«Все о Еве»: 70 лет одному из главных фильмов о феминизме

В истории Голливуда было всего три картины, которые удостоились 14 номинаций на премию "Оскар". "Титаник" Джеймса Кэмерона (1997), "Ла-ла лэнд" Дэмьена Шазелла (2016) и "Все о Еве" Джозефа Лео Манкевича (1950). 13 октября – семидесятая годовщина со дня премьеры последнего.

Формально "Все о Еве" – это социальная сатира на тему театра и конкуренции, но картина раскрывает гораздо более универсальные темы: честность, дружба, природа и стереотипы о роли женщины в обществе.

"Все о Еве" считается одной из лучших камерных драм, когда-либо созданных в Голливуде. Главный трюк здесь – это способ повествования (весь фильм – это один большой флешбэк-воспоминание), главные спецэффекты – интонации автора и игра актеров. Из-за того что все построено на диалогах, фильм напоминает экранизацию театральной пьесы. И то, что в нем рассказывается о закулисных событиях, только усиливает это ошибочное предположение.

Главная героиня фильма – звезда Бродвея Марго Ченнинг в исполнении Бетт Дэвис – обожаемая зрителями и критиками дива, переживает очередной кризис в карьере и в личной жизни. Ей 42 года, она понимает, что возраст уже не позволяет ей играть главные роли. На любовном фронте тоже тревожно – возлюбленный младше актрисы почти на десять лет, и Марго боится, что он уйдет от нее к молодой.

Сейчас невозможно поверить, что роль Марго Ченнинг была написана не для Бетт Дэвис. Она досталась ей по случайности, после того как у утвержденной Клодетт Кольбер ухудшилось здоровье. Параллели между Марго и Дэвис слишком очевидны – обе дерзкие стареющие дивы, которые боролись за то, чтобы остаться на вершине славы. Незадолго до съемок cорокадвухлетняя Дэвис осталась одна с ребенком после тяжелого развода и расторгла контракт с киностудией из-за отсутствия ролей. Можно сказать, что она фактически играла саму себя.

Бетт Дэвис

"Все о Еве" не только спас актрису от забвения, на съемках она познакомилась со своим будущим мужем Гэри Мерриллом, который играл экранного любовника Марго, Билла Сэмпсона. После съемок Дэвис признавалась, что порой не понимала, где заканчивается вымысел и начинается реальная жизнь. Пара повторила судьбу свих персонажей и поженилась спустя несколько недель после окончания съемок.

Но почему же фильм, главную героиню которого зовут Марго, называется "Все о Еве"? Дело в том, что катализатором экзистенциального кризиса актрисы становится случайное появление в ее жизни молодой Евы Харрингтон (в исполнении Энн Бакстер), которая вначале кажется преданной поклонницей, “овечкой, затерянной в каменных джунглях”, которой актриса из доброты покровительствует и назначает помощницей. В конечном счете Ева оказывается опасным и амбициозным монстром, намеревающимся украсть роль и мужа у своего кумира, способным на все ради славы и наград. Как только Марго осознает все коварство своей протеже, она принимает решение дать ей дорогу, уступает главную роль и выбирает семейное счастье.

В этот момент название фильма приобретает новый смысл. Марго сопоставляется с образом библейской Евы, женщины, созданной после мужчины и для мужчины. Патриархальное представление о женском предназначении, при котором успех и семья не могут существовать вместе, преследует почти всех героинь картины. Карен (Селеста Холм), жена известного драматурга, жертвует карьерой художницы ради брака. Она же является рассказчиком и комментатором истории, именно из ее уст звучат ключевые слова, описывающие сюжет: “В театре нет ничего вечного. Что бы это ни было, оно здесь, оно вспыхивает, ярко горит, а затем исчезает”. Манкевич намекает на эту быстротечность в финале картины, когда в комнате знаменитой Евы появляется молодая поклонница.

"Все о Еве" – настоящий путеводитель по женским типам (звезда, жена, инженю и на все готовая молодая карьеристка), неслучайно впервые в истории кино все четыре актрисы были номинированы на "Оскар". Устами театрального критика, своего альтер эго, режиссер описывает все типы, прибегая почти к психоаналитическим определениям (Манкевич интересовался психотерапией задолго до того, как она стала популярной).

Важен этот фильм и тем, что осмелился сравнить культурные миры театра и кино, Нью-Йорка и Голливуда. По сюжету в этом соревновании кино проигрывает. Герой Джорджа Сандерса, язвительный театральный критик Аддисон ДеВитт, несколько раз уничижительно отзывается о киноиндустрии и боготворит театр и свое место в нем. Парадоксально, но как раз своим фильмом Манкевич поднимает статус кино до уровня искусства, за десять лет до его официальной легитимации в Голливуде.

Фильм – одна из жемчужин мирового кинематографа – достойный обладатель "Оскаров" в шести номинациях: лучший фильм, режиссер и сценарий (Манкевич), актер второго плана (Сандерс), костюмы и запись звука.

Говорят, что так как обе актрисы, Дэвис и Бакстер, были номинированы в категории "Лучшая актриса", они разделили голоса, в результате чего ни одна из них не выиграла статуэтку. Скорее всего, во всем вина Бакстер, она настояла на том, чтобы ее номинировали в главной категории, а не в "Лучшей роли второго плана". Кто знает, может быть, они обе получили бы по статуэтке, будь Бакстер менее тщеславной.

В последнем кадре фильма испанского режиссера Педро Альмодовара "Все о моей матери" (тоже получившего "Оскар") есть посвящение: "Бетт Дэвис, Джине Роулендс, Роми Шнайдер… Всем актрисам, которые играли актрис, всем женщинам, которые играют, и мужчинам, которые играют и превращаются в женщин, всем людям, которые хотят стать матерями. Моей матери".

Это посвящение довольно широкое, но первые три имени сводятся к трем конкретным фильмам: "Все о Еве", "Премьера" (Джон Кассаветис, 1977) и "Главное – любить" (Анджей Жулавский, 1975). Все три фильма, как и фильм Альмодовара, рассказывают о театральных актрисах в состоянии профессионального и личного кризиса. Но на самом деле рассказывают о дилемме всех женщин: карьера или личная жизнь.

Мнения обозревателей Настоящего Времени не всегда отражают точку зрения редакции