Ралука Рэдукану: «Если кто-то считает себя всесильными и готов потягаться с ЕС, его ждут большие сюрпризы»

Накануне саммита Восточного партнерства премьер-министр Павел Филип встретился в Брюсселе с комиссаром ЕС по вопросам расширения и политике соседства Йоханнесом Ханом. По завершении беседы глава молдавского кабинета и правительственная пресса поспешили сообщить хорошую новость о том, что ЕС разблокировал финансирование. Но сначала Йоханнесу Хану, а затем и Делегации ЕС в Кишиневе пришлось внести уточнения по этому вопросу. Ситуацию комментирует политический аналитик Ралука Рэдукану (Бухарест).

Свободная Европа: Вначале хотелось это интервью посвятить, в основном, саммиту Восточного партнерства, но чувствую себя обязанной спросить, что происходит в Румынии, где тысячи людей протестовали у здания правительства , требуя отставки кабмина и отзыва законов в области правосудия? Демонстранты и организаторы протестов считают, что Румыния переживает самый критический момент за всю свою посткоммунистическую историю.

Ралука Рэдукану: По сути, митинги, которые прошли на днях в Бухаресте и по всей стране – и, можно не сомневаться, что этим дело не ограничится – являются продолжением акций протеста, вспыхнувших в начале года в ответ на принятие скандального ордонанса №13. Его главные идеи нашли сейчас отражение в пакете законов, которые власть при поддержке политических партнеров в парламенте пытается провести через законодательный орган.

Учитывая, что правительство не прислушивается к рекомендациям Европарламента и Еврокомиссии, которые советуют проконсультироваться для начала с Венецианской комиссией, граждане решили прибегнуть к акциям протеста. Как к единственному выходу из ситуации.

Свободная Европа: Какой может быть развязка?

Ралука Рэдукану: Вполне вероятно, что протесты продолжатся, потому что ни парламент, ни правительство не проявляют никакой готовности отказаться от изменений, которые они планируют внести в законодательство о правосудии. По всей видимости, законы будут приняты в первом чтении, но президент либо вернет их на доработку, либо оспорит в Конституционном суде.

Евросоюз не будет терпеть попыток официального Кишинева жонглировать европейской риторикой

Загвоздка состоит в том, пройдут законы второе чтение. И, в зависимости от ситуации, протесты возобновятся – в январе, феврале...

Свободная Европа: Вернемся в Республику Молдова. Накануне саммита Восточного партнерства молдавский премьер встретился с еврокомиссаром Йоханнесом Ханом. После той встречи и премьер, и околовластные СМИ поспешили сообщить гражданам «хорошую новость», что Евросоюз разблокировал внешнее финансирование Молдовы. Но затем и Йоханнесу Хану, и Делегации ЕС в Кишиневе пришлось объяснять, что речь не идет о «разблокировании финансирования», что это будет сделано позже – и лишь в том случае, если будут выполнены определенные условия. Потом последовали уточнения и самого кабмина, который возложил вину на СМИ. «Разблокирование», как сообщило правительство, относится к прямой бюджетной поддержке, а выделение финансовой помощи в размере 100 млн евро – это, мол, совсем иной вопрос. Как вам видится вся эта история: кто и что неправильно понял, и зачем понадобилось столько уточнений?

Ралука Рэдукану: На фоне всей этой безалаберщины лично у меня сложилось мнение, что власть упустила контроль на таком направлении, как связь с общественностью, и стала панически бояться и экономических, и политических последствий утраты европейского финансирования.

Свободная Европа: Почему?

Условия политического порядка – новинка в переговорах Евросоюза с Молдовой

Ралука Рэдукану: Я исхожу из того, что на уровне риторики власть и входящие в нее партии сформированы на принципах проевропейской ориентации. Чтобы сохранить свой имидж, они вынуждены требовать от Евросоюза как можно больше, даже рискуя получить отказ. И, что еще более важно, им приходится представлять населению различные «истории успеха». Но на этот раз авторы подобных сочинений заблудились в собственных творениях, не подумав о том, что Брюссель захочет внести в вопрос ясность.

Свободная Европа: Как вы считаете, отношение европейских институтов к Республике Молдова после этого изменится?

Ралука Рэдукану: Ясно одно – с этого момента Евросоюз не будет терпеть попыток официального Кишинева жонглировать европейской риторикой по собственному усмотрению. Думаю, и молдавская власть поняла, что больше так делать нельзя. Отсюда и реакция минфина после уточнений Брюсселя по поводу предоставления финансирования.

Свободная Европа: В официальных сообщениях правительства шла речь о прямой бюджетной поддержке, предоставленной Евросоюзом по четырем из пяти программ, за исключением финансирования реформы судебной системы. Эта поддержка поступит в декабре, но лишь потому, что она и не была приостановлена. Молдавская власть знала, что деньги, так или иначе, поступят. Но г-н Филип сообщил об этом из столицы Евросоюза. Как вы думаете, почему?

Ралука Рэдукану: Потому что населению нужны хорошие новости.

Свободная Европа: А разве прямую бюджетную поддержку нельзя рассматривать как разблокирование финансирования по линии ЕС?

Ралука Рэдукану: Вспомним историю с выделением 100 млн евро. После того, как Европарламент заблокировал макрофинансовую помощь и ввел дополнительные условия для высвобождения денег, Еврокомиссию уполномочили начать переговоры с Кишиневом о новых условиях.

Свободная Европа: Мой вопрос в другом: власть говорила о разблокировании прямой бюджетной поддержки. Но разве можно говорить о разблокировании, если замораживания помощи не было?

Ралука Рэдукану: Нет, разумеется, нельзя говорить о разблокировании, сколь скоро эти деньги не входили в макрофинансовую помощь в размере 100 млн евро.

У ЕС богатый опыт переговоров с государствами на различных этапах развития – от устоявшихся демократий до авторитарных режимов

Свободная Европа: Брюссель заявил, что в феврале будет дана оценка выполнению условий для предоставления финансирования, и, в зависимости от результатов, будет принято решение – выделять эти деньги или нет. Известно, что всего условий 28, одни технического порядка, другие политического – правовое государство, борьба с коррупцией, реформирование Кодекса телевидения и радио и, в особенности, приведение законодательства о выборах в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии. Можно ли предположить, что это последнее условие и станет определяющим для перечисления первого транша?

Ралука Рэдукану: Думаю, среди важнейших условий числится обеспечение работы правового государства и все, что относится к фундаментальным правам. Условия политического порядка – новинка в переговорах Евросоюза с Молдовой. И – да, я считаю, что это имеет первостепенное значение, потому что эти политические условия являются крайне важным ориентиром для оценки уровня правового государства в Республике Молдова.

Свободная Европа: Эксперты в Кишиневе задаются вопросом, поступят или нет деньги, если смешанная система выборов не будет отменена. Например, аналитик Игорь Боцан считает, что первый транш все равно перечислят, потому что «Евросоюз не хочет, чтобы меры, которые он принимает, и точки зрения, которые он выражает, каким-то образом подрывали политическую стабильность и европейский курс». Вы разделяете эту точку зрения?

Ралука Рэдукану: Думаю, далеко не факт, что деньги поступят. То, что произошло сейчас в Брюсселе, – подписание документов между представителями официального Кишинева и Европейской комиссии – следует рассматривать лишь как начало переговоров, а не как решение о предоставлении первого транша. Кишинев умудрился поставить под угрозу на редкость выгодную для себя финансовую помощь и получить дополнительные условия, в том числе, политические. Без реформ, которых требует Еврокомиссия, денег не будет.

Кроме того, к вопросу следует подходить не только с точки зрения Кишинева, но и Евросоюза, у которого богатый опыт переговоров с государствами, находящимися на различных этапах развития – от устоявшихся демократий до авторитарных режимов.

Я бы не советовала питать иллюзий насчет того, что деньги придут автоматически

Эту институциональную память можно использовать в любой момент, чтобы определить импульсы, необходимые для политических перемен или для укрепления демократических институтов в том или ином государстве. В этой связи возможное высвобождение первого транша из обещанных 100 млн евро можно рассматривать только как очередной шаг в переговорном процессе, а не как точку или же гарантию со стороны Евросоюза в отношении того или иного правительства.

Деньги предназначены для граждан, они должны пойти на создание или укрепление демократических институтов. Именно это является, по сути, темой переговоров между ЕС и Молдовой. Если кто-то считает себя всесильными и готов потягаться с Евросоюзом, то его ждут большие сюрпризы.

Потому что при всех колебаниях в оценках, которые присутствуют в опросах, Евросоюз продолжает оставаться крайне сильным полюсом притяжения, и любому правительству, и сегодня, и впредь придется сверять свою политику с европейскими координатами. Поэтому я бы не советовала питать иллюзий насчет того, что деньги придут автоматически. Нет, автоматом они не поступят. Для этого необходимо внедрить реформы, которых требуют Еврокомиссия и Европарламент.