В интервью Свободной Европе глава делегации ЕС в Кишиневе Петер Михалко заявил, что Евросоюз заинтересован в том, чтобы Молдова была демократическим государством, и именно поэтому требует соблюдения определенных критериев, связанных с правами человека, соблюдением демократических норм при внедрении смешанной системы выборов, которая вызвала столь бурные дебаты, обеспечением независимости правосудия и свободы СМИ. По его словам, эти вопросы поднимались на всех его встречах с молдавскими официальными лицами, так что молдавское правительство прекрасно знало, какие условия следовало выполнить для получения финансовой помощи ЕС.
Свободная Европа: Г-н посол, вы недавно заняли свой пост, и с самого начала многие предсказали вам крайне трудный мандат. Каковы ваши первые впечатления?
Петер Михалко: Я приехал в Кишинев и вступил в должность главы делегации ЕС, сменив на этом посту моего предшественника Пиркку Тапиолу в период, когда отношения между ЕС и Молдовой достигли довольно высокого уровня. Наработана достаточно солидная база для отношений, нас связывает Соглашение об ассоциации, которое открывает широкие возможности для активизации сотрудничества, для придания нашим отношениям более высокого и более качественного уровня.
Сейчас очень многие из тех областей, отношения по которым отражены в Соглашении об ассоциации, в Соглашении о свободной торговле, стали не просто реальным фактом, реальной возможностью – они обрели характер договорных обязательств, которые являются частью этих соглашений и основой сотрудничества. В этих областях Республика Молдова обязалась провести реформы, двигаться вперед, чтобы улучшить положение дел в этих направлениях – для граждан, для предпринимателей, для потребителей. И ЕС оказывает реальную помощь, способствуя проведению реформ.
Следовательно, возможностей сегодня больше, чем было в прошлом; и всем нам предстоит огромная работа для того, чтобы наполнить эту новую форму должным содержанием. Вот примерно такая ситуация складывается у нас сегодня.
Налицо определенная динамика, о которой необходимо говорить. Развиваются отношения и в других областях, более или менее соприкасающихся с соглашениями об ассоциации и о свободной торговле. Например, в прошлом году товарооборот между ЕС и Республикой Молдова вырос на 16% – и неуклонно растет с каждым годом. И, что важно, такая картина наблюдается по всем направлениям экспорта молдавских товаров на европейский рынок.
По сути, 70% экспорта товаров молдавской промышленности приходятся на Евросоюз. А марка Made in Moldova получает прописку в Европе и пользуется спросом у европейских потребителей. Это вселяет надежду на то, что положительная динамика продолжится.
Другое большое достижение – безвизовый режим для граждан Молдовы, которые получили возможность свободного перемещения на территории ЕС. Есть и другие области, другие программы сотрудничества с участием молдавских граждан или молдавских институтов, в частности, Erasmus Plus и другие программы, посредством которых можно наладить контакты в научной среде, в сфере просвещения и know-how.
Свободная Европа: Г-н посол, вы говорили о возможностях, о сложившейся законодательной базе – с акцентом на положительных моментах и достижениях. Но, в то же время, в адрес Молдовы звучит все больше критики, а ведь страна еще три года назад была «историей успеха Восточного партнерства». Сейчас про «историю успеха» все почти забыли. Критика, по моим наблюдениям, усилилась, в частности, после пересмотра системы выборов. Как, по вашему мнению, следует действовать в условиях сбоя в отношениях с ЕС?
Петер Михалко: Как я уже сказал, отношения развивались и достигли достаточно высокого уровня по качеству сотрудничества. Это предполагает и определенные обязательства по части соблюдения ценностей, зафиксированных в Соглашении об ассоциации как общие ценности. В то же время, это ценности, которые легли в основу ЕС, которые затрагивают основополагающие области современного общества. Общества, в котором развиваются страны ЕС, – и к которому стремится Республика Молдова. Кишинев обязался придерживаться этих стандартов, и крайне важно, чтобы эти ценности соблюдали, защищали и развивали на уровне, привычном для Евросоюза.
Поэтому один из ключевых элементов диалога между ЕС и Республикой Молдова связан с уровнем демократии, соблюдением прав и свобод человека. В прошлые годы были моменты, когда мы радовались быстрому и динамичному развитию наших отношений, но были и проблемы с темпом реформ, в частности, в столь важной для общества сфере, как правосудие, которая тесно переплетается со всем, что касается демократии, европейских стандартов и других крайне важных элементов.
Вы упомянули один такой момент, который имел место в этом году, когда в Молдове решили сменить избирательную систему. Известно, что перед этим многие партнеры выразили свою позицию по этому вопросу. Позиция ЕС была предельно ясной и основывалась на рекомендациях престижных международных институтов, таких как Венецианская комиссия и ОБСЕ/БДИПЧ.
Рекомендации этих институтов Молдова проигнорировала, вынудив ЕС занять четкую позицию в том, что касается продолжения нашего сотрудничества. Это привело к выдвижению новых дополнительных условий для поддержания бюджета Молдовы и предоставлению ей макрофинансовой помощи.
И до этого момента были условия, но стандартные, связанные с общей ситуацией, например, в сфере макрофинансовой стабильности и прозрачности бюджета. Сейчас же, в порядке дополнительных требований, ЕС выдвинул условие соблюдения стандартов эффективной демократической системы, основанной на многопартийной парламентской системе и соблюдении основных прав и свобод человека. Конечно, это касается и других областей, например, правосудия и свободы СМИ.
Это пакет дополнительных условий, которые будут рассматриваться при принятии решения по макрофинансовой помощи.
Свободная Европа: Вы назвали систему правосудия. Последний транш в размере 28 млн евро, предназначенный для реформирования юстиции, в Молдову уже не поступит. Значит ли это, что оценки результатов реформы не совсем положительные?
Петер Михалко: Именно так. Оценка достижений в сфере правосудия в период запланированной поддержки бюджета – 2014-2015 гг. – показала недостаточный прогресс для того, чтобы можно было высвободить и эту часть бюджетной помощи.
Однако это не значит, что помощь со стороны ЕС полностью прекращается. Действительно, соответствующая часть программы – бюджетная поддержка правосудия – пересмотру не подлежит, она просто отменена. Но наше сотрудничество продолжается, у нас много проектов. Около 150 проектов развернуто в Молдове при финансовом содействии ЕС.
Эта помощь продолжится, потому что нам важно поддержать население Республики Молдова. Ведь именно граждане и являются конечными бенефициарами наших программ. И, разумеется, наша цель – поддержать перемены, поддержать реформы, направленные, в том числе, на совершенствование работы государственных институтов, на улучшение условий в экономической и социальной сферах, на повышение уровня жизни людей.
Именно ради этого мы продолжим помогать, но при этом будем предельно внимательно следить за достижениями во всех сферах, на развитие которых будет направлена европейская поддержка, следить за тем, что конкретно предпринимают структуры, которые являются нашими партнерами в Молдове.
Свободная Европа: Не хотите раскрыть скобки и рассказать, с чем были связаны самые большие замечания по системе правосудия?
Петер Михалко: Замечания касались крайне медленных темпов принятия законодательства за обозреваемый период. Правда, впоследствии положение дел в этом смысле немного изменилось, определенные изменения на уровне законодательства произошли. Но одновременно должно было последовать и внедрение законов в жизнь.
Свободная Европа: В ответной реплике Кишинев может сослаться на то, что в последнее время темпы реформ значительно ускорились, и что ситуация отыграна…
Петер Михалко: Мы надеемся, что темпы реформ улучшатся, и законы будут приняты быстро и эффективно. Но главное – не просто принять законы, но и закрепить их на практике, то есть, внедрить законодательные изменения в соответствующие области – в систему правосудия, в экономику, чтобы перемены материализовались в изменениях в лучшую сторону.
Как я уже сказал, мы продолжим сотрудничество. Какие-то программы уже закрыты, например, бюджетная поддержка реформы правосудия. Но в перспективе много проектов и в рамках макрофинансовой помощи, и в рамках оставшегося периода наших ежегодных программ поддержки, из которых Республике Молдова были выделены щедрые ресурсы – от 620 млн до 746 млн евро на 2014-2020 гг. Эти ресурсы – в силе, и они могут быть использованы при условии, что наши требования будут выполнены.
Свободная Европа: Продолжим тему. Известно, что в Брюсселе продолжаются дебаты вокруг обещанных Молдове 100 млн евро. Насколько я понимаю, развернулись довольно горячие дискуссии между политическими силами, представленными в Европарламенте. И г-н Тапиола говорил еще до отъезда, что приостановление этой помощи стало бы хорошим подарком для России. С другой стороны, налицо и прессинг оппозиции, которая утверждает, что выделить эти деньги в сложившейся ситуации – это означает удар по демократии в Молдове. Как вы оцениваете эту ситуацию?
Петер Михалко: Как я уже сказал, сейчас все связано с оценкой ситуации, складывающейся после смены избирательной системы. Посмотрим, какие решения будут приниматься по пересмотру законов о выборах, в какой степени будут соблюдаться принципы демократии и эффективной демократической системы, основанной на многопартийности, соблюдении основных прав и свобод в избирательной системе – именно это зафиксировано в июньской совместной резолюции европейских институтов. И, исходя из этой оценки, и будет принято решение.
Что касается дискуссий, которые ведутся и в Брюсселе и на других уровнях в ЕС, они свидетельствуют о том, насколько для европейских партнеров важно соблюдение ценностей, на основе которых мы намеревались и намереваемся развивать отношения с Молдовой. И выдвинутые условия говорят о том, что мы действительно хотим удостовериться, что все эти стандарты соблюдаются и развиваются.
Свободная Европа: Вы обсуждали с представителями власти моменты, связанные с соблюдением демократических стандартов как условия предоставления финансирования?
Петер Михалко: В обязательном порядке, это главная тема на всех моих встречах с политиками, с представителями правительства, правительственных структур. Потому что это наш посыл, это направление, по которому мы должны двигаться, чтобы обеспечить выполнение задач, которые мы поставили перед собой в процессе реформ, а также в Соглашении об ассоциации, в повестке ассоциации.
Эти цели должны быть выполнены, и в оценке ситуации разночтений быть не может – прогресс либо есть, либо его нет. Тем более, что сейчас в нашем распоряжении и более широкие институциональные рамки для диалога. Например, состоялось заседание подкомитета по сотрудничеству в сфере энергетике, транспорта и окружающей среды. И этот институциональный диалог продолжается. Там очень конкретно измеряется прогресс – достигнут он или нет.
Свободная Европа: Как вы оцениваете намерение высших судебных органов Молдовы засекретить, обезличить судебные решения?
Петер Михалко: В целом, принципы независимости правосудия должны соблюдаться и развиваться. Там есть предельно четкие правила и стандарты, связанные с правом на справедливый суд, с прозрачностью судебных процедур и другими моментами, которые надо соблюдать.
Правосудие – фундаментальная область, особенно, в обществе переходного периода. Люди должны чувствовать, что при всех социальных и экономических сложностях, неминуемых в эти годы, государство, власть делает все для того, чтобы права граждан соблюдались, чтобы общество было справедливым и корректным в смысле равенства перед законом, чтобы оно предоставляло равные перспективы детям, семьям, чтобы люди могли жить в этой стране.
Свободная Европа: Другой момент, который вы упомянули, – свобода СМИ. Что именно вы имели в виду? Сейчас много разговоров идет о монополизации прессы...
Петер Михалко: Свободная пресса, свобода слова – ключевой элемент современного демократического общества. Нельзя представить себе свободно развивающееся общество без возможности свободного выражения мнений всеми его представителями, без доступа к СМИ для всех без исключения. Это касается и политической сферы, и остальных областей жизни общества.
Плюрализм и свобода – два фактора, которые в обязательном порядке необходимо соблюдать. Любое ограничение в этом смысле является источником регресса – и это очень ясно видят граждане, особенно, в странах, которые пережили опыт жизни в условиях, где СМИ не пользовались свободой.
Свободная Европа: Вы говорили о разных аспектах демократии. Все больше в адрес Молдовы раздается критики по поводу коррупции и ее проникновения в политику. Как это явление влияет на отношения с ЕС?
Петер Михалко: Коррупция – самое большое зло для любого общества. Тем более, для общества с переходной экономикой. Мы уже говорили о значении гражданского общества. И коррупция атакует именно справедливый характер общества, принцип равенства людей перед законом. Поэтому борьба с коррупцией является одним из ключевых элементов для предоставления финансовой помощи Молдове, а также для нашего сотрудничества в целом.
Читая Соглашение об ассоциации можно увидеть, что борьбе с коррупцией уделяется очень большое внимание.
Конечно, в этом контексте важно, чтобы все государственные учреждения, призванные бороться с коррупцией, работали так, чтобы граждане были уверены в том, что эти институты независимы, что нет никаких интересов, которые вынудили бы их работать пристрастно и предвзято.
Свободная Европа: В последнее время в молдавском обществе заметен явный раскол в политических эшелонах, когда главные партии молдавской политической сцены пытаются жонглировать геополитическими принципами и лозунгами. Демпартия «оседлала» прозападный вектор, Партия социалистов нацелилась на Россию, на Евразийский союз и СНГ. Эту геополитическую игру многие считают попыткой отвлечь внимание от реальных проблем в обществе.
Петер Михалко: В процессе развития своих отношений с Республикой Молдова Евросоюз преследует четкие цели – наладить сотрудничество на европейских принципах, помочь Молдове стать стабильным и благополучным государством с растущей экономикой, в котором уровень жизни граждан будет повышаться, а демократический характер – укрепляться. Такими мы видим наши дальнейшие отношения.
Спекулянтов от геополитики действительно хватает, но с нашей стороны главный принцип всегда был и будет связан с нашими ценностями. А в демократическом обществе ценности и интересы идентичны. И эти ценности лежат в основе Соглашения об ассоциации – как общие наши обязательства.
Свободная Европа: С вашей точки зрения, эти дискуссии идут на пользу молдавскому обществу – или нет?
Петер Михалко: Не хочу давать оценок дискуссиям, которые происходят в самой Республике Молдова, но, по моему мнению, очень важно, чтобы при обсуждении любых актуальных вопросов не упускалась из виду конечная цель, которую поставили перед собой и в области реформ, и в области соблюдения стандартов демократии, и в сфере укрепления судебной системы.
Свободная Европа: Почему европейской интеграции не удалось стать национальной идеей на уровне рядовых граждан, а не только элит? Что произошло? И, главное, что делать дальше?
Петер Михалко: Я бы не согласился с тем, что рядовые граждане не на стороне европейской интеграции или европейского вектора. Что важно, по моему мнению, – граждане должны лучше знать, что означает европейская интеграция, и каким образом развитие Молдовы может качественно улучшить их жизнь в рамках сотрудничества с ЕС.
Качество европейских стандартов большинство населения признает и не ставит под сомнение. Сейчас даже с помощью этих инструментов, которые находятся в нашем распоряжении, – и Соглашение об ассоциации, и предоставление помощи со стороны ЕС – Республика Молдова, в целом, и ее граждане могут достичь европейских стандартов. Это требует определенных усилий, большого труда, но через это прошли многие страны. И у Молдовы есть все инструменты и возможности для успешного преодоления этого пути.
Свободная Европа: Поговорим немного о приднестровском урегулировании. Вам этот вопрос знаком, вы уже работали в этой области. Встречи в формате «5+2» не созываются уже более года. Что происходит? Можно ли говорить об очередном тупике в приднестровском урегулировании?
Петер Михалко: ЕС участвует в переговорном формате «5+2», который мы поддерживаем в качестве наблюдателей. Мы очень активны и настроены на прогресс в выполнении обязательств, которые были определены в прошлом году при председательстве Германии в ОБСЕ, которые получили дальнейшее развитие в рамках нынешнего мандата Австрии. Мы – за возобновление формата «5+2».
Вместе с тем, мы столь же активно будем поддерживать и впредь меры по укреплению доверия между двумя берегами Днестра, потому что это – путь, который ведет к улучшению жизни населения по обе стороны Днестра. Надеемся, что и условия, и атмосфера для достижения приднестровского урегулирования будут более позитивными.
Конечно, здесь действительна формула, к которой пришли страны-члены ОБСЕ, которая нашла подтверждение в ряде совместных заявлений совета министров иностранных дел, что урегулирование должно проводиться на принципах территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова, с предоставлением Приднестровью особого статуса.
Свободная Европа: Вы видите вариант быстрого урегулирования приднестровского конфликта?
Петер Михалко: Процесс урегулирования отнял уже много лет и, думаю, все участники должны поддерживать любой прогресс для достижения окончательного урегулирования. Потому что это привело бы к заметному укреплению региональной безопасности, а также к улучшению жизни людей, которые очень страдают в условиях неурегулированности.
Свободная Европа: Формула урегулирования имеет значение?
Петер Михалко: Я уже сказал, что формула существует, нужно лишь ее использовать.
Свободная Европа: Г-н посол, в завершении нашей беседы позвольте спросить: сейчас, на старте вашей миссии, какими вам хотелось бы видеть отношения Молдовы с ЕС под занавес мандата?
Петер Михалко: Знаю, что на финише моего мандата вы придете ко мне с ответом на этот вопрос… Мне искренне хочется такого развития отношений между ЕС и Молдовой, чтобы весь мир увидел, насколько важно наше сотрудничество, какие успехи были достигнуты, насколько улучшилась жизнь людей, какое развитие получило общество – и как выросла экономика в Молдове в целом. Думаю, это же захотел бы увидеть любой посол по завершению своего мандата.