Linkuri accesibilitate

Раду Карп: «Власть — вещь очень относительная. Все зависит от людей»


Лидер социалистов Игорь Додон заявил, что ПСРМ не будет поддерживать правительство Гросу. Голосование парламента поставит точку в нынешнем политическом кризисе, который начался с того, что все партии в унисон заговорили о необходимости досрочных выборов. Правда, затем позиции ряда парламентских фракций поменялись.

По мнению бухарестского политолога Раду Карпа, Молдове нужно полноценное правительство, поскольку страна столкнулась с очень серьезным кризисом, в том числе, из-за пандемии коронавируса.

Свободная Европа: Говорим о политическом кризисе, который может разрешиться, а может, и нет. Куда клонится чаша весов?

Раду Карп: Это сказать очень сложно, потому что, насколько я знаю, а я внимательно наблюдал за тем, что происходит в Республике Молдова, — я так и не увидел официального решения PAS относительно того, будет ли голосовать партия «Действие и солидарность» за утверждение правительства.

Свободная Европа: Скорее всего, позиция PAS станет известна тогда, когда будет ясно, кто готов голосовать за кабмин.

Раду Карп: Да. На данный момент нам неясна позиция ряда политических партий относительно кандидатуры г-на Гросу. Я бы провел параллель с первой попыткой голосования за кабинет г-жи Гаврилицы, когда решения сторон были официально объявлены до момента голосования, и все выглядело в определенной степени предсказуемо. А вот теперь результаты совершенно непредсказуемы, партии до последнего будут все просчитывать, думать, выгоднее ли им получить правительство меньшинства, или же лучше пойти на досрочные выборы. Это очень сложные сценарии для каждой из партий, и я думаю, что внутри парламентских фракций идут весьма жаркие дискуссии.

Свободная Европа: Вот один сценарий: правительство Гросу набирает 51 голос. Откуда они могут прийти?

Раду Карп: Во-первых, и социалисты могут решить, что им выгоднее с правительством меньшинства, которое они будут постоянно атаковать в парламенте, постоянно блокировать. Таким образом они смогут избежать досрочных выборов. Также они могут дать депутатам возможность самостоятельно решить, как им действовать, — руководствуясь совестью. Так что правительство, с определенными оговорками, вполне может быть утверждено.

Второй сценарий состоит в том, что партии займут более сговорчивую позицию как раз для того, чтобы избежать досрочных выборов. Я думаю, что основная проблема заключается не в подсчете голосов, а в составе правительства. Потому что, насколько я заметил, кабмин состоит из людей, очень близких к ядру партии, но они — менее технократы... Такое правительство выглядит не очень убедительным для других игроков в парламенте, которые придерживаются проевропейской ориентации. И здесь я вижу проблему с номинальным составом правительства. Впрочем, все зависит от обстоятельств, и вообще неизвестно, будет ли иметь значение этот фактор.

Свободная Европа: Г-н Гросу сказал, что он ведет переговоры только с Платформой DA, с Партией социалистов и с Демократической партией. И все.

Раду Карп: Да, действительно, он не рассчитывает получить голоса от партии «Шор». Почему? Вероятно, люди Шора передали четкие сигналы о том, что они не станут голосовать за это правительство. Напомню тут заодно, что представители партии «Шор» поставили свои подписи в поддержку кандидата от ПСРМ. Фактически, они безо всяких оговорок поддержали посла в Москве г-на Головатюка. Люди Шора не выдвигали никаких условий, говорили, что они готовы голосовать за любого кандидата, кроме выдвиженца PAS. И я думаю, что в PAS подошли к вопросу здраво и рационально, — не надеясь на голоса от Шора.

Свободная Европа: А могут ли социалисты кинуться в объятия депутатов группы Pentru Moldova?

Раду Карп: Тут снова неопределенность. Я видел, что депутаты этой платформы очень активно жонглировали идеей о том, что каким-либо образом главой правительства, которого предложит парламент, станет Андрей Нэстасе.

Однако, интрига завершилась ничем, никаких подписей за альтернативного кандидата не появилось, и параллельно они не поддерживают Игоря Гросу. Поэтому я думаю, что их голосование — предмет переговоров. Повторюсь, я не понимаю, на что рассчитывает большинство в PAS: может, лучше прокатить правительство, или же выгоднее правительство меньшинства, которое будет под постоянным давлением со стороны парламента...

Свободная Европа: Давайте поговорим и о втором сценарии: правительство Гросу не набирает 51-го голоса. При таком раскладе выходит, что есть, как минимум, два обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента. Как вы думаете, насколько реален этот вариант, на котором настаивает Майя Санду?

Будут досрочные выборы или нет, — любой сценарий включает консультации и переговоры

Раду Карп: Если за правительство Гросу не проголосуют, думаю, что мы очутимся в периоде неопределенности. Потому что в решении Конституционного суда, который отклонил запрос о неконституционности выдвижения г-на Гросу, не сказано ничего о кандидатуре парламентского большинства. То есть, выходит, что предыдущее решение Конституционного суда в силе, а это, в свою очередь, означает, что если правительство Гросу не набирает голосов, то появляется вариант с выдвижением другого кандидата. Здесь, опять же, думаю, что решать будет Конституционный суд. Можно ли после выдвижения двух кандидатур, г-жи Гаврилицы и г-на Гросу, рассматривать третьего кандидата, — или нет? Очевидно, что и сами партии этого еще не понимают, — насколько уместны дискуссии о другом кабмине — в случае провала утверждения правительства Гросу, — или же надо идти на досрочные выборы?

Свободная Европа: По крайней мере, Конституционный суд заявил, что перед роспуском парламента Майя Санду должна провести консультации с парламентскими фракциями. Правда, есть и такие интерпретации — мол, этот раунд предусматривает обсуждение лишь даты досрочных выборов.

Раду Карп: То, что будет обсуждаться в ходе этих политических консультаций, — это не то, о чем нам говорил Конституционный суд. И здесь, повторяю, появляются еще два сценария. Один — обсудить кандидата от ПСРМ с Шором; или, как в случае с г-жой Дурлештяну, соответствующий кандидат должен объявить, что снимает свою кандидатуру, и тогда консультации начнутся с нуля.

Будут досрочные выборы или нет, — любой сценарий включает консультации и переговоры, хотя я думаю, что стороны уже устали от всех этих переговоров, высказывания одних и тех же точек зрения, это продолжается до бесконечности, хотя позиции уже известны.

Свободная Европа: Может ли что-то или кто-то изменить планы Майи Санду, касающиеся досрочных парламентских выборов?

Раду Карп: Я считаю, что нынешняя ситуация совсем другая, нежели та, что была сразу после президентских выборов. Потому что тогда Майя Санду рассчитывала аккумулировать в ходе досрочных выборов устойчивое большинство. Но сейчас уже ясно, что у вас может быть и правительство меньшинства, и вы можете управлять страной, не имея абсолютных рычагов государственной власти.

Власть для политика или политической партии — вещь очень относительная. Все зависит от людей, которые руководят учреждениями, многое зависит от того, как себя ведет оппозиция. Я думаю, что Майя Санду изменила свое первоначальное мнение о том, что единственный способ реализовать ее планы — это получить всю полноту власти. Думаю, она убедилась, что абсолютной власти нет. Или же ее крайне сложно получить.

Свободная Европа: Добиться досрочных выборов — это цель президента Майи Санду, она говорила, что нынешний парламент больше не является отражением воли избирателей. Должен ли при таких раскладах парламент выражать вотум доверия правительству, которое считается пропрезидентским?

Раду Карп: Да, поэтому я и полагаю, что, возможно, большинство парламентариев хотели бы проголосовать, но — «не присутствуя» в зале заседаний. То есть, даже проведение тайного голосования небезопасно как для парламентских групп, так и для депутатов. Многие желали бы перескочить через это испытание, взмахнув волшебной палочкой, и... И не заострять внимание на том, что у всех партий происходит смена позиций!

Свободная Европа: Да, но Майя Санду будет продолжать говорить, что в парламенте — воры, что там сидят коррупционеры... И все же, даже такие депутаты могут проголосовать за правительство Гросу.

Раду Карп: Да, повторяю, — скажут, что правительство Гросу утвердили Божьей милостью и ради национальных интересов.

Свободная Европа: Цели правительства — справиться с экономическим кризисом, с пандемией, очистить госинституты от коррумпированных людей и организовать досрочные парламентские выборы.

Раду Карп: Если мы посмотрим на первую программу кабмина, на вторую — больших различий там нет. Есть изменения в составе правительственной команды, она намного ближе к политическому ядру PAS.

Чего я жду? Боюсь, в четверг у нас в парламенте дискуссий не будет, хотя они необходимы. Люди каждый день сталкиваются с проблемами в связи с пандемией. Да, есть разные государственные политики, но единого рецепта не существует.

Я видел, как в Германии г-жа Меркель заявила: мы вводим ограничения в период Пасхи. Но потом она изменила мнение и сказала, что это была ошибка, что пасхальных ограничений не будет. Повторяю, единого рецепта нет.

Парламент — это как раз то место, где такие вопросы и должны обсуждаться. Никаких городских, районных комитетов и экспертных комиссий! Обсуждать подобные проблемы надо в парламенте.

Свободная Европа: Но все же пока есть два кандидата, хоть в президентском указе фигурирует г-н Гросу: социалисты и представители Pentru Moldova не отказались от кандидатуры г-на Головатюка.

Раду Карп: Вот почему я и говорю, что если г-н Гросу не пройдет, вполне возможно, что кандидатуры будут повторно обсуждать в ходе политических консультаций.

Свободная Европа: Майя Санду может и отказаться это обсуждать.

Раду Карп: Конечно, конечно! Безусловно, она может отказаться! Повторяю, Конституционный суд, отклонив иск социалистов, не вынес решения по существу. Хотя, вне всяких сомнений, КС и не может заниматься такими мелочами, чтобы указывать, как именно должны проходить политические консультации.

Помню, однажды Траяна Бэсеску упрекали в том, что он-де не провел предусмотренных Конституцией консультаций по поводу организации референдума. Тогда он отправился в парламент и заявил: вот, хочу с вами посоветоваться... И вот, я с вами посоветовался! Процедура выполнена. Хороший пример!..

Я считаю, что критический период, когда у главы государства, помимо PAS, не было партнеров, завершен.

И точно так же г-жа Майя Санду пойдет по варианту-минимуму, в плане организации консультаций. Пригласить партии, сказать им: я вас позвала на консультации, и вуаля, процедура исполнена. Почему бы и нет?

Здесь уж мнение Конституционного суда не нужно, здесь все зависит исключительно от политической философии каждой партии и каждого политика в отдельности.

Свободная Европа: Может ли президент Майя Санду попасть в изоляцию, если не найдется вариант для разрешения политического кризиса?

Раду Карп: Когда начался этот политический кризис в Республике Молдова, действительно, была изоляция. Однако, с того момента, как началась эта позиционная война политиков в парламенте, когда появились, так сказать, некоторые успехи, как, например, этот спор в Конституционном суде, я вижу, что изоляции президента нет, вижу, что другие стороны воспринимают ее как партнера по диалогу. Да и последние консультации с президентом были весьма содержательными, хоть на них и не заострялось внимание. Словом, я думаю, что и другие политические лидеры тоже ощущают необходимость диалога с г-жой Майей Санду, чтобы лучше понимать, что она продвигает, чего хочет. И я считаю, что критический период, когда у главы государства, помимо PAS, не было партнеров, завершен.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG