Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «У нас есть основания проявлять очень серьезный скепсис»


Игорь Боцан
Игорь Боцан

Национальное телевидение и радио вернутся под парламентский контроль в соответствии с законом, принятым на прошлой неделе парламентским большинством. Как заявляют представители властей, Совет по телевидению и радио намеренно не замечал политической ангажированности компании Teleradio Moldova, и новый закон принесет, по крайней мере, больше честности. Глава кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботнару обсуждает логику власти с политическим аналитиком, исполнительным директором Ассоциации за демократию через участие (ADEPT) Игорем Боцаном.

Свободная Европа: Можно ли сравнить нынешнюю ситуацию с реформами судебной системы и прокуратуры, в частности, с тем, что происходит сейчас вокруг намерения изменить принципы работы Общественной телерадиокомпании и Совета по аудиовизуальным СМИ, который, по мнению правительства, не выполняет свои обязанности?

Игорь Боцан: Мы должны исходить из того, что, провозглашая принцип наведения чистоты в государственных учреждениях, партия «Действие и солидарность» (PAS) и правительство применяют одинаковый подход ко всем структурам.

Свободная Европа: И их объяснение состоит в том, что они берут на себя политическую ответственность, а избиратели по окончании мандата будут судить, была ли права власть, или нет. Это вполне понятная политическая логика, не правда ли?

Игорь Боцан: Частично понятная, потому что никто не знает, каков будет результат правления PAS. Все ожидают положительных результатов, но вот если результаты окажутся не совсем теми, тогда все усилия PAS приведут к тому, что следующее возможное правительство будет использовать такие же методы для продвижения своих людей во все госучреждения, вне зависимости от того, являются ли они по закону автономными. Так что риски здесь очень высоки.

Люди из PAS говорят: «Господа, во время предвыборной кампании мы объяснили народу, что происходит в нашей стране, мы сказали избирателям, что, к сожалению, после 30 лет независимости дела в нашей стране идут не так, как надо, и вот, теперь, в соответствии с полученным от граждан мандатом, мы приступаем к наведению порядка — и начинаем генеральную уборку».

Свободная Европа: Спрошу вас по-другому — а можно ли другими способами достигнуть той скорости действий, которую ждут избиратели PAS?

Игорь Боцан: Тут нам надо процитировать [главу Венецианской комиссии] Джанни Букиккио, который сказал, что не следует путать «поспешность» со «скоростью». И скорее, PAS демонстрирует именно спешку.

Мы видели, что ряд очень уважаемых организаций в Республике Молдова, три-четыре весьма авторитетных НПО, у которых и опыт, и наработанный имидж, высказали свое недовольство в связи с тем, что произошло на прошлой неделе, когда был принят проект закона о внесении поправок в Кодекс аудиовизуальных услуг.

Свободная Европа: Чтобы объяснить эту реакцию, те организации в унисон заявили, что налицо — очевидная политизация. Правда, было и мнение представителей Ассоциации независимой прессы, о том, что, возможно, будущая реформированная компания окажется более успешной, что она сможет избавиться от политических рычагов, встать на ноги — и начнет работать в соответствии с нормами деонтологии, беспристрастно и равноудаленно. Можем ли мы на такое надеяться?

Игорь Боцан: В принципе, да, потому что когда мы разговариваем с депутатами от фракции PAS, они нам говорят: «Люди добрые, посмотрите, что произошло в аудиовизуальной сфере после принятия закона, который вступил в силу 1 января 2019 года!..» По их мнению, ничего положительного не случилось. Большая проблема заключается в том, что представители упомянутых мной медиаорганизаций принимали активное участие в разработке Кодекса аудиовизуальных услуг в 2016 году, а затем и в его принятии в 2018-м. Эти специалисты занимались реформой, а теперь мы должны признать, что все их усилия ни к чему не привели.

Свободная Европа: Должны ли эти эксперты сожалеть о том, что закон, который они так хорошо написали, не работает?

Игорь Боцан: Мы могли бы согласиться с таким подходом, ведь все зависит от человеческого фактора. Вы можете принять наилучший закон, но если этот распрекрасный закон или его положения внедряет власть, в отношении которой доказан захват государства, то ведь очевидно, что не стоит ждать, что хорошие законы нормально работать не будут. Но самая большая проблема, которую все видят, заключается в том, что нынешние поправки сделаны специально для того, чтобы появилась возможность избавиться от Наблюдательного совета и директора телевидения.

Свободная Европа: От нынешнего состава?

Игорь Боцан: Да, от нынешнего состава.

Свободная Европа: Как и в случае с прокурором, — цели обознпчены четко. Но я вот что спрошу. Надо ли принимать во внимание логику действий PAS, если говорится так: «Мы расчищаем авгиевы конюшни, и после этого никто ни во что не будет вмешиваться, с этого момента все структуры будут иметь полную свободу и защиту от вмешательства — и телевидение, и прокуратура, и суды»? Разве это не убедительный аргумент для общества, для того, чтобы дать властям «свободу действий»?

Игорь Боцан: Да, мы признаем, что нынешнее правительство PAS и те, кто представляет PAS в составе парламента, — это люди, которые не участвовали в коррупционных схемах и не замечены в иных предосудительных поступках, но есть опасение, что имеющаяся власть, однако, медленно, но заставляет людей менять свое видение, они начинают верить в то, что они оказались в своих должностях благодаря божественному провидению, и потому начинается процесс, так сказать, утраты к ним доверия.

Хорошие люди — это те, кто не ворует, кто справедлив и по отношению к госучреждениям, и по отношению к гражданам

Именно отсюда проистекает недовольство ряда медиаструктур, о котором я говорю, то есть, — да, в пользу парламентского контроля есть очень серьезные аргументы, и потому парламентское большинство заявляет: «Господа, это — государственное публичное учреждение, оно финансируется за счет государственных денег, раньше это учреждение действовало, мягко говоря, не очень, и потому необходим парламентский контроль».

А когда мы говорим о парламентском контроле, то мы же знаем, что в парламенте есть большинство, у большинства есть своя политическая позиция, и мы можем ответить: «Все верно, господа, но этот ваш парламентский контроль становится, по сути, политическим». Вот то, с чем не согласны многие специалисты. С другой стороны, мы видели и аргументы PAS. Их представители говорят: «Господа, давайте не будем преувеличивать, потому что у нас есть пример Румынии, где румынская телерадиокомпания находится под точно таким же парламентским контролем, да и в Республике Молдова, если вспомнить нашу практику, за исключением последних двух с половиной лет вещатель Moldova 1 находился под постоянным контролем парламента. Мы обещаем вам, что мы не будем вмешиваться, мы сохраним и гарантируем автономное функционирование этого учреждения, мы не будем вмешиваться в его деятельность, мы просто хотим начать генеральную уборку, а после того, как мы убедимся, что все вернулось к норме, не будет никаких рычагов для политического контроля, который необходимо ликвидировать». И такие же позиции PAS продвигает в отношении любого государственного учреждения в Республике Молдова.

Свободная Европа: Вы привели пример Румынии... Но разве это не очередное изобретение велосипеда, не этим ли занят парламент, который вносит поправки в законодательство об общественном телевидении и радио?

Игорь Боцан: Поправка к закону является поводом для изменения состава Наблюдательного совета телевидения, а также для смены директора телевидения и состава Аудиовизуального совета.

Свободная Европа: А после этой поправки должны быть обеспечены идеальные условия для доступа на радио и телевидение всему нашему политическому спектру и диапазону. Когда будет видно, действительно ли цель была достигнута?

Игорь Боцан: Совершенно верно. Когда я присутствовал на дебатах, я услышал аргументы тех, кто возлагает очень большие надежды на правительство PAS. Они говорят: «Да, мы проведем эту реформу, но мы хотим убедиться, что права оппозиции будут соблюдаться, что оппозиция будет присутствовать в эфире, что медиа перестанут исполнять политические заказы — и не будут безудержно расхваливать власть». Что у них хватит смелости обсуждать и проблемы, и реальные способы их решения.

Свободная Европа: Есть и еще одно соображение, которым нельзя пренебрегать. Некоторые говорят, что пока теле- и радиокомпании противников PAS прекрасно себе работают, и что у правительства нет доступа к обществу.

Игорь Боцан: Есть такое, у нас работает мегахолдинг социалистов, у нас есть мегахолдинг демократов, и мы помним, что произошло после парламентских выборов 1998 года, когда экс-директор Национального радио был уволен именно за то, что обеспечивал плюрализм. Те, кто побеждал на выборах, — они использовали медиаинституты для создания медиаимперий, если их можно так назвать, для продвижения своих собственных политических формирований, занимаясь пропагандой. Было бы жаль снова становиться свидетелями чего-либо подобного. Но, по крайней мере, в PAS говорят, что они просто хотят исправить то, что было до сих пор. И — да, вы правы, когда говорите, что есть политические партии, за которыми стоят медиаинституты, и что у нового правительства нет подобных инструментов, и они каким-то образом пытаются создать равные для всех условия. Но мы не уверены, что они добьются успеха, и это большая проблема.

Все мы хотим, чтобы наш скептицизм не подтвердился, и чтобы реформы были успешны

Свободная Европа: А что бы могло убедить вас лично, как телезрителя и как наблюдателя за нашей политической жизнью, — вы повидали немало правительств! — так вот, что заставило бы вас проявить немного терпения, выдержки?

Игорь Боцан: Но у нас ведь и нет иных вариантов, потому что у партии «Действие и солидарность» — большинство. Да, мы задаем вопросы, у нас возникает критическое отношение, мы выражаем свое несогласие... Грабли уже были — например, есть решение Конституционного суда, принятое в декабре 2010 года, на которое мы ссылались ранее, и там очень четко сказано, что необходимо разграничивать институты, которые представляют особый общественный интерес, и те, которые представляют особый политический интерес. И потому мы хотели бы, чтобы учреждения, находящиеся в зоне общественного интереса, были деполитизированы, и чтобы не возникало подозрений в том, что власть использует эти институты для продвижения своих интересов, для искажения реальности.

Что убедило бы меня? Может быть, год работы «Телерадио-Молдова» в новых условиях, чтобы я мог видеть там нынешнюю оппозицию с ее точкой зрения, видеть там настоящие дебаты, видеть там представителей правительства, которые обсуждают вопросы вместе с оппозицией, а не сидят в одиночестве, рассказывая, как хорошо горожане будут жить, если поверят нынешним представителям власти.

Свободная Европа: Пока что многие телеканалы поступают ровно наоборот, они рассказывают гражданам, как все тяжело, как все ужасно, — газ и бензин дорожают... А у правительства нет возможности ответить или, по крайней мере, рассказывать, что оно делает.

Игорь Боцан: Это правда, и PAS нам постоянно говорит: «Мы берем на себя ответственность и гарантируем вам, что мы будем другими, поэтому мы и назвались «хорошими людьми» — в том смысле, который использовал великий русский историк Василий Ключевский, который различал хороших людей — и людей не совсем хороших. Хорошие люди — это те, кто не ворует, кто справедлив и по отношению к государственным учреждениям, и по отношению к гражданам.

Если PAS претендует на название «хорошие люди», если они берут на себя полную ответственность. чтобы убедить нас в том, что они просто хотят навести порядок и исправить то, что у нас в стране идет вкривь и вкось, тогда — да, мы сможем сказать: «В добрый путь!»

Но мы очень хотим, чтобы люди из PAS поняли, что у нас есть основания проявлять очень и очень серьезный скепсис, потому что за тридцать лет во власти сгинуло немало самых разных политических сил, у которых были разные названия, которые стучали себя кулаками в грудь и наобещали с три короба, что они принесут пользу обществу... Однако, также мы видели, как велико расхождение между обещаниями и реальными достижениями.

Свободная Европа: Скептицизм — это своего рода добровольная схизма... Я хочу, чтобы вы пообещали, что будете бдительны — и ни на полгода не оставите их без своего внимания.

Игорь Боцан: Да. Давайте посмотрим, кого будут продвигать в состав Наблюдательного совета, в состав Совете по аудиовизуалу, кто станет директором телевидения, — давайте посмотрим на заслуги этих людей, и это, несомненно, будет четким показателем.

Свободная Европа: Ну, и ежедневные выпуски новостей — это ведь тоже дело показательное?

Игорь Боцан: Конечно! Как я уже говорил, у нас есть три-четыре неправительственные организации, которые, с моей точки зрения, являются профессиональными, и я очень надеюсь, что их голоса будут услышаны. В конце концов, все мы хотим, чтобы наш скептицизм не подтвердился, и чтобы реформы были успешны.

XS
SM
MD
LG