Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу беседует с бывшим членом Конституционного суда Николае Осмокеску о том, к чему пришла Республика Молдова после провозглашения независимости.
Николае Осмокеску: Когда началось Движение за национальное возрождение, были предприняты серьезные шаги, направленные на консолидацию молдавского общества. Мы помним движение за восстановление исторической правды о языке и латинской графике, мы помним и должны помнить ряд законов и указов по изменению Конституции. Затем последовала Декларация независимости. В 1991-м, когда мы приняли Декларацию, вы и я очень хорошо помним тот энтузиазм, даже эйфорию, которые витали в обществе, была надежда на то, что не сегодня – завтра мы станем правовым, демократическим государством, где права и свободы человека будут стоять во главе угла, и т. д.
Когда я слышу фразу «захваченное государство», я всегда себя спрашиваю: кто его захватил и как?
С 90-х годов все эти идеи более или менее успешно продвигались парламентом, и состав того парламента был довольно хорошим. Но это был лишь первый шаг, после которого мы должны были продемонстрировать последовательными в действиях. Что я имею в виду? Период с 1991-го года по март 1992-го – после провозглашения независимости – был одним из наилучших этапов для объединения с Румынией. Нас признали на международном уровне в 1992 году. Когда наша страна стала членом ООН, нас признали свыше 180 государств.
Нас с успехом принимали в европейских и мировых канцеляриях, но здесь нам помешал так называемый гонор наших политических лидеров. Это чувствуется и сегодня. «Что я буду делать в объединенной стране? Здесь я еще кое-что значу, а там должен буду начинать с нуля».
А потом было то, что было: начался конфликт в Приднестровье, который напрямую спровоцировали наиболее реакционные круги Российской Федерации. Мы упустили удобный случай продемонстрировать наши возможности. Затем началась внутренняя борьба в молдавском парламенте: отставки, смена премьер-министра, новый состав правительства в 1992-м году. Это все оказалось большой ошибкой…
Свободная Европа: Все больше граждан говорят о своей стране как о захваченном, расколотом, несостоявшемся государстве. К чему пришла Республика Молдова за 27 лет независимости?
Николае Осмокеску: Когда я слышу фразу «захваченное государство», я всегда себя спрашиваю: кто его захватил и как? И не могу найти ответа. Мы сами создали такое государство – нашими голосами и нашей гражданской позицией. Вот и все! Если взглянуть на 27 лет в развитии Республики Молдова, то у нас были успехи, бывали и неудачи.
Свободная Европа: Почему юстиция не стала независимой, но, как говорят, подпала под влияние политики?
Лояльность должна быть не из страха, а их уважения
Николае Осмокеску: Тут очень просто. Правосудие является одной из ветвей власти, а если ты не можешь контролировать одну из них, это значит, что ты вообще не контролируешь то, что происходит в стране. Мы внесли в Конституцию разделение властей, которое с самого начала задумывалось и понималось как некая изоляция... В парламенте я делаю то, что хочу, в правительстве я делаю то, что хочу, и в системе юстиции я делаю то, что хочу.
Но разделение властей обязательно включает в себя три аспекта, абсолютно необходимые для нормального функционирования государства, – взаимозависимость, взаимовлияние и взаимодействие. И если нет одного из этих элементов, то все идет насмарку, а результатом является то, к чему мы пришли сегодня, когда говорим, что живем в захваченном государстве! Хотя, как я уже говорил, мне эта фраза не нравится. Кто и что захватил? Мы сами преподнесли им власть, мы выбрали депутатов, которые мигрируют или не мигрируют из одной партии в другую, которые перешли в Демократическую партию. Мы сами их выбрали! Следует спросить себя: «Как я мог его выбрать, мог ли я ему доверять, когда я его выбирал?»
Свободная Европа: Чаще чем когда-либо в Молдове сегодня говорят о том, как легко шантажировать политиков и чиновников. Отсюда появляется страх, а там рождается лояльность к партии и верность партийному лидеру.
Николае Осмокеску: Лояльность должна быть не из страха, а их уважения.
Свободная Европа: Но все выглядит наоборот...
Николае Осмокеску: Да, совсем по-другому. Поэтому ответ может быть только один: когда человека шантажируют, значит, есть за что, значит, у него рыльце в пушку. Сегодня у нас очень сложно шантажировать таких людей, потому что порочный круг состоит из нескольких основных элементов. Еще в Древнем Риме говорили manus manum lavat – рука руку моет. Партийные связи – это раз, а еще есть родственные связи – нанашизм, кумовство, ближайшая родня – и все это составляет порочный круг, из которого следует найти единственный выход.
Выход является болезненным, но необходимым. Следует разорвать этот круг! Пока это не будет сделано, он продолжит вариться внутри себя самого. Это как вода на огне: когда мы уменьшаем размер пламени, кипение немного стихает... Вот что происходит! Весь этот нанашизм, этот шантаж привели нас к тому, что мы раскололи общество.
Во всем мире олигархи и крупные бизнесмены прямо или косвенно вовлечены в политику
Я с болью в душе и сердце смотрю на то, что происходит у нас в стране: людей призывают к протестам, призывают установить на площади палатки, и т.д. Постойте, люди добрые, но это наш День независимости, это праздник, каким бы он ни был, как бы мы его ни оценивали.
Свободная Европа: Но ведь никто не отменял права на протест?
Николае Осмокеску: Пожалуйста, проводите! Его никто не отменял. Проводите его в другом месте, но не занимайте публичное пространство национального значения.
Свободная Европа: Рядовые граждане, с которыми я беседую каждую неделю, считают, что за эти 27 лет возник большой разрыв между теми, кто преуспевает и процветает, и теми, кто живет на грани бедности.
Николае Осмокеску: В значительной степени вы правы, говоря о том, что существует огромная разница между категорией людей с очень высоким социальным статусом и большинством, имеющим высокий социальный статус в гражданском смысле, но абсолютно недостаточный – в вопросе финансов, начиная с заработной платы и заканчивая пенсиями. К сожалению, у нас верили в то, что когда будут повышены зарплаты, допустим, прокуроров и судей, как это и было сделано, когда будут значительно увеличены зарплаты и пенсии других категорий граждан, то они не станут брать взятки! Но все вышло по-другому – подкупать стало еще легче!
Большинство из них считают себя абсолютно неуязвимыми и независимыми, но они, прежде всего, зависят от закона. И люди же все видят...
У нас были и до сих пор еще есть партии, подобные спящим красавицам, которые просыпаются перед выборами
Свободная Европа: Как вы оцениваете приход олигархов в политику?
Николае Осмокеску: Это было всегда и во всех странах. Другое дело – каков будет результат присутствия олигархов в политике!
Во всем мире олигархи и крупные бизнесмены прямо или косвенно вовлечены в политику. В Соединенных Штатах, Великобритании и Франции есть лоббистские группы, но они работают на законной основе, корректно, этично, в соответствии с нормами морали. Вот что важно! А если политик несется как каток и давит всех на своем пути, то я с этим не согласен.
Свободная Европа: Как вы объясните, что спустя 27 лет после провозглашения независимости многие покидают страну? Депопуляция очевидна, уже миллион граждан работают за границей.
Николае Осмокеску: Это трагедия, это драма Республики Молдова.
Свободная Европа: Если власть говорит, что улучшает условия жизни, инфраструктуру, то почему отток населения не спадает?
Николае Осмокеску: Потому что на Западе и зарплаты более привлекательны, и условия жизни куда лучше. Скажем так: люди чувствуют себя там гораздо комфортнее.
Свободная Европа: А здесь этот комфорт ощущается?
Николае Осмокеску: Люди не верят ни руководству, ни политическим партиям. Как можно доверять какому-либо руководству? Я говорю не только о нынешней власти. Давайте вспомним, сколько уже твердят про энергетическую независимость Молдовы, без которой у нас не будет реальной независимости?.. И что было сделано? Да ничего! С 1994-го говорят о начале строительства газопровода «Яссы-Кишинев». И где он? Где независимость? Нет! Значит, этого просто не хотят.
Свободная Европа: Почему нет политической воли?
Николае Осмокеску: Некоторым из тех, кто руководит страной, нравится, чтобы в государственной системе, в энергетической системе, в экономике существовали области, где можно заниматься незаконными, темными делами. Вот откуда берутся деньги, не заработанные честным трудом. Это касается и энергетики, и сельского хозяйства.
Свободная Европа: А как Молдова способна обеспечить безопасность?
Николае Осмокеску: Только в составе Евросоюза! Даже при наличии сепаратисткого региона – альтернативы просто не существует!
Свободная Европа: До сих пор говорили, что та или иная партия прозападная, проевропейская. В заявлениях, сделанных одновременно лидером демократов Владимиром Плахотнюком и главой государства Игорем Додоном, звучит мысль, что и социалисты, и демократы хотят быть про-молдавскими партиями.
Николае Осмокеску: Это не что иное, как популистский лозунг, который должен отвлечь людей от повседневных проблем. Что значит про-Молдова? Да ведь каждая партия должна выступать в поддержку государства! К чему стремится каждая партия, если это действительно партия? Прийти к власти, получить политическую власть.
Пустое обещание – это форма подкупа доверчивых людей. А заканчивается такое конвертами, кульками, пакетами...
Свободная Европа: Вам не кажется, что общественное мнение готовят к поствыборному альянсу ДПМ-ПСРМ?
Николае Осмокеску: Я бы не исключал такой возможности, но, исходя из нынешней ситуации, из соотношения сил, личностей и неличностей, думаю, что это невозможно. Они слишком разные – в смысле видения, идеологии, характеров. Невозможно соединить два противоположных заряда. В какой-то момент произойдет взрыв.
Свободная Европа: А какая из этих двух партий в конечном итоге будет у руля?
Николае Осмокеску: Когда-то я говорил, что у большинства наших партий нет политической платформы и четкой политической программы – это партия левого толка, это центристская, левоцентристская или правоцентристская, а это правая партия. Во-вторых, к сожалению, у нас были и до сих пор еще есть партии, подобные спящим красавицам, которые просыпаются только перед выборами. Мы пришли к системе, которую нигде в мире я больше не видел и не вижу: к системе, когда партии продаются. Когда это происходит, возникает вопрос: «Quo vadis?» Кому это выгодно? Кто был основателем, инициатором этой партии, и почему партию передали другому лицу?
Свободная Европа: Продается партия, мандат, депутат, голос. Продается и страна...
Николае Осмокеску: Так и есть! В нашей стране абсолютно все партии идут по пути подкупа электората, будь то ДПМ, ПСРМ или другая партия. Подкуп начинается с необоснованных предвыборных обещаний – это ведь тоже форма подкупа.
Пустое обещание – это форма подкупа доверчивых людей. А заканчивается такое конвертами, кульками, пакетами... И все это будет продолжаться до тех пор, пока мы не введем в национальное законодательство – не в общем виде, как в Кодексе о выборах! – положение о том, что за подкуп электората политические партии или физические лица должны быть наказаны. Но ведь ни в одном законе не говорится, как именно их следует наказывать!..
Свободная Европа: 27 лет назад вы стояли на площади Великого национального собрания. А сегодня ради чего бы вы вышли?
Николае Осмокеску: Наверное, ради многого из того, за что мы выходили и тогда, голосовали, чтобы создать правовое государство, где было бы верховенство закона. А еще – за непосредственную, незамедлительную интеграцию в Евросоюз на условиях, предусмотренных Европейским союзом! Ну, и в ближайшем будущем, уже в составе Европейского союза, – за объединение с Румынией. Другого пути нет!