Эксклюзивное интервью Свободной Европы с депутатом Европарламента от Литвы Пятрасом Ауштрявичюсом (Renew Europe).
Свободная Европа: Г-н Ауштрявичюс, каким будет 2021 год для Восточного партнерства?
Пятрас Ауштрявичюс: Для начала я бы отметил, что мы по-прежнему заинтересованы в программе Восточного партнерства, потому что мы не можем жить в изоляции, без того, чтобы развивать отношения с нашими соседями. Я считаю, что и в 2021 году мы будем ощущать серьезнейшее влияние кризиса и в здравоохранении, и в экономике из-за пандемии. Я бы сказал, что пандемия окажет влияние и на политическую динамику, хотя пандемия и без того осложняет наши отношения — мы не могли путешествовать, не могли встречаться в офлайне, и т.д.
Надеюсь, ЕС расширит финансовую помощь нашим партнерам, чтобы справиться с пандемией и перейти к вакцинации.
Да, дистанционная работа порою может быть и полезной, но если нет, скажем так, химии, то мы многого лишаемся. С коллегами из восточных государств нужно встречаться напрямую, лицом к лицу. Но, к сожалению, влияние нынешней ситуации будет чувствоваться и в 2021-м. Надеюсь, Евросоюз расширит финансовую помощь, предоставляемую нашим партнерам, чтобы справиться с пандемией и перейти к вакцинации.
Мы попросили нашего министра иностранных дел организовать на границе с Беларусью пункты по вакцинации — для граждан этой страны. Ведь вирус о границах не знает, и чем больше жителей стран на восточных границах ЕС смогут получить вакцину, тем лучше. Тем быстрее мы сможем возобновить наши контакты в условиях, максимально приближенных к обычным.
Вторая надежда на 2021 год — это председательство Португалии в Совете ЕС: надеюсь, что в самое ближайшее время получится утвердить анализ результатов, которых должны достичь восточные партнеры в рамках принятой в прошлом году стратегии Восточного партнерства. Особых амбиций в Стратегии нет, и потому хочется уже увидеть начало португальского председательства.
Кстати, возможно, что мандат Португалии окажется более амбициозным, и уже существующие соглашения получат дополнительное практическое наполнение, — для того, чтобы способствовать прогрессу в странах Восточного партнерства и развитию наших с ними отношений. Вот почему надеюсь как можно скорее встретиться с коллегами по Восточному партнерству, ведь из-за отсутствия контактов мы столько всего теряем!..
Свободная Европа: Все опасались, что из-за пандемии пострадает демократия — выборы не проводятся, а без выборов нет и демократии! Но вот Молдова — одна из стран, организовавших выборы, результаты которых нам известны. Молдова вновь стала самым лучшим примером в Восточном партнерстве?
Пятрас Ауштрявичюс: Выборы в Молдове показали, что молдавских граждан сложно обмануть с помощью популистских заявлений или обещаний, которые я наблюдал в течение всего президентского мандата г-на Додона. С одной
Выборы в Молдове показали, что молдавских граждан сложно обмануть с помощью популистских обещаний.
стороны, г-н Додон критиковал Евросоюз и европейский путь Молдовы. А с другой, — гонялся за финансированием и вниманием со стороны ЕС. И шаг за шагом, капля за каплей, приближал Молдову к России. Не сделав ничего, чтобы политика в Молдове вышла на новый уровень, чтобы продолжался процесс европеизации. Вот почему я считаю выборы в Молдове большим прогрессом, уверенным движением вперед молдавской демократии. Я бы назвал Молдову новой надеждой ЕС в программе Восточного партнерства.
У Майи Санду появился уникальный шанс!
Молдова означает надежду на развитие наших отношений, и мы рассчитываем, что новая администрация разблокирует реформы, которые стагнировали на протяжении многих лет. Годами — одни лишь слова. Именно потому Молдова стала для нас разочарованием. Но у Майи Санду появился уникальный шанс, и я желаю ее команде удачи и успехов!
Почти все зависит от действий власти. Мы наблюдаем за тем, что происходит, какие принимаются решения.
А о досрочных выборах не знаю, что сказать... В любом случае, после выборов надо, чтобы парламент и правительство в тесном сотрудничестве с президентом продолжали борьбу с коррупцией и занимались продвижением европейской повестки.
Свободная Европа: Знаю, что г-жа Тихановская до сих пор находится в Литве, где ей предоставлено убежище, вы с нею поддерживаете общение. Но чего ждать в отношении Беларуси со стороны Европарламента?
Пятрас Ауштрявичюс: Действительно, 2020 год стал годом Беларуси. И я могу уверенно говорить о том, что ЕС не просто обратил внимание на уличные протесты, но и понял чаяния граждан этой страны, которые столь значительно отличаются от устремлений г-на Лукашенко.
Нужно признать, что мы были удивлены тем, что случилось в Беларуси. Очень спокойный народ внезапно превратился в довольно-таки шумный, в хорошем смысле слова, и смог заявить о своих надеждах всему миру. Они решили покинуть колхоз имени Лукашенко, и стали нацией, выбравшей вместо колхоза демократическое общество. Именно это побудило ЕС в прошлом году вручить премию Сахарова демократической оппозиции Беларуси.
Я считаю, что Тихановская работает очень хорошо, она поддерживает связь с белорусским народом, хоть это совсем непросто, учитывая, что режим Лукашенко делает все возможное для ее изоляции. Но Лукашенко становится все слабее и слабее. Милиция, по-видимому, все еще на его стороне, но уровень его популярности неуклонно снижается. Да что говорить, если даже Россия его перестала поддерживать!..
Белорусы решили покинуть колхоз имени Лукашенко, и стали нацией, выбравшей вместо колхоза демократическое общество.
Думаю, Лукашенко должен отказаться от власти. Его больше не поддерживает большинство населения. Однако, часть его окружения по-прежнему пользуется поддержкой России. Именно эти люди за кулисами занимаются сейчас неким конституционным референдумом.
Я верю и надеюсь, что мы станем свидетелями демократического транзита в Беларуси, — скорее всего, в результате появится некая смесь нынешней модели власти и чего-то нового. Надеюсь, что люди получат право выбирать в условиях демократии — выбирать и определять собственную жизнь и будущее страны.