«Воруешь у колхоза — это плохо. Но если делишься — давай воровать вместе!»

Адриан Мустя – специалист в области информационных технологий, он уехал на ПМЖ в Соединенные Штаты, там работал в компании Microsoft, а сейчас устроился на пост инженера-программиста в Groupon. Адриан покинул Молдову 12 лет назад, теперь его дом в Сиэтле. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу поговорила с ним о родине и о ностальгии

Адриан Мустя: Почему я уехал? Тогда накопилось множество причин, но это было 12 лет назад, так что я не уверен, что этот вопрос актуален.

Свободная Европа: Это вы выбрали Америку – или Америка вас?

Адриан Мустя: Если честно, то в объятия Америки меня толкнула Молдова. По правде говоря, тогда и ситуация была немного иной – иностранных компаний работало крайне мало, и я, как специалист в области информатики, решил испытать себя на более широких просторах. Ну, а Америка, как известно, – страна возможностей и перспектив. Просто появился шанс – я узнал о программе продолжения высшего образования...

Карьера политика предполагает очень много лжи и обещаний

Свободная Европа: Сегодня в провинции полно заброшенных домов, есть целые улицы и даже села без жителей… А люди продолжают собирать чемоданы и уезжать.

Адриан Мустя: Как народ – мы, молдаване, очень сложные, хотя я и не уверен, что подобрал самое подходящее слово. Уезжаешь – у тебя много родственников, но карманы пустые, а там, в один прекрасный момент вдруг понимаешь, что деньги-то завелись, но вот все остальное куда-то исчезло.

А здесь у нас я замечаю, что либо от бедности, либо от жадности, либо по другой какой причине, но все тоже сводится лишь к деньгам. У нас люди из своей жизни устраивают гонки – у кого машина круче, дом выше, у кого сарай отапливать дешевле, чтобы все лопнули от зависти!.. И эта гонка засасывает – и подчиняет себе всех!..

Мне хотелось видеть молдаван не только в Work&Travel, я хотел их видеть и в Microsoft

Свободная Европа: Люди, что из Молдовы их гонит бедность, что если бы были хорошо оплачиваемые рабочие места, то отток населения прекратился бы. Но ведь в первую очередь уезжает молодежь.

Адриан Мустя: Очень спорный вопрос! Знаете, как бывает? Как ни крути, у медали две стороны. Я здесь побыл два месяца, и представился случай пообщаться с предпринимателями. Буквально все представители бизнеса, мелкого и среднего, сталкиваются с одной и той же проблемой – с отсутствием квалифицированного персонала. Здесь следует отметить, что образование – это одно, а отношение к работе – совсем другое.

Устраивается человек, поработает день-два, а на третий выпадает какой-то праздник, и он уже приходит на работу в состоянии похмелья. Извините, говорит, вчера был день рождения нанаша, так что сегодня у меня настроения трудиться нет никакого... И что в итоге? Да, согласен, каждый работодатель будет делать себе рекламу, хвастаться, что у него и зарплата высокая, и работа престижная. ..В целом по экономике, думаю, зарплата в 6-8 тыс. леев – это не так уж и плохо, а если в семье работает два человека, то на 10-15 тыс. вполне можно жить, особенно в селе.

Свободная Европа: Но разве в сельской местности можно найти такую работу?

Адриан Мустя: Я говорил с предпринимателями самых разных сфер,, от магазинов до молочных ферм…

Свободная Европа: И им нужны рабочие руки?

Адриан Мустя: Представьте себе, нужны! Я беседовал с владельцем фермы по производству молока, так он говорил, что готов платить гораздо больше, чем работники получают сейчас, но люди приходят очень ненадолго – нет нормального отношения к работе, нет ответственности, нет желания трудиться.

Свободная Европа: Почему же молдаване разучились работать?

Адриан Мустя: Но я не уверен, что у нас вообще была когда-либо настоящая трудовая дисциплина.

Свободная Европа: Так ведь говорят, что молдаване – самый трудолюбивый и гостеприимный народ!..

Адриан Мустя: Ну, не знаю – это кто говорит, сами молдаване?.. Знаете, за границей видишь, какое там отношение к работе, какая там дисциплина, и тогда начинаешь понимать, что у нас все далеко не так. Это советское наследие… Если воруешь у колхоза – это плохо, но если воруешь и делишься со мной – это хорошо! Давай воровать вместе!

Мы протестуем недостаточно активно или недостаточно солидарно

У нас есть и еще одна проблема: работники и работодатели. Человек приходит на работу, не успел освоиться, а уже озирается по сторонам, что бы утащить! И пусть он получает неплохую зарплату в 8 тыс. леев, но если он украдет что-то на 50 леев, то на седьмом небе от счастья! И вот эти 50 леев ему дороже тех 8 тысяч…

Свободная Европа: Откуда это у нас? Может, дело в отсутствии примеров на самом верху, на которые могли бы ориентироваться массы?

Адриан Мустя: Честно – не знаю! Не знаю, есть ли у молдаван, как у американцев... Знаете – silver bullet, серебряная пуля, с помощью которой можно решить все проблемы... В конечном счете, каждый прокладывает себе дорогу в жизни, как может, и тут уж кому как повезет.

Например, когда я попал на мастерат, разместил в интернете сообщения: ребята, смотрите, есть программа, приходите! И знаете, какие были первые вопросы, которые мне задавали? «А у тебя от этого какая выгода?» Я отвечал: «Ровным счетом – ничего, просто делюсь информацией, может, и тебе пригодится»...

Дело в том, что мне хотелось видеть молдаван не только в Work&Travel, я хотел их видеть и в Microsoft, где начал работать сразу же после мастерата, там были индийцы, китайцы, русские, а вот молдаван… маловато. И я говорил, что хочу видеть там наших.

Нет, у нас люди как-то все искаженно понимают, им ближе вариант, когда человек занимает энную сумму денег под бешеные проценты, едет за границу, где легально, где не очень находит какое-то занятие, пашет как лошадь, с утра до ночи, заработает три копейки – и да, вот это по-нашему! Но работать как всякий нормальный человек – с понедельника до пятницы, получать хорошую зарплату, страховку, социальный пакет и все остальное – это уже не то…

Свободная Европа: Кто же должен навести порядок в стране, которая называется Республика Молдова?

Адриан Мустя: Порядок в обществе начинается с порядка в доме, а порядок в доме начинается с порядка в голове, который человек, в конечном счете, сам и наводит.

Свободная Европа: Часть ответственности ложится и на власть, на политиков. Они обещают нормальную жизнь, благополучие, процветание, обещают золотые горы, но стоит лишь получить мандат, как про обещания моментально забывают…

Адриан Мустя: Это да, но, как известно, карьера политика предполагает очень много лжи и обещаний. Политик – это тот человек, который строит свою карьеру по принципу: говорить то, что человек хочет услышать.

Свободная Европа: И если гражданин с правом голоса разочаровывается, теряет веру в политический класс, то что делать?

Адриан Мустя: Протестовать!

Если мечтаешь о самолете, но денег нет, то становится грустно. А если тебе достаточно велосипеда – все прекрасно!

Свободная Европа: Акции протеста в течение ряда лет продемонстрировали, что власти не прислушиваются к требованиям.

Адриан Мустя: Значит, мы протестуем недостаточно активно или недостаточно солидарно. Налицо явный раскол в обществе.

Свободная Европа: Как можно изменить положение дел?

Адриан Мустя: Знаете, человеку нельзя дать что-то насильно, насильно можно только отнять. Лично я намерен приезжать сюда почаще – и на более длительное время. В конечном счете, мы – я говорю «мы», но говорю от своего имени – те, кто уехал за рубеж, что мы можем сделать? Мы можем представлять за рубежом Республику Молдова, ее традиции, культуру, а дома показывать, что хорошего мы переняли – в смысле образованности, культуры, трудовой дисциплины. Потому что даже если человек и видит, но насильно засунуть ему что-то в голову невозможно.

Свободная Европа: Но очень немногие из тех, кто уехал, собирается возвращаться.

Адриан Мустя: Одни считают, что надо возвращаться, большинство – что нет; все зависит от того, кто что тут оставил. Знаете, молдаванину свойственно гнаться за титулами и богатством. И когда его спросишь: «А чем вы там за рубежом занимаетесь, где работаете?» Он может работать где угодно, ведь никто его не видит, никто его не знает, никто не станет злословить. А вот если приедет домой, то родителей обязательно начнут донимать вопросами: «Ну, и чем твой сынок там зарабатывает?» «Дальнобойщик он, водитель», – и вроде бы стыдится. А я знаю многих ребят-дальнобойщиков, и это отличная работа, хороший заработок, многие из моих друзей работают в транспортных компаниях. С этой точки зрения, Америка – прекрасный шанс для построения бизнеса, там другие масштабы и совсем другие горизонты.

Свободная Европа: Каким видите вы будущее Молдовы?

Адриан Мустя: Знаете, что важно? Не путать туризм с эмиграцией. Я вот приехал в отпуск, отлично его провел, и самое главное – пообщался с мамой, с бабушкой, с родственниками и друзьями...

Свободная Европа: И это чувство удовлетворения дают деньги?

Адриан Мустя: Отчасти да, но все зависит от целей и желаний человека, ведь если мечтаешь о самолете, но денег на его покупку нет, и тогда становится грустно. А если тебе достаточно велосипеда для занятия спортом – то все прекрасно, ты весел и полон жизни!

Свободная Европа: И все же вы уходите от ответа на вопрос – верите ли вы в будущее Молдовы? В обществе многие считают, что Молдова балансирует на острие ножа, стоит на геополитическом перепутье, и если пойдет на Восток – ее ждет одна участь, а если на Запад – совсем другая. А третьи связывают будущее с унионизмом. Одним словом, как в той басне про лебедя, рака и щуку.

Адриан Мустя: Верю ли я в будущее? Разумеется, верю! Ведь надежда, как известно, умирает последней – или совсем не умирает... Тем не менее, давать какой-то конкретный рецепт на этот счет – извините, не могу, я об этом еще не размышлял достаточно серьезно.

Свободная Европа: А кто у нас строит завтрашний день?

Адриан Мустя: Все мы. Ведь мы все в одной лодке.

Свободная Европа: Но общество раздроблено, и нет общенациональной идеи, способной нас сплотить...

Республика Молдова – это такая страна… Не зря ее называют страной чудес: здесь все возможно!..

Адриан Мустя: Мне кажется, что между образом мышления у разных групп людей очень большое расстояние, и, кроме того, Молдова – государство очень молодое. Мы постоянно сравниваем себя с Западом, с другими странами с устоявшейся демократией, за плечами которых есть вековой опыт... В конечном счете, все образуется. У нас много людей, которые сформировались в советские времена, работали в колхозах, и все никак не избавятся от иждивенческого настроя: «Если что-то случится – государство поможет!»

А есть молодое поколение, выросшее в условиях демократии, при капитализме, где государство, по сути, игрушка. Наивно сажать эти категории граждан рядом и ждать, что они будут идти вперед рука об руку.

К сожалению, поколение наших родителей было принесено в жертву процессу перехода от Советского Союза к независимой и суверенной республике. Они молодость свою положили на строительство коммунистического «завтра», на развитие колхозов, а когда ушли на заслуженный отдых, им назначили пенсию по обменному курсу советский рубль/молдавский лей. Поколение, принесенное в жертву, одним словом...

Вероятно, наше поколение еще будет уезжать за рубеж, там научится говорить с людьми, как относиться к работе... Одновременно я вижу, что и в самой Молдове начинает развиваться кредитование, что и тут постепенно приживается западный образ жизни.

Свободная Европа: Что, по вашему мнению, решат парламентские выборы 2019 года?

Адриан Мустя: Не уверен, что они решат что-то кардинальное. Пример тому – выборы в Кишиневе. Человек голосует, но наше правосудие селективное, и потому скажу еще раз: не надо путать туризм с эмиграцией. Да, я приехал в отпуск, и чувствовал себя прекрасно... Но не знаю, как хорошо было бы, если бы я находился здесь и пытался что-то сделать, проявить себя … Не знаю, посмотрим. Республика Молдова – это такая страна… Не зря ее называют страной чудес: здесь все возможно!..