Большинство парламентских партий заявляют, что хотят как можно быстрее добиться проведения досрочных выборов. Однако, по мнению политического аналитика Владимира Сокора, реальные действия многих депутатов свидетельствуют о противоположном — стремлении избежать выборов любой ценой. По его мнению, роспуск нынешнего парламента — это единственный возможный выход из политического кризиса.
Свободная Европа: Обсуждаем политическую неопределенность в Кишиневе. У нас правительство, которое исполняет обязанности, у нас парламент, в котором нет большинства, и есть президент, который настаивает на проведении досрочных выборов. Как политическая ситуация в Республике Молдова видится со стороны?
Владимир Сокор: Ситуация очень запутанная, потому что Конституция и Регламент парламента переполнены несостыковками, что заставляет политиков прибегать к разного рода спекуляциям и вытаскивать рукавов «решения» для слишком сложных конфигураций конституционного плана. Нынешний парламент является своего рода акционерным обществом, в котором каждая партия и, соответственно, каждый партийный лидер являются акционерами, владеющими своим пакетом, а потому любое решение приходится приниматься после бесконечных переговоров.
Нынешний парламент является своего рода акционерным обществом
Вот почему парламентская система правления в Республике Молдова извращена: Республика Молдова даже на уровне менталитета не была институционально подготовлена для подобной системы, так что люди, как всегда, правы... Все опросы общественного мнения в Республике Молдова показывают, что граждане поддерживают президентскую форму правления.
Свободная Европа: После того, как судьи Конституционного суда решили, что парламент не может самораспуститься, президент Майя Санду пообещала объявить о следующих шагах, которые она предпримет. Проблема в следующем: будет ли утвержден кабинет министров, или же политики продолжат путь к внеочередным выборам? И какой сценарий вы считаете наиболее подходящим для нынешней ситуации в Молдове?
Владимир Сокор: Тактика Партии социалистов, партии «Шор», а также людей Плахотнюка заключается в том, чтобы парламент как можно дольше тянул время с правительством, возможно, временным или исполняющим обязанности. А нужно это для того, чтобы гарантировать этим партиям места в парламенте, в надежде, что рейтинг г-жи Майи Санду, тем временем, снизится из-за разочарования электората. Это вполне очевидная тактика пророссийских и плутократических сил.
Майя Санду обязана быть над схваткой, стать выше других политиков, и она не должна вступать с ними в переговоры, чтобы избиратели не начали воспринимать ее просто как другого политика. Еще одного политика...Но гордиев узел должен быть разрублен, парламент должен быть распущен, и досрочные выборы должны состояться как можно скорее, без каких-либо проволочек. При этом, г-же Майе Санду не следует заключать сделки и идти на переговоры с нынешними партийными лидерами.
Майя Санду должна быть над схваткой, стать выше других политиков, и она не должна вступать с ними в переговоры...
Ранее она этого не сделала, и я надеюсь, что делать не будет, чтобы ей не пришлось повторять ошибку, которую ранее совершали другие политики с реформистскими амбициями, в том числе — и Влад Филат. Суть там была в следующем: потенциальные лидеры реформ опустились до уровня рядовых политиков, ведущих с ними переговоры о коалиционных правительствах, о разделе власти, о всевозможных компромиссах в парламенте, где было тогда крайне трудно, если вообще не невозможно, сформировать большинство.
Но г-жа Майя Санду обязана быть над схваткой, стать выше других политиков, и она не должна вступать с ними в переговоры, чтобы избиратели не начали воспринимать ее просто как другого политика. Еще одного политика...
Свободная Европа: Но и депутаты-социалисты, и депутаты Платформы DA, и даже демократы настаивают на том, что нет иного решения для выхода из политического тупика, в котором сейчас находится Республика Молдова, кроме назначения кандидата на пост премьер-министра.
Владимир Сокор: Конечно, здесь скрыто множество подводных камней. Пророссийские плутократические партии хотят сохранить нынешний парламент, хотят увидеть правительство, чтобы продлить жизнь этому составу высшего законодательного органа.
Парламент стал инструментом удушения государства Республика Молдова. Не просто в плане противодействия реформам, но настоящей удавкой на шее государства. С нынешним большинством — или предполагаемым парламентским большинством — они просто-напросто схватили Молдову, шантажируют страну и грозят вообще погубить ее, если государство не подчинится этому «большинству», появившемуся еще два года тому назад благодаря Владимиру Плахотнюку. Нынешний парламент прогнил до мозга костей. Его надо убрать.
Свободная Европа: Лидер социалистов и бывший президент Игорь Додон вместе с фракцией ПСРМ предъявили г-же Санду ультиматум, по поводу выдвижения кандидата на пост премьер-министра в срок до 1 февраля.
Владимир Сокор: Да, именно так, и подобные маневры совершаются, якобы, во имя парламентаризма, во имя демократии, во имя Конституции государства с парламентской формой власти. Это настоящее днище в истории парламентаризма Республики Молдова.
Свободная Европа: А вам сейчас уже стало понятно, кто на самом деле выступает за досрочные парламентские выборы, насколько искренни молдавские политики, обсуждающие этот вопрос?
Это настоящее днище в истории парламентаризма Республики Молдова
Владимир Сокор: Искренности уж точно нет! За исключением Партии «Действие и солидарность», а также, возможно, за исключением Платформы DA, другие партии хотят как можно дольше сидеть в парламенте. Впрочем, их лидеры понимают, что общество выступает против, что люди хотят избавиться от нынешнего парламента. Поэтому политики делают вид, что, мол, они согласны с досрочными выборами, но одновременно они прибегают ко всевозможным уловкам и маневрам, лишь бы по-максимуму продлить парламенту жизнь.
Свободная Европа: А если говорить в целом, то как бы вы охарактеризовали поведение Игоря Додона? Какую цель он сейчас преследует?
Владимир Сокор: Г-н Додон хочет отомстить, он хочет, чтобы Партия социалистов вернулась к власти в формате коалиции с партией Шора или людьми Плахотнюка, или в комбинации с обеими группировками, — цель г-на Додона — коалиционными методами вернуть власть.
Почему г-н Додон стремится вернуться к власти? Каковы у его причины, ведь это же не только абстрактная жажда власти, должны быть и какие-то более ощутимые поводы, реальные причины?
А к материальным причинам относится коррупция. Хотя дела вовсе не ограничиваются ею. Коррупция — важная причина, но не главная. Дело в том, что г-н Додон и партия, которую он представляет, могут оставаться у власти только в качестве посредников между Республикой Молдова и Россией. Проевропейская ориентация Республики Молдова практически исключает г-на Додона и Партию социалистов — не говоря уж о плутократических партиях! — из формата власти.
Указанные политические силы могут оставаться у власти только в качестве посредников в отношениях между Республикой Молдова и Москвой. У них нет других возможностей, они не понимают Запада, и в качестве иностранного языка они знают только русский. Для некоторых из них это родной язык, и они остаются укорененными в информационном пространстве и менталитете «русского мира». И, кстати, прекрасно там себя чувствуют.
И они понимают, что демократическая, проевропейская власть лишает смысла их существование в качестве партий. Вот почему они так стремятся свернуть проект по евроинтеграции.
Свободная Европа: Получается, что таким образом молдавское общество становится еще более поляризованным. Потому что подобная политика заставляет некоторых граждан думать, что у Молдовы больше шансов для развития, если страна будет рядом с Россией, а другая часть населения считает, что только сближение с Европейским союзом в состоянии помочь гражданам и государству?
Вражда — это их инструмент для того, чтобы оставаться у власти
Владимир Сокор: Так и есть. Именно по этой причине такие политики, как Игорь Додон или Илан Шор постоянно педалируют, акцентируют пророссийскую ноту. Отнюдь не потому, что они настроены пророссийски из-за своей сентиментальности или душевных порывов. Причина состоит в том, чтобы максимально мобилизовать своих сторонников — и чтобы и дальше цепляться за власть, несмотря на неприятие со стороны граждан. Вражда — это их инструмент для того, чтобы оставаться у власти.
Свободная Европа: А кто-то еще думает о том, как можно помочь Республике Молдова?
Владимир Сокор: Помощь придет извне, но только после того, как мы поможем сами себе на внутреннем уровне. И у нас есть уникальный шанс благодаря г-же Майе Санду. Нет, я не хочу сводить все к личностям. Но у нас есть не только персона — г-жа Санду, но также есть и партия г-жи Санду, есть команда технократов, которых г-жа Санду может привести к власти.
Свободная Европа: Так все же какому сценарию вы даете больше шансов — к власти придет команда г-жи Санду, или же состоятся досрочные выборы?
Владимир Сокор: Досрочные выборы абсолютно необходимы, и они нужны именно сейчас, а не через год, и не через девять месяцев. Сейчас!.. В противном случае в выигрыше окажется Додон и партийные плутократы, которые делают все, чтобы граждане разочаровались в Майе Санду, и чтобы пострадала ее популярность.
Вы спрашиваете меня о сценариях... Конституционная система чрезвычайно сложна, и к тому же ситуацию специально запутывают политики!.. И получается, что потенциально возможные сценарии меняются в зависимости от политической конъюнктуры, каждую неделю и каждый месяц.
У Игоря Додона было много тактических промахов, было немало провалов как у бездарного политика...
Все настолько запутано, что мы можем бесконечно рассуждать о «сценариях». Во времена Альянса за европейскую интеграцию его лидеры постоянно появлялись на телеканалах и говорили о сценариях, — тогда тоже ситуация в парламенте, внутри коалиции, в правительстве была очень сложной, всё всегда приходилось пересматривать, и вечно шли разговоры о сценариях. Я помню, как партийные лидеры со всей возможной серьезностью выступали на ТВ и повторяли: «У нас есть три возможных сценария...»
Когда г-н Додон был президентом, он совершал ту же ошибку. У него было много тактических промахов, было немало провалов как у бездарного политика, но, среди прочего, г-н Додон всегда появлялся на телевидении и говорил — то раз в неделю, то раз в две недели: «У нас есть три возможных сценария!»
А политик, который ходит по телестудиям и рассуждает о «сценариях», оказывается под угрозой. Вот почему я очень надеюсь, что г-жа Майя Санду не повторит ошибки других политиков и не будет говорить о сценариях. Если она на это пойдет, она смешается с другими политиками, опустится до их уровня. А ей следует держаться подальше от других партийных лидеров, ей надо от них дистанцироваться — и быть над, быть сверху. Вместо того, чтобы болтать о сценариях, нужно говорить о радикальных решениях, пользующихся поддержкой избирателей, поддержкой народа.
И она всегда обращается к людям, апеллирует к народу. И уже настало время народу высказать свое мнение о плутократах, которые захватили парламент и стопорят государство Республика Молдова.
Свободная Европа: Между тем, появляется все больше и больше людей, которые хотят занять пост премьер-министра. И лидер коммунистов Владимир Воронин, и глава «Нашей партии» Ренато Усатый заявляют о готовности стать кандидатами в премьеры. Следует ли Майе Санду прислушиваться к этим выступлениям?
Владимир Сокор: Ну, конечно же, нет! Эти политики видят вакуум власти — и хотят им воспользоваться. Я уже говорил о том, что партийные лидеры стали своего рода акционерами... Акционеров в их компании много. И многие из них в состоянии ставить палки в колеса.