войку (кум Додона, который потому-то и стал министром внутренних дел) не требовал отозвать этого персонажа из Интерпола. Ни разу Додон публично не требовал его отзыва. И он пытается убедить нас, что хочет экстрадиции Плахотнюка?..
Нет, все, чем занят Додон — это образцовый пример пропаганды в кремлевском стиле. Он перекладывает ответственность за то, что нет ни расследований против Плахотнюка, ни их результатов — перекладывает с Республики Молдова на Соединенные Штаты. А это и есть часть пропаганды Кремля, который так же каждый раз пытается переложить ответственность за ситуацию с Плахотнюком на США.
Если Додон окажется за бортом, то их молодежь начнет настоящую битву за власть
Свободная Европа: А что, разве Кремль хотел бы, чтобы Игорь Додон помирился с Владимиром Плахотнюком?
Валериу Паша: Я не думаю, что Кремль этого хочет, и более того, у Игоря Додона сегодня очень серьезные проблемы в Москве. Его и раньше там всерьез не воспринимали, а нынче вообще фактически все игнорируют. Я видел его весьма показательную встречу с Дмитрием Козаком. Козак, конечно, довольно высокопоставленный чиновник, но все же он — лишь заместитель главы администрации президента Путина...
Свободная Европа: Но именно он курирует отношения с Республикой Молдова.
Валериу Паша: Это так, и он принимал Игоря Додона как своего подчиненного — демонстративно, на публику, были даже опубликованы фото, на которых видно, как президент Республики Молдова идет на поклон к не самому высокопоставленному чиновнику Российской Федерации.
Они там устали от Игоря Додона. Кремль понимает, что политика Игоря Додона — особенно во время пандемии, но вообще-то вся его политика — приводит, в конечном итоге, к дискредитации ПСРМ, к дискредитации идеи сближения с Российской Федерацией.
Свободная Европа: Игорь Додон категорично заявил, что выступает за проведение досрочных парламентских выборов.
Валериу Паша: Да-да, слышали... Знаете анекдот? В следующем году я опять хочу поехать во Францию!.. — А разве ты там уже был? — Нет, уже хотел.
Вот точно так же и Игорь Додон говорит о том, что опять хочет досрочных выборов. Он рассказывал об этом и в прошлом году, до того, как разорвать альянс с блоком ACUM. Он же твердил, что если коалиция с ACUM развалится, то будут досрочные выборы. А еще он говорил, что не собирается формировать альянс с Демократической партией, и что уж лучше досрочные выборы, чем союз с демократами.
Возможности у него были, и если бы в мае был распущен парламент, то уже в июле у нас были бы досрочные выборы. Но он ничего не делал, он ждал, чтобы до выборов президента оставалось менее шести месяцев. У него была возможность и в июле, — потому что отставка Кику спровоцировала бы досрочные выборы. И что сделал Игорь Додон? Игорь Додон ждал, чтобы до выборов остались вообще три месяца. И что же все это значит? Он и сегодня может выступить с инициативой досрочных выборов — отставка Кику, две неудачные попытки назначения кабмина, и президент получает право... Право — но не обязанность!
В любом случае, до инаугурации нового президента — будет ли это Додон, или другой глава государства — Игорь Додон не может подписывать соответствующих указов в интервале между днем выборов, вторым туром и инаугурацией. Так что у него будет целый месяц на обсуждение вариантов предательства, — и этим он укрепляет свои позиции на переговорах с Плахотнюком, Шором и другими парламентскими партиями.
И вот приходит он и говорит: «Ребята, значит, так. Pro Moldova в парламент не проходит, партия „Шор“ проходит, но все равно ей не с кем заключать альянс, ДПМ не проходит, Платформа DA не проходит...» И так он будет ходить ко всем — и к Андрею Нэстасе, и к Филипу, и к Дьякову, и к Плахотнюку, и к Шору, будет вести переговоры и обсуждать, кто согласится на лучших для него условиях вступать в коалицию. Мол, если не хотите — ну, тогда идем на досрочные выборы, и тут вы все вылетите из парламента! А ПСРМ, даже если и проиграет досрочные выборы, все равно пройдет в парламент, и для Игоря Додона хорошо бы запасти несколько сильных козырей для этих закулисных игр и переговоров.
Вот насколько нужны досрочные выборы для Игоря Додона... Плюс ко всему, идея досрочных выборов ведь очень популярна у избирателей, потому что все они уверены, что этот парламент давно пора менять.
Свободная Европа: ...потому что парламент больше не репрезентативен.
Валериу Паша: На самом-то деле, он и не был репрезентативным, причем с 24 февраля, когда Плахотнюк сфальсифицировал выборы. А уже сегодня тем более!..
Все, что делает пока Андрей Нэстасе — атакует Майю Санду, помогая Игорю Додону выиграть второй мандат
И пока будет идти предвыборная кампания, Игорь Додон будет заниматься отставкой Кику, продвижением кого-то, формированием фиктивных кабинетов министров, фиктивных программ, и все общественное внимание будет сосредоточено на Додоне, а не на выборах. Так он сможет подменить повестку дня, а на следующий день после выборов, вне зависимости от того, будет он переизбран или проиграет выборы, Додон приходит и говорит: «Люди добрые, у нас тут кризис, может, мы все же пока утвердить правительство, ну, а досрочными выборами парламента займемся попозже? Выборы будут, но не сейчас. У нас же и экономический кризис, и COVID, давайте сначала с этим со всем разберемся...»
И так — до 2023 года!
Он вполне на это способен, и особенно — если Майя Санду выиграет президентские выборы. Они будут держаться намертво, только чтобы не допустить досрочных выборов, которые, очевидно, может выиграть проевропейская оппозиция, если Майя Санду станет президентом.
Игорь Додон формирует для себя выгодные условия. Он пойдет на досрочные, если Плахотнюк и Шор не кинут, или если Москва опять запретит ему создавать альянс с Плахотнюком. Если он проиграет президентские выборы, он вновь займет пост председателя Партии социалистов. Иначе молодая поросль ПСРМ будет недовольна тем, что он утащил всю партию в болото, и они постараются каким-либо образом изолировать его и исключить всех его людей из руководства партии...
Свободная Европа: Сейчас внутри ПСРМ есть и солидарность, и единство рядов.
Валериу Паша: Есть там и конкуренция, и очень хорошо известны будущие потенциальные новые лидеры... Пока у руля ПСРМ сохраняются прежние люди, но если Додон окажется за бортом, то их молодежь начнет настоящую битву за власть.
Свободная Европа: Вы говорите о потенциальных лидерах Партии социалистов?
Валериу Паша: Да, именно о них.
Свободная Европа: И вы думаете, что у Игоря Додона в ПСРМ могут быть конкуренты?
Валериу Паша: Так они уже есть. И первый претендент — мэр столицы. В первую очередь, он — в отличие от Игоря Додона! — выиграл выборы...
Свободная Европа: Иван Чебан всегда говорит, что он вместе с Игорем Додоном, что они остаются одной командой...
Валериу Паша: Пока — да. Пока Игорь Додон является игроком, который приносит им выгоду. Но как только он останется без кресла, он тут же пойдет на дно. И Игорь Додон это знает. Поэтому ему и нужны должности — то ли кресло депутата на досрочных выборах, чтобы потом стать спикером... Мы не исключаем и такой вариант: если Игорь Додон проиграет президентские выборы, он будет затем выдвинут на пост премьер-министра. И за него проголосует группа Pro Moldova. Или Демпартия вместе с Pro Moldova.
Кстати, судя по тому, как он ведет себя в последнее время, нельзя исключать участия в альянсе с ПСРМ и Платформы DA. По крайней мере, Андрей Нэстасе определенно к этому предрасположен... Мы не смогли найти другого объяснения тому, почему настолько очевидным образом Андрей Нэстасе борется за то, чтобы обеспечить Игорю Додону второй президентский мандат. Видимо, есть между ними некие договоренности. В общем, не знаю, что за дружба между ними, однако, все, что делает пока Андрей Нэстасе в этой кампании — атакует Майю Санду, тем самым помогая Игорю Додону выиграть второй мандат.