МВФ опубликовал доклад, посвященный окончанию трехлетней программы финансирования Республики Молдова. Эксперты фонда пришли к выводу, что официальный Кишинев сумел стабилизировать экономику страны и банковско-финансовый сектор. Впрочем, правительству рекомендовано внимательно расходовать бюджетные средства и продолжить процесс реформирования госструктур. В интервью Свободной Европе главный переговорщик МВФ по Молдове Рубен Атоян рассказал и о рекомендациях фонда, и о новых вызовах для экономики Молдовы, связанных с продолжающейся пандемией коронавируса. По его словам, Международный валютный фонд готов предоставить Молдове кредит на сумму более 100 млн долларов для борьбы с последствиями распространения вируса.
Свободная Европа: В начале месяца премьер-министр Ион Кику сообщил, что уже в апреле Молдова может начать переговоры по новому соглашению с МВФ. Каковы условия его подписания?
Рубен Атоян: Действительно, Кишинев выразил заинтересованность в переговорах по новому соглашению с МВФ. Мы обсуждали это, когда были в Кишиневе с января по февраль 2020 года. Мы успешно завершили программу сотрудничества, и теперь можем поразмышлять и о новом соглашении.
Что касается условий, то я бы сказал, что говорить об этом пока преждевременно. Хотя могу сказать, что на заседании правления фонда, состоявшегося 11 марта, когда обсуждалась ситуация с Молдовой, мы не стали концентрироваться лишь на вопросе окончания действия программы. Скорее, у нас появилась возможность подробно обсудить проблемы, с которыми может столкнуться в будущем Республика Молдова.
Мы определили ключевые приоритеты, которые позволяют нам двигаться вперед и продолжать оказывать поддержку Молдове. Два главных направления — госуправление и госинституты.
Можно выделить две сферы, в которых необходимо способствовать улучшению ситуации, — как и в других государствах, с которыми мы работаем. Наш анализ показывает, что у Молдовы в двух областях существуют значительные уязвимости. Эти главные проблемы, по сути, мешают Молдове развиваться, мешают росту уровня жизни граждан страны.
Экономика утратит темпы развития, и государство не сможет получить те суммы налогов, на которые рассчитывало
А если говорить более конкретно, то среди этих уязвимостей — и устойчивая коррупция, и отсутствие верховенства закона, и чрезвычайно высокий уровень теневых расчетов. Малые и средние предприятия сталкиваются с фискальными проблемами, что мешает им развиваться, наращивать объемы производства и увеличивать эффективность деятельности.
Во время действия предыдущей программы сотрудничества с МВФ Молдова предпринимала последовательные меры по укреплению банковского сектора, однако мы видим уязвимости и в небанковском секторе, что может представлять собою серьезный риск. Кроме того, немало недостатков есть и в законодательной базе, касающейся отмывания денег. И уж не мне вам говорить о том, какое разочарование вызывает процесс возвращения украденных из банковской системы средств!.. Более того, нужно особо подчеркнуть, что необходимость обеспечения независимости банковской сферы отнюдь еще не укоренилась в менталитете кишиневских политиков.
Это именно те области, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными для того, чтобы Молдова могла начать переговоры с МВФ по новому соглашению. И должен сказать, что в Кишиневе, по всей вероятности, есть полное понимание того, что это как раз то, что нужно сделать. Таким образом, мы можем без сомнений выразить уверенность в том, что следующее соглашение — если оно появится — будет сосредоточено как раз на корректировке указанных уязвимостей.
Свободная Европа: Сейчас во всех новостных сообщениях доминирует тема кризиса, связанного с коронавирусом, и во всем мире, по сути, ожидают всевозможнейших экономических катастроф. Какие из них могут повлиять на Республику Молдова?
Рубен Атоян: Действительно, коронавирус создает большие проблемы для всех государств планеты — не только для отдельных стран. Так что, безусловно, налицо проблема глобального уровня. И Республика Молдова становится субъектом риска не только от того, что сейчас самый разгар кризиса, а еще и потому, что пострадали ее основные партнеры.
Масса денежных переводов поступает из Италии, которая сильно пострадала от коронавируса. Вторая часть потенциальных угроз связана с Россией, которая сейчас находится под двойным ударом, — это и эпидемия, и снижение цен на нефть. Поэтому мы считаем, что для таких стран, как Молдова, наиболее серьезными проблемами и областями, которые больше всего пострадают, являются сфера торговли, денежные переводы, отсутствие финансовой устойчивости, а также внутренние проблемы, связанные с распространением вируса.
Молдова может рассчитывать на доступ к сумме более чем в 100 млн долларов
Уже ясно, что экономика утратит темпы развития, и государство, скорее всего, не сможет получить те суммы налогов, на которые рассчитывало правительство. Вырастут расходы на здравоохранение, потребуется комплекс мер по поддержке бизнеса. Все эти проблемы будут обсуждаться и в ходе переговоров по заключению нового соглашения.
Да, мы готовы предложить нашу поддержку, но тут мне бы хотелось отметить, что Молдова вступила в пору кризиса, находясь в относительно хорошей ситуации — в том числе, благодаря прогрессу, достигнутому во время предыдущего соглашения с МВФ. Задачи, которые были решены, привели к тому, что Молдова оказалась в кризисе с более сильной налоговой системой, более устойчивой банковской системой, и все эти обстоятельства чрезвычайно важны. Мы находимся в постоянном контакте с правительством в Кишиневе, наши эксперты ежедневно поддерживают связь с властями, и мы готовы в любое время оказать необходимую поддержку.
Свободная Европа: Несколько дней назад МВФ объявил, что готов предоставлять в срочном порядке кредиты для стран, затронутых эпидемией. Может ли Молдова рассчитывать на такую помощь?
Рубен Атоян: Международный валютный фонд заявил, что у него есть чрезвычайный фонд в размере порядка 50 млрд долларов, который доступен для поддержки таких стран, как Молдова. Около 10 млрд долларов доступно для стран с низким уровнем доходов, и еще 40 млрд могут быть выделены с помощью иных специальных механизмов быстрого финансирования, — это схожий инструмент, созданный для другой группы государств.
У нас нет комплексных программ, но мы предлагаем такой способ финансирования для стран, которые пострадали от внешних потрясений, — для того, чтобы помочь им проводить политику, связанную с чрезвычайными ситуациям, такими как распространение коронавируса.
Молдова может рассчитывать на доступ к сумме более чем в 100 млн долларов, и МВФ готов оказать Молдове такую финансовую поддержку. Пока никаких официальных запросов не поступало, но правительство Республики Молдова выразило заинтересованность в получении указанной финансовой помощи.