Linkuri accesibilitate

Алексей Бусуйок: «Если 30-40% молдаван приедут голосовать, режим рухнет»


О затягивании выборов парламента и том, как молдавские гастарбайтеры могут изменить политику государства

В последний день парламентской сессии депутаты утвердили день выборов высшего законодательного органаголосование пройдет 24 февраля 2019 года. Решение провести выборы в последние возможные дни отведенного срока спикер Андриан Канду обосновал тем, что и избирателям, и партиям необходимо лучше ознакомиться с новой смешанной избирательной системой. Мэр села Капаклия Кантемирского района Алексей Бусуйок озадачен решением и тем, что выборы парламента затягиваются.

Свободная Европа: Установлена дата парламентских выборов – 24 февраля. Вы не ожидали такого решения?

Алексей Бусуйок: Не ожидал – это мягко сказано! Это меня сильно озадачило, потому что все, что я говорил в начале года, уже несостоятельно. А говорил я о том, что после парламентских выборов, которые, по идее, должны были пройти в ноябре 2018-го, многие мэры смогут рассказать о наболевшем, о том, как Игорь Додон стал президентом. Так что я просто ошарашен, и ситуация складывается крайне тревожная.

Есть срок давности с этим миллиардом, после которого вопрос будет закрыт

Свободная Европа: Почему?

Алексей Бусуйок: Я думаю, сейчас кое-кто активно заметает следы, и если когда-то мы были заложниками системы – мэры, государственные служащие и т.д. были заложниками системы, то сейчас стираются все границы, и в заложниках находится уже вся страна. Не знаю, что сказать по этому поводу, я полностью дезориентирован.

Это очень опасный момент – когда верхи уже не могут управлять, а низы больше не хотят жить по-старому. Отсюда и до революционной ситуации недалеко. Очень хотелось бы избежать подобного сценария, но, судя по состоянию духа, – ведь мы живем в гуще народа, – люди очень агрессивно настроены по отношению к политическому классу.

Свободная Европа: А кому выгодно затягивать с выборами?

Алексей Бусуйок: Власти, конечно, о чем тут говорить!..

Свободная Европа: И что выгадывает власть?

Алексей Бусуйок: Время – и это самое главное.

Свободная Европа: На что ей это время?

Алексей Бусуйок: Прежде всего, на то, чтобы замести следы. Ей есть что скрывать.

Свободная Европа: Какие следы?

Алексей Бусуйок: Я точно не знаю, но, думаю, есть какой-то срок – срок давности с этим миллиардом, после которого вопрос будет закрыт. Второй момент – «новые дороги», как они еще называют этот проект, в который мы не попали... Хотя они и говорят о всей стране, Капаклия туда не попала. Но, вроде бы, собираются его завершить…

Свободная Европа: Вы имеете в виду намерение правительства построить 1200 километров дорог?

Алексей Бусуйок: Да, хотя я лично сильно в этом сомневаюсь. Но для меня ясно, что они заметают следы. Выборы отложены до последнего не зря, идет активное уничтожение улик – или же они не договорились пока с кем-то, с кем поддерживают связь, возможно, за рубежом.

Свободная Европа: Но реакция Евросоюза, США и Международного валютного фонда известна – после принятия пакета о налоговой реформе…

Алексей Бусуйок: Да, но в то же время хочу напомнить и о других моментах…

Свободная Европа: ...и отношения Молдовы с западными партнерами все больше обостряются.

Алексей Бусуйок: Это так. Но лидер Демпартии съездил в США, а вскоре там побывал и премьер-министр г-н Филип. Значит, где-то на каком-то уровне у них есть какие-то связи, потому что выказывать подобную смелость без гарантированной поддержки… Или, может, они вообще потеряли страх и поняли, что здесь можно безнаказанно творить все, что в голову взбредет... Почему они могут себе позволить все?

Свободная Европа: Они – это кто?

Алексей Бусуйок: Власть. И, уверен, их лидер Владимир Плахотнюк тоже, хотя я его не знаю лично, а потому не могу сказать о нем ничего ни плохого, ни хорошего. Я его не знаю, и, может быть, надо благодарить Бога за то, что я его никогда в лицо не видел, ведь о нем говорят, как о Кощее Бессмертном… Видел его на фотографиях, знаю, как он выглядит, но лично не встречал.

Из этих 713 мэров, поставивших свои подписи, более половины понимают, что все это – блеф

Уверен, что и их лидер сегодня уже не такой свободный, как прежде, потому что вокруг него образовалась каста, и он не может сдать назад. Даже если он и захочет выйти из игры, ему не дадут этого сделать, его окружение загонит его в безвыходную ситуацию, потому что уже бал правит именно окружение. А вот кто его окружение – понятия не имею. Как не знаю Плахотнюка, так и не знаю никого из его окружения.

Свободная Европа: Между тем, 27 председателей районов, а затем и 713 мэров направили руководству Евросоюза открытые письма, в которых заявили, что в результате приостановления финансирования пострадают граждане, и что ЕС поступил некорректно. Подписи Алексея Бусуйка под этим письмом нет?

Алексей Бусуйок: Нет, моей подписи там нет, и быть не может. Они даже не обратились ко мне, знают, видимо, мою позицию.

Что я хочу сказать? Рано почивать на лаврах. Из этих 713 мэров, поставивших свои подписи под письмом, более половины понимают, что все это – блеф. Подавляющее большинство мэров – мы встречаемся и беседуем между собой – поступили так лишь для того, чтобы избавить себя от неминуемых проблем. Все уже знают: к несговорчивым придут на второй, на третий день, а потом посыплются проверки, и не исключены уголовные дела, и так далее. Сопротивляться выйдет себе дороже, потому и не стали дразнить гусей.

Свободная Европа: А вы можете объяснить, чего хотят мэры и председатели районов от Евросоюза?

Алексей Бусуйок: Мэры и председатели районов сидят не в одной лодке…

Власть оказалась в цугцванге – и мне кажется, что власть это понимает

Свободная Европа: Чего ждут от ЕС мэры и председатели районов, которые направили это открытое письмо?

Алексей Бусуйок: Значит, так: на первом уровне – мы сейчас говорим о первом уровне, потому что на втором ясно, чего хотят... Это та же власть, это дубинка правительства на местах.

А реакция ЕС будет противоположной, и мы в этом очень скоро убедимся. Наши мэры хотят того, о чем мы постоянно говорим на платформе Конгресса местных властей Молдовы. Мы хотим появления единой панъевропейской платформы, через которую проекты для местных администраций будут идти напрямую, минуя правительство.

Свободная Европа: Если отношения между официальным Кишиневом и Евросоюзом испортятся, чем это может грозить Молдове?

Алексей Бусуйок: Не дай Бог стать второй Северной Кореей. А у нас есть все шансы повторить этот опыт, разве что с демократическим режимом. Это было бы уже слишком! И симптомы самоизоляции уже начинают проявляться. Смотрю, и румынские евродепутаты, наши запрутские коллеги, и другие депутаты Европарламента решительно настроены против молдавского руководства.

Боюсь, Европа еще больше ужесточит свою позицию в отношении Кишинева. Взять хотя бы это письмо, якобы написанное мэрами. Якобы – потому что из этих 713 как минимум 300-400 не согласны с выводами, которые содержатся в том письме, но им пришлось его подписать... Нет, их никто открыто не принуждал, просто, как я уже говорил, их поставили в безвыходное положение.

Мы каждый раз верим, что уж сейчас-то мы точно спасем страну. И так спасаем, что еще глубже загоняем в болото

И потом, сработала правительственная дубинка на местах, у которой принцип один: «Ребята, надо помочь стране!» А на самом деле, сейчас они хотят подкинуть дохлую кошку во двор оппозиции. Неужели кто-то может всерьез думать, что европейцы пойдут на поводу у молдавской оппозиции и приостановят макрофинансовую помощь? Я думаю, мы просто переступили за красную черту, притворились, что не видим ее. А, может, кто-то у нас не понял, что дошел до красной черты, и все видел зеленую... Ситуация сейчас хуже некуда.

Что же касается внешних отношений, особенно в области финансов и налогов…

Свободная Европа: В МВФ заявили, что никто ничего не согласовывал, более того, то, что обсуждалось правительством с МВФ, в расчет не было принято.

Алексей Бусуйок: Я думаю, власть сейчас оказалась в цугцванге – знаете, в шахматах есть такое понятие, это положение, при котором любой ход игрока ведет только к ухудшению его позиции. И мне кажется, что власть это понимает, но, как утопающий, хватается за соломинку: еще немного, еще чуть-чуть, а там, глядишь, изменится международная обстановка и, может, ей и удастся удержаться. Иными словами, власть надеется на то, что появится что-то более серьезное, и на этом фоне наши проблемы покажутся настолько мизерными, не стоящими внимания европейских столиц...

Свободная Европа: Что решат парламентские выборы в феврале?

Алексей Бусуйок: Судьбу… Правда, мы каждый раз связываем большие надежды с парламентскими выборами и верим, что уж сейчас-то мы точно спасем страну. И так ее спасаем, что еще глубже загоняем в болото, где дна не видно.

Оппозиция выступила с этой идеей, и многие из нас говорили, что нашим соотечественникам, которые работают, в частности, в Европе, на выборы надо приезжать домой. И я действительно думаю, что, действительно, если они приедут голосовать в Молдове, может быть, и удастся спасти ситуацию.

Если хотя бы 30-40% молдаван, работающих в Португалии, Испании, Франции, Германии, Италии, Греции, приедут голосовать, ситуацию можно будет изменить. Режим рухнет, это стопроцентно! Любой режим рано или поздно терпит катастрофу, а особенно, если учитывать приемы, с помощью которых нынешний режим пытается удержаться у власти, — это очень грязные приемы.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG