Президент Игорь Додон встретился в Москве со спецпредставителем Кремля по торговым отношениям с Республикой Молдова Дмитрием Козаком и другими официальными лицами. А в начале октября вице-премьер РФ принял и главу приднестровского региона Вадима Красносельского. Политический аналитик Оазу Нантой считает, что Москва все более заинтересована в победе социалистов на предстоящих парламентских выборах.
Свободная Европа: Премьер Павел Филип обещает использовать трибуну ООН для постоянного напоминания России о том, что она должна вывести свою армию с левого берега Днестра, а Игорь Додон в Москве обсуждает приднестровскую проблему с Дмитрием Козаком. Как вы оцениваете их подходы к проблеме?
Оазу Нантой: Трибуна ООН – хорошая возможность для того, чтобы привлечь внимание международного сообщества к тем или иным проблемам, чтобы попытаться повлиять на решение, найти союзников и заручиться их поддержкой... Но выступления с этой трибуны не ведут к решению подобных проблем, скажем, той, которую мы называем «приднестровским конфликтом».
Демпартию нельзя рассматривать как альтернативу Партии социалистов, они в четыре руки играют на одном пианино
Например, если взять региональный контекст, то я не могу забыть о том, что 25 мая 2014 года в Украине прошли президентские выборы, и Петр Порошенко стал президентом – ну, а в Кишиневе есть люди, которые прекрасно с ним ладят. И меня мучает вопрос: почему в течение четырех лет Украина и Молдова при поддержке внешних партнеров так и не предприняли согласованных действий – с тем, чтобы переломить динамику урегулирования конфликта в восточных районах Республики Молдова? Вопрос риторический, а ответ приведет к очень неприятным выводам.
Ну, а г-н Додон, который был избран президентом Республики Молдова не без помощи Демпартии или г-на Плахотнюка, если говорить более конкретно, ведет себя как агент влияния Российской Федерации, который поехал в Москву за указаниями.
Свободная Европа: Почему вы считаете, что он поехал в Россию за указаниями?
Оазу Нантой: Потому что он так себя ведет, так себя позиционирует, не говоря о том, что 26 мая 2013 года, если память мне не изменяет, г-н Додон организовал в Кишиневе международную конференцию, на которой представил план федерализации Республики Молдова или, как у нас это называют, план «урегулирования конфликта через федерализацию».
Свободная Европа: Игорь Додон вообще-то дистанцировался от этого термина – «федерализация»…
Оазу Нантой: Г-н Додон может дистанцироваться от термина, да и мы тоже с иронией относимся к разным терминам…
Свободная Европа: Он сказал, что статус Приднестровья будет решаться на референдуме.
Оазу Нантой: Нет, нет и еще раз нет! Слово «федерация» исключаем, но суть-то ведь не меняется. Если посмотреть на Российскую Федерацию, то от «федерации» там вообще ничего не осталось, суть совсем другая.
### Vezi și... ### Анатол Цэрану: «Проект федерализации принимает конкретные очертания»Что же касается Республики Молдова, то ситуация здесь диаметрально противоположная. Так что даже если слово «федерация» мы уберем, суть остается, а именно: Республика Молдова должна вернуться под однозначный геополитический контроль Российской Федерации. И плюс – должна стать прецедентом для Донецка и Луганска, если после выборов в Верховную раду Украины, которые состоятся 27 октября следующего года, Российской Федерации удастся получить Верховную раду, враждебно настроенную в отношении президента, которого изберут украинцы 31 марта 2019 года.
Иными словами, мы становимся свидетелями, присутствуем и даже участвуем в процессах с дальним прицелом, когда Российская Федерация через свою агентуру – в данном случае речь идет об Игоре Додоне – возвращается к сценарию, который провалился 25 ноября 2003 года.
Свободная Европа: Встреча Додона и Козака может привести к сближению двух берегов Днестра?
Оазу Нантой: Ни к чему эта встреча не приведет, потому что г-н Козак, по крайней мере, сейчас, занят выборами парламента Республики Молдова. А интерес Москвы состоит в том, чтобы обеспечить однозначную победу Партии социалистов во главе с Игорем Додоном, несмотря на то, что формально он не является председателем партии. Если этот сценарий удастся, наступит вторая фаза в так называемом «урегулировании приднестровского конфликта».
### Vezi și... ### «Плахотнюк и Гушан решали политические вопросы. В какой стране такое возможно?»Свободная Европа: Считаете ли вы, что спецпредставитель российского президента Дмитрий Козак захочет вернуться к своему давнему предложению, к своему плану, или же он отказался от этой идеи, и сейчас готовится другой документ?
Оазу Нантой: Значит, так: то, что было написано в 2003 году, осталось в прошлом. Но интересы Российской Федерации никуда не делись, они такие же, разве что в другом региональном контексте – есть война против Украины. Следовательно, будут настаивать на особом правовом статусе без использования термина «федерация». Но интересы России остаются неизменными: контроль над Республикой Молдова, благо, как мы уже видим, резолюция парламента ЕС от 5 июля с.г. не оставляет никаких иллюзий насчет перспектив отношений с Европейским союзом, несмотря на обнадеживающую риторику – мол, все зависит от результатов выборов.
Мы изолируемся от Евросоюза и, следовательно, обречены постепенно сползать под геополитический контроль Российской Федерации, особенно если Игорь Додон победит на парламентских выборах. Но здесь следует сказать предельно ясно, что и Демпартию нельзя рассматривать как альтернативу Партии социалистов, потому что они в четыре руки играют на одном пианино.
Козак будет заниматься вопросами медийного покрытия предвыборной кампании
Свободная Европа: Здесь, в кишиневской редакции Свободной Европы Игорь Додон говорил, что понятие «федерализация» пришло не от русских, и что именно западные партнеры настойчиво продвигали федерализацию Республики Молдова. Что вам об этом известно?
Оазу Нантой: Если мы, граждане Республики Молдова, не в состоянии выбрать такую власть, которая смогла бы объединить страну... Если вы еще помните, была еще и «Стратегия 3D»…
Свободная Европа: Декриминализация, демократизация...
Оазу Нантой: … и демилитаризация реинтегрированной Молдовы, да? Если мы не в состоянии, то так и будем искать внешних партнеров, которые столь щедры на советы!..
### Vezi și... ### «Очень возможно, что Плахотнюк предстанет в роли спасителя Молдовы — спасителя от Додона»Если мы, граждане Республики Молдова, не в состоянии заявить о себе как о реальных хозяевах страны, так и будут появляться разного рода эмиссары, которые понятия не имеют о том, что у нас происходит – но зато они приходят с советами. Я как-то уже говорил: если диагноз неверный, то не помогут никакие импортные лекарства, даже самые дорогие. Поэтому меня меньше интересуют рекомендации со стороны, мне остается лишь сожалеть о том, что мы, граждане, потерпели крах в создании государства Республика Молдова.
Свободная Европа: Вы сказали, что Дмитрий Козак может помочь Партии социалистов завоевать больше мандатов на парламентских выборах…
Оазу Нантой: Не то, что может, – ему поручено создать благоприятные внешние условия для того, чтобы Партия социалистов получила большинство. Подобные мероприятия а-ля молдавско-российский экономический форум с участием 200 российских бизнесменов не проводятся по желанию Игоря Додона, который – не более чем орудие... Это решение Кремля, точно так же, как и намеченный на 28 октября визит патриарха Кирилла станет элементом предвыборной кампании Партии социалистов, и ничего более. Ничего общего тут с христианством!..
Конечно, г-н Канду может заверять, в чем угодно, но сути оно не меняет
Следовательно, г-н Козак будет заниматься вопросами медийного покрытия, различными событиями предвыборной кампании. А решительный момент наступит после выборов, если мы, граждане Республики Молдова, позволим превратить эти выборы в акт легализации статус-кво, нынешней ситуации – захваченного государства.
Свободная Европа: Несколько дней назад спикер Андриан Канду решительно заявлял, что власть предпримет все меры для того, чтобы исключить вмешательство внешнего фактора.
Оазу Нантой: Конечно, но г-н Канду может решительно заверять в чем угодно. Я же смотрю на смешанную систему выборов и вижу, что как минимум шесть мандатов с самого начала отданы России.
Свободная Европа: Откуда шесть мандатов?
Оазу Нантой: Очень просто – два мандата для Приднестровья. Думаю, ни у кого нет иллюзий по поводу качества депутатов, которые будут избраны в этих двух округах!.. Точно так же, как и 13 ноября 2016 года, когда 16 тыс. 788 избирателей с левого берега Днестра были организованным образом доставлены на избирательные участки – и проголосовали за Игоря Додона.
Свободная Европа: Вы говорили о шести мандатах, а Приднестровью положено два…
Оазу Нантой: Гагаузская автономия – образец импотенции центральной власти; туда тоже отойдут два мандата, которые будут четко выполнять указания Кремля, точно так же, как 22 марта 2015 года российская пропаганда буквально протолкнула Ирину Влах в кресло башкана, не оставив другим конкурентам ни единого шанса. И еще открытым остается вопрос с Бельцами.
### Vezi și... ### «Россия решает — как победить, избежав ответственности за победу»Свободная Европа: Есть еще мандат для молдавской диаспоры в России.
Оазу Нантой: Вот видите! Так что можно говорить, что уже семь мандатов. Следовательно, г-н Канду может говорить все, что захочет, но когда мы видим, что телеканалы Гагаузской автономии открыто нарушают закон о так называемом «противодействии российской пропаганде», когда мы видим, что Партия социалистов и телеканалы, контролируемые, как считает общественное мнение, Игорем Додоном, превосходят по цинизму и эффективности любую российскую пропаганду, – то исчезают любые сомнения. Конечно, г-н Канду может заверять, в чем угодно, но сути оно не меняет.
Спектакль не имеет ничего общего с национальными интересами Республики Молдова
Свободная Европа: А что вы думаете по поводу военного присутствия России на левом берегу Днестра? Премьер говорит, что принятая ООН резолюция о выводе иностранных войск с территории Республики Молдова означает, что Россия должна безоговорочно, в полном объеме и незамедлительно вывести свою группу войск…
Оазу Нантой: Мы можем иронично улыбаться, но, если взять бывшее советское пространство, то мы увидим, что произошло в Грузии в 2008 году, после того, как Россия вмешалась в конфликт периода распада СССР. Мы видим, что произошло с Крымом и Украиной. Так что премьер может надеяться на резолюции Генеральной ассамблеи, в которой содержится призыв к России свернуть свое военное присутствие. Но резолюции Генассамблеи ООН не имеют обязательного характера, в отличие от резолюций Совбеза, которые – если что – Россия незамедлительно заблокирует. Поэтому Организацию Объединенных Наций можно воспринимать в лучшем случае как вишенку на торте национальной политики. Но мы этот торт – по реинтеграции страны – еще не испекли.
Свободная Европа: Власть настаивает на выводе российских войск, а Игорь Додон на встречах в Москве, как и лидер Приднестровья, поет дифирамбы миротворческому контингенту на Днестре. Эти заявления разве не взаимоисключающие?
Оазу Нантой: Еще как!.. Но и в том, и в другом случае мы имеем дело с театром двух актеров, вот только поставленный ими спектакль не имеет ничего общего с национальными интересами Республики Молдова в плане реинтеграции страны и создания правового, демократического, функционального государства, как предусматривает первый Копенгагенский критерий 1993 года, для стран, желающих стать членами Евросоюза.