На сайте телеканала Настоящее Время – новая серия сериала "Деспотичные домохозяйки" о женах диктаторов. Вот рассказ об одной из ее героинь – "некоронованной королеве" Сюзанне Мубарак, вдове бывшего президента Египта Хосни Мубарака.
Мария-Антуанетта по-каирски
Семь лет назад британские газеты пересчитывали чемоданы, с которыми первая леди Египта якобы убегала в Лондон, и миллиарды на счетах семьи Мубарак в банках Великобритании и Швейцарии. Кейсов Louis Vuitton тогда чуть-чуть не хватило до ста, миллиардов оказалось то ли 50, то ли 70 – это примерно как шестая строчка всемирного списка Forbes. Когда-то улыбавшаяся с обложек книг, газет и билбордов Сюзанна Мубарак не дает интервью, сторонится журналистов, а на редких фото папарацци – под руку с больным девяностолетним мужем в саду своего дома в Каире. 25 февраля и он ее оставил.
Два года назад после шестилетнего заключения Хосни Мубарак, многолетний лидер Египта, павший вместе с "арабской весной", вернулся домой. Только жена, Сюзанна Мубарак, чудом избежавшая суда, до последнего была рядом.
Рядом – наверное, не совсем правильное слово, чтобы описать роль Сюзанны Мубарак в истории не только президентской четы, но и всего Египта. То ли Нефертити ХХ века, то ли Мария-Антуанетта – причем последнее прозвище ей нравилось куда больше, несмотря на печальную кончину культовой французской королевы, – Сюзанна Мубарак была куда больше, чем просто первая леди в тени мужа-диктатора.
"30 лет на троне Египта" – именно так довольно прямолинейно Сюзанна Мубарак назвала свою книгу воспоминаний, вышедшую уже после падения ее семьи. Это и правда был трон – никак иначе.
Призрачный фараон
Такое весьма нетипичное для Египта имя у первой леди – благодаря матери. Сюзанна Мубарак – наполовину валлийка. Британская медсестра Лили Мэй Палмер в 1934-м вышла за студента из Египта Салех Сабета, получавшего образование в Уэльсе. И отправилась за ним в Каир, едва тот получил диплом. Сюзанна родилась уже в Египте.
Идеально знавшая английский, крутившаяся в тогдашних светских кругах Каира, состоявших в основном из британских подданных, Сюзанна вышла за Хосни Мубарака совсем рано – в 17. Будущий глава Египта активно строил карьеру в авиации, которая в итоге и привела его сперва к посту замминистра обороны, потом – к должности командующего ВВС и званию маршала авиации, а затем и к статусу правой руки тогдашнего президента Египта, Анвара Садата. Во время покушения на Садата на военном параде едва не погиб и сам Хосни Мубарак, на тот момент вице-президент страны. Пуля пролетела в десяти сантиметрах от сердца и ранила его в руку.
Став после убийства Садата главой государства, Мубарак моментально ввел в стране чрезвычайное положение, которое так до конца своего правления и не отменял. И принялся строить военную империю имени себя. Сюзанна ему в этом всячески помогала.
"Призрачный фараон" – так иногда называли главу Египта критики Мубарака. Призрачный – потому что реальные решения в стране принимала жена президента. Формально она была главным благотворителем Африки. Но иногда интересы госпожи Мубарак распространялись куда шире.
Известно, что Сюзанна Мубарак принимала участие в формировании кабинета министров. А когда Хосни Мубарак упал в обморок во время выступления, после чего больше недели провел в больнице, Сюзанна взяла управление страной в свои руки.
Первая леди создавала бесконечные фонды имени себя, главный из которых – Международное движение женщин за мир – она хотела сделать чем-то вроде всемирного женского парламента. А помимо него – комитет по литературе и грамотности, движение против женского обрезания в Африке, союз помощи детям, национальный комитет материнства. В 1998-м она даже была удостоена премии Европейской академии наук и искусств за вклад в развитие африканского образования. Правда, мечтала о большем – получить Нобелевскую премию мира.
Единственный друг президента
В своих мемуарах другая видная жена и политик – уже без приставки "диктатор" – Хиллари Клинтон вспоминала свой разговор с Сюзанной Мубарак. Это было в 2009 году. Тогда внезапно погиб от неизвестного вируса любимый внук первой четы Египта, Мухаммед. Хосни Мубарак несколько дней не выходил из дома. А Сюзанна в телефонной беседе с Хиллари Клинтон, на тот момент госсекретарем США, сказала: "Мухаммед был единственным настоящим другом моего мужа". Смерть мальчика семья так до конца и не пережила.
Уже спустя полтора года под окнами президентского дворца начали собираться толпы протестующих. И Хосни Мубарак, и Сюзанна до последнего отказывались замечать революцию. Как вспоминал бывший глава государственного телевидения Египта, вхожий в семью Мубарак, генералы, силовики, ключевые фигуры египетского бизнеса уговаривали президента уйти в отставку, чтобы избежать крови. Но Сюзанна не давала своему мужу пойти на этот шаг.
Даже когда на площади Тахрир начали звучать выстрелы, Сюзанна Мубарак до последнего верила, что все идет по ее плану. Она хотела сделать преемником младшего сына, Гамаля, остаться в положении серого кардинала Египта и править страной еще десятилетия и десятилетия. Но вместо этого весной 2011-го из спальни президентского дворца она переместилась в тюремную камеру.
Обвинения в адрес Сюзанны Мубарак были, конечно, не такие серьезные, как в отношении ее мужа. И все касались коррупции. Если верить материалам дела, обворовать Сюзанна Мубарак умудрилась даже Александрийскую библиотеку. Один из пунктов обвинения – $145 млн, странным образом переместившиеся из бюджета библиотеки в фонд первой леди.
"13 мая 2011-го был самым "черным" днем в моей жизни, – писала некоронованная императрица Египта в своих мемуарах. – Когда помощник министра юстиции по коррупционным и экономическим преступлениям Исам аль-Гоухари привез ордер на мой арест, я выпила огромную дозу снотворного и хотела умереть, поскольку совершенно не представляла, зачем и как жить дальше".
В тех же воспоминаниях Сюзанна Мубарак рассказывает, как ее уговорили отказаться от всего имущества, чтобы избежать тюрьмы. Как самые высокопоставленные политики мира, в том числе все та же Хиллари Клинтон, предлагали семье Мубарак помощь и политическое убежище после революции, но они отказались покидать страну. Как, унижаясь, она просила пустить себя в тюремную палату к мужу после его сердечного приступа. Как, заходя в тюрьму, наравне со всеми проходила досмотр, как ее ощупывали солдаты, еще недавно боявшиеся вздохнуть в ее присутствии, как проверяли содержимое сумочки Chanel.
Сейчас все обвинения с Сюзанны Мубарак сняты. Мемуары продаются на прилавках каирских магазинов. А за то, что согласилась написать книгу, бывшая первая леди получила от британского издательства 10 миллионов фунтов. В общем, даже на пару новых бриллиантовых ожерелий хватит.
Как пишет Радио Свобода, личное состояние Хосни Мубарака незадолго до его отставки оценивалось в 70 миллиардов долларов, в сумму более чем вдвое превышающую внешний долг Египта, причем где эти деньги сейчас – неизвестно.