Выборы закончились – начались репрессии. Обыски в масштабах всей страны в штабах ФБК. Обыски у координаторов движения "Голос". Какие цели преследуют власти? Обсуждают: общественный активист, помощник Ильи Яшина Вероника Шульгина, эксперт движения "Голос" Станислав Андрейчук, политики Иван Тютрин и Андрей Пивоваров.
Полная видеоверсия программы
Елена Рыковцева: Отвратительные события происходят – по всей стране обыски тотальные. 94 постановления наштамповал Басманный суд 4 сентября об этих обысках, и проводятся они по всей стране. Давайте начнем с нашего сюжета, который напрямую связан с Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального.
Елена Рыковцева: Также они проходят в офисах организации "Голос". С нами Вероника Шульгина, общественный активист и ассистент Ильи Яшина. Доложите нам, пожалуйста, о его самочувствии, состоянии.
Вероника Шульгина: У него все хорошо. Он уже на работе, у нас очень много дел накопилось в муниципалитете.
Елена Рыковцева: С нами Станислав Андрейчук. Станислав представляет общественное движение в защиту прав избирателей "Голос". Политик Иван Тютрин с нами на скайпе. Вы удивлены, Вероника, тем, что это происходит? Ведь вроде праздник только что был. Выборы. Зачем портят настроение избирателям?
Вероника Шульгина: По большому счету я не удивлена. Я скорее удивлена масштабу этой спецоперации. То, что это должно было произойти, у меня в принципе сомнений не было. Я думаю, власть изначально предполагала, что до выборов, изолировав ключевых лидеров протеста, наложив на них огромные штрафы, они смогут остановить координацию и сбавить протест на нет. Но что-то пошло не так. "Умное голосование" победило, причем не только в Москве, но и во многих регионах, и они засуетились, нужно что-то с этим делать. Сейчас они пытаются нарушить региональную структуру, которая есть у оппозиции, и приостановить работу региональных штабов. Поэтому это в принципе понятный шаг, потому что они пытаются понять причины, почему так произошло.
Елена Рыковцева: Вы, исследовав результаты голосования, сделали вывод, что оно побеждает не только в Москве, но и во многих регионах Российской Федерации?
Вероника Шульгина: Безусловно. Голосование в Иркутске, голосование в Хабаровске достаточно резонансное.
Елена Рыковцева: То есть главная причина, с вашей точки зрения, это победа определенная этой идеи Алексея Навального на выборах. Станислав, каким образом "Голос" тут задет? Потому что это мы с вами говорим о выборах, а они говорят о каких-то деньгах. Они говорят о том, что незаконно отмыты деньги
Станислав Андрейчук: К деньгам, которые то ли были у ФБК, то ли не были, мы, конечно, никакого отношения не имеем. Другое дело, что я согласен с Вероникой, что есть попытка разрушить инфраструктуру не только протеста, но гражданского общества в целом. Мы видим это и по атаке на ФБК, мы видим это по попытке зачистить ведущие университеты от преподавателей, которые нелояльны власти, мы видим по тому давлению, которое осуществляется на студентов этих университетов, мы видим по тому, как давится на СМИ, как давится на гражданское общество. То, что происходило у нас, у нас действительно сейчас в двух регионах у двоих человек были обыски, у них заблокированы счета. Более того, на этих счетах сейчас баланс минус 75 миллионов. У них изъята вся наличка. Непонятно, как люди в этих условиях вообще должны существовать. В Татарстане были обыски у активиста, это Ассоциация наблюдателей Татарстана, не связанная с "Голосом", но дружественная нам. У нас сегодня только из спецприемника вышел наш координатор по Москве, который был задержан перед днем голосования. У нас Роман Удот уже несколько месяцев ограничен в свободе. Это, конечно, вещи, связанные с наблюдением. Другое вопрос, что они планировались до дня голосования, просто они были придержаны. После дня голосования, после того, как власти перестали бояться еще большего роста протестных настроений, эти процессы были запущены. Мы увидим сейчас эту волну, мы должны быть к ней готовы, сознавать, что сейчас будут попытки реванша. Общество должно сохранять мобилизацию, чтобы сопротивляться этим попыткам реванша силовиков.
Елена Рыковцева: Что же вы такое нанаблюдали, что их так обеспокоило?
Станислав Андрейчук: Если говорить про Татарстан, где у нас два человека попали под этот каток, Татарстан называется у экспертов электоральным султанатом, там массовые фальсификации, фальсификации были и на этих выборах. Эти люди уже давно портят кровь местным властям, я думаю, они решили поквитаться.
Елена Рыковцева: Сегодня "Интерфакс" провел большую работу, страшно даже делается от этой справки, когда ты начинаешь читать, все это с живыми людьми, с лицами: "Представитель штаба Навального в Новосибирске сообщил, что правоохранительные органы проводят обыск в штабе бывшего кандидата в мэры Новосибирска координатора штаба Сергея Бойко". Сергей Бойко – человек, за которого призвал голосовать Навальный. "В настоящее время обыск проходит в штабе, а также в квартире Бойко. Кроме того, о проводимых у активистов обысках сообщается на страницах кемеровского, омского и томского штабов Навального в соцсетях. Полиция пришла с обыском ко всем сотрудникам штаба, а также к их родственникам. Повод обысков все тот же – дело об отмывании средств, по которому ранее приходили в ФБК и штабы в других городах. Обыски проводятся в региональном штабе в Иркутске, а также у его сторонников. Обыски идут в самом штабе и дома у членов штаба, как минимум у четырех волонтеров. Бывший координатор барнаульского штаба Навального Артем Косарецкий в соцсетях также сообщил об обысках у него дома: "У меня дома обыск по делу о финансировании штабов Навального. Допрашивают родных". Кроме того, сторонники оппозиционера сообщают об обыске в квартире координатора екатеринбургского штаба Навального Юрия Кузьмина, предполагают, в рамках дела по отмыванию средств. Также пришли с обыском к координатору, сотруднику штаба Навального в Тюмени Алексею Вострикову и сотруднику штаба Алексею Осколкину, пришла полиция с обыском. Проводится обыск у координатора челябинского штаба оппозиционера Алексея Навального Юрия Кузьмина. "К нашему координатору Алексею Мизяеву приехали с обыском. Подробности уточняем". Сообщается об обысках в штабах Навального в ряде городов Приволжского федерального округа. Координатор пермского штаба Сергей Ухов сообщил, что представители силовых структур пришли в помещение штаба для проведения обысков и пытаются попасть в квартиру его соратника Юрия Боброва. О следственных действиях заявляют сторонники оппозиционера в Нижнем Новгороде. У сотрудников проходят дома обыски, изымают технику, также изымают документы. Полиция проводит обыски дома у саратовского координатора движения "Голос" журналиста Александра Никишина. Пришли к волонтеру штаба Ольге Кузнецовой. Сотрудники Следственного комитета проводят обыски у координатора штаба Навального в Казани Эльвиры Дмитриевой и активиста штаба Олега Емельянова" и так далее. Тут же упоминается движение "Голос" в Татарстане, Михаил Тихонов. С ним сейчас связи нет, к ним едут адвокаты, говорится в этом сообщение. Это какой-то кошмар. Не знаю, с каким годом сравнить из истории Советского Союза. Вы помните такой беспрецедентный по масштабу охват страны обысками?
Станислав Андрейчук: Волны у нас накатывают. Понятно, что после протестов 2011–12 годов это было. "Голос" тоже переживал волну достаточно серьезную. Я думаю, и с ФБК не единожды происходило. Сейчас силовики взялись за разрушение этой инфраструктуры гораздо сильнее, с гораздо большим рвением, чем это было раньше.
Елена Рыковцева: Иван, вы связываете это с прошедшими выборами? Если связываете, то каким образом?
Иван Тютрин: Отчасти это связано и с прошедшими выборами. Совершенно очевидно, что власть смотрит и ориентируется на выборы 2021 и 2024 года. "Умное голосование", технологии, которые работали, я считаю, что есть смысл рассматривать именно с этой точки зрения. Действительно беспрецедентные масштабы, ни в 2011, ни в 2012 году ничего подобного не было. С моей точки зрения, это был вопрос времени. Потому что действительно единственная организационная оппозиционная сеть, которая выстроена в России сейчас – это сеть Алексея Навального. До определенного момента времени ей позволяли функционировать и работать. Я знаю, что в регионах они очень сильно раздражали местных чиновников своими расследованиями. Основное внимание приковано, как правило, к крупным федеральным фигурам из власти, но в регионах тоже ведется плодотворная работа. К сожалению, это закономерно и соответствует общему тренду развития ситуации в стране, дальнейшей фашизации, установлению дальнейшей диктатуры. Итоги выборов прошедших, я думаю, сейчас будут рассматриваться Кремлем для выработки с их точки зрения эффективной системы по нейтрализации оппозиции. На разных этапах оппозиционного движения за последние 20 лет разные способы использовались, были и "нашисты", были и запреты партий, были открытые террористические акты, как убийство Немцова и так далее. Сейчас, я думаю, сделана попытка зачистить сеть. Коллега сказал, что это связано с тем, что власть понимает, что не будет роста протестных настроений. Я думаю, что отчасти это связано с тем, что они полагают, что эта волна репрессий не приведет к массовому выходу людей на улицы, не приведет к новому скачку протестных настроений. Сегодня в этот день достаточно сложно выступать с критических позиций в отношении "умного голосования". Все-таки "умное голосование" или тактика бойкота? – это давняя дискуссия внутри оппозиции, касаемая хоть и важного вопроса, но тактического. В ситуации, когда мы оказываемся перед такими массовыми репрессиями, все представители оппозиции, стоящие на тех или иных позициях, должны сплотиться вокруг тех людей, которые оказываются под репрессивной машиной. Но одна из ключевых претензий в отношении "умного голосования" в том и заключалась, что первоначальные требования допуска независимых кандидатов, по сути речь шла о требовании проведения честных выборов, требование права свободно мирно собираться на улице, оно каким-то плавным образом перешло в электоральное русло, свелось к тому, что было предложено поддерживать каких-то мракобесных кандидатов их ЛДПР, КПРФ, "Справедливой России" и так далее. То есть тот протестный всплеск, те новые люди, новые лица, которые вышли на улицы, благодаря технологии "умного голосования" они немножко были переориентированы в электоральное русло, абсолютно подконтрольное Кремлю. В этом смысле то, что протестов не будет – это, на мой взгляд, свидетельство того, что "умное голосование" стратегически было ошибкой. Может быть, конечно, это дало какой-то профит, какие-то дивиденды в Москве, хотя это очень сомнительно, но в отношении всей России "умное голосование" потерпело колоссальное поражение. 16 губернаторов под сурдинку, пока все смотрели за событиями в Москве, были переназначены в российских регионах. То есть глобально, если смотреть не на московскую ситуацию, а смотреть на страну, счет 16-0 в пользу Кремля. И эти губернаторы, которые находятся в регионах, это люди, которые будут заниматься не развитием социально-экономической ситуации в регионе, а перед ними поставлена главная цель – это обеспечение необходимого результата в 2021 году и максимально комфортное прохождение Путина в 2024-м. Соответственно, есть политическое решение федеральное, связанное с тем, чтобы зачистить всю региональную сеть, которая все-таки эффективно работает, достаточно долго и хорошо.
Елена Рыковцева: Андрей Пивоваров, председатель "Открытой России" в Санкт-Петербурге. Есть чисто эмоциональный, чисто психологический момент. Только что Иван сказал, что все-таки Алексей Навальный призвал поучаствовать в мероприятии, которое проводит власть. По окончанию этого мероприятия он очень празднично поздравил всех с победой "умного голосования". Мы победили, что-то хорошо, что-то получилось – и протестное настроение действительно спадает. Я очень сомневаюсь, что сейчас эти обыски снова поднимут у людей мысли, что надо идти, надо защищать. У вас митинг намечается 17 сентября, вы рассчитываете, что туда придут люди?
Андрей Пивоваров: Мне "понравился" тезис, что это мероприятие власти. Выборы все-таки – это мероприятие наше, это гражданское мероприятие, где каждый из нас имеет право выбрать себе кандидата. Поэтому мы участвуем в тех моментах, где мы считаем важным проголосовать за наших кандидатов, и развиваем этот процесс. Я бы сказал так, что "умное голосование" удачно совпало с протестным голосованием. Мы понимаем, что на этих выборах такое поражение обеспечивалось во многом тем, что люди устали от "Единой России", люди устали от обещаний. Тот задел, который ранее был, с одной стороны людей покупали благами, потом покупали Крымом, потом покупали новыми обещаниями, уже нет веры, обещания власти не вызывают доверия. Люди голосуют против "Единой России". Для меня самое главное, я в Петербурге вижу кандидатов, которые с нами баллотировались, люди, которые пошли на муниципальные выборы, их много, эти люди не уйдут из политики. Я считаю, что протест скорее будет возрастать. Люди, которые почувствовали возможность участия в выборах, люди, которых обманули где-то, у которых воруют голоса, эти люди не уйдут. Я бы сказал, что скорее появляется новое поколение оппозиционеров. Много ли их будет, я думаю, мы оценим скоро уже.
Елена Рыковцева: То есть вы не считаете, что такие вещи, как объявленная победа "умного голосования", как-то расслабляет людей. Как будет называться этот митинг? Какие цели на этот раз вы будете ставить, чего вы будете добиваться?
Андрей Пивоваров: 17 число – это за день до инаугурации Беглова и за день до первого заседания Закса. Главная цель, которую мы ставим перед собой – это против фальсификации на выборах. Потому что в Петербурге, если брать чистые результаты, не переписанные, большое количество оппозиционеров выиграло. В целом оппозиция и системная, и несистемная – это более 400 человек, таких данных в Питере не было, наверное, уже лет 15–20. На прошлых выборах было всего двое из 1500. Поэтому сейчас главная цель остановить фальсификации, остановить переписку протоколов. Люди, которые выиграли выборы, у них просто воруют результат. Такого позорища в городе не было давно, когда три человека участвуют в выборах, а всех более-менее людей, претендующих на хороший результат, их просто выкидывают, подкупают. Эти выборы легитимными назвать невозможно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА СМОТРИТЕ В ВИДЕОВЕРСИИ И СЛУШАЙТЕ В ЗВУКЕ
Опрос на улицах Москвы: почему власть проводит обыски в офисах ФБК?