Статью «незаконное обогащение» внесли в Уголовный кодекс в 2014 году. Она предполагает наказание от 3 до 7 лет тюрьмы для чиновников, чье имущество значительно превышает доходы, даже если недвижимость и автомобили оформлены на посредников. Незаконно нажитое имущество могут конфисковать по решению суда.
В отчете о работе генпрокуратуры за 2022 год указали, что количество приговор по этой статье равно нулю. Согласно сайту судебных инстанций, и в 2023 году суды не вынесли ни одного приговора за незаконное обогащение.
Последний приговор по делу о незаконном обогащении вынесли в 2021 году по делу судьи Олега Мельничука. Прокуроры посчитали, что его расходы превысили доходы на 640.143 лея, а еще 606.000 тыс. леев он получил в подарок от родственников, чьи доходы были ниже, чем суммы донаций. Суд Новых Анен признал его виновным и приговорил к семи годам тюрьмы с условием, что Мельничук останется на свободе до тех пор, пока по его делу не выскажется Апелляционная палата (АП).
После того, как суд вынес приговор, Мельничука отстранили от должности судьи. Сейчас его дело рассматривает АП Кишинева. Судья утверждает, что его дело вели с нарушениями, а сам факт незаконного обогащения так и не доказан.
Два завершенных дела в 2023 году: бывший сотрудник НЦБК и экс-депутат от ПКРМ на скамье подсудимых
В 2023 году прокуроры передали в суд два дела о незаконном обогащении. В одном из них фигурирует бывший глава одного из управлений НЦБК Геннадий Тэнас и четверо его пособников. По данным следствия, с 2014 по 2021 обвиняемый и члены его семьи приобрели имущество на 13,6 млн леев, которое значительно превышает их официальные доходы. Также прокуроры арестовали имущество на 26 млн леев.
Первое же заседание суда по этому делу перенесли по просьбе адвокатов, а следующее — назначили на 1 февраля 2024 года. Тэнас вину не признает и называет дело «политическим заказом».
Во втором деле фигурирует экс-депутат от ПКРМ Виктор Мындру и его сын. Прокуроры выяснили, что хотя с 2014 по 2017 год доходы бывшего депутата и членов его семьи составили 1,7 млн леев, а расходы превысили 3,3 млн леев. По этому делу, правоохранители арестовали имущество на 1,6 млн леев. Суд начал рассматривать это дело в мае 2023 года и уже приступил к допросу свидетелей.
Виктор Мындру — один из депутатов-перебежчиков, который в 2015 году покинул Партию коммунистов и впоследствии примкнул к демократам. В начале 2022 года прокуроры сообщили, что расследуют дело о незаконном обогащении 14 депутатов перебежчиков. Однако, Мындру до сих пор единственный, чье дело передали в суд. Экс-депутат не признает вину.
Три завершенных дела в 2022 году: бывший глава СИБ, бывший глава ВСП и бывший замгенпрокурора
В сентябре 2022 года в суд передали дело экс-главы Службы информации и безопасности Василия Ботнаря и его свекрови. По данным следствия с 2014 по 2019 год доходы семьи Ботнарь составили 329 тыс. леев, в то же время, стоимость их имущества составляет более 19 млн леев. Прокуроры арестовали его имущество на 28 млн леев.
Дело рассматривает суд Буюкан. На одно из заседаний суда пришла юрист из компании жены Ботнаря и потребовала снять арест с двух автомобилей, утверждая, что подсудимый не имеет к ним отношения. Суд ее требование отклонил и не включил ее в процесс. Адвокат Ботнаря утверждает, что обвинение неправильно рассчитало даты потенциального преступления, отметив, что Ботнарь не занимал постоянно публичные должности. К тому же, в деле рассматривают эпизод о том, как теща подсудимого купила дом в 2009 году, хотя обвинение касается 2014-2019 года.
Дело экс-главы Высшей судебной палаты Иона Друцэ расследовали почти четыре года: с сентября 2019 по июль 2022. Когда расследование начиналось, Друцэ был судьей и прокурорам пришлось просить у Высшего совета магистратуры разрешение, чтобы начать уголовное преследование.
По версии обвинения, с 2014 по 2019 год Друцэ через родственников приобрел имущество общей стоимостью около 12,8 млн леев, но в декларациях о доходах указал, что оно стоит около 4,5 млн. Прокуроры арестовали его имущество на 12 млн леев включая несколько объектов недвижимости и автомобиль.
По этому делу суд также перешел к допросу свидетелей. На одном из последних заседаний 1 ноября выступила дочь обвиняемого. По ее словам, она по просьбе сестры отца, которая находится в Италии, купила две квартиры, за которыми несколько лет наблюдала и оплачивала коммунальные счета. Свидетельница утверждает, а ее отец не имеет отношения к этим квартирам. Также она рассказала, что лично привезла от тети в несколько траншей около 70 тыс. евро, которые передавали на хранение бабушке с дедушкой, Сам Друцэ вину не признает.
Также в 2022 году прокуроры передали в суд дело бывшего замгенпрокурора Руслана Попова и его жены Юлии, которая работала в прокуратуре Кишинева. Супругов обвиняют в том, что их расходы превысили доходы на 3,2 млн леев. Кроме них, в деле фигурируют еще три человека. По этому делу прокуроры арестовали имущество на 6 млн леев и продолжают расследовать еще один эпизод о незаконном обогащении.
Попов называет дело сфабрикованным. После одного из заседаний суда, на которых рассматривали вопрос о мере пресечения, он заявил журналистам, что ему «стыдно, что он 24 года был частью системы».
Осенью 2023 года Попов перенес инсульт. Поэтому 28 ноября суд Буюкан отложил заседания по этому делу до 19 января 2024 года.
Два завершенных дела в 2021 году: один бывший депутат и один знаменитый прокурор
В ноябре 2021 года в суд передали уголовное дело экс-депутата Константина Цуцу. Прокуроры утверждают, что с 2014 по 2019 его расходы превысили доходы на 3,5 млн леев. Прокуроры арестовали его имущество на 800 тыс. леев.
Первых свидетелей по делу Цуцу начали слушать в марте 2022 года.
Подсудимый утверждает, что его расходы не превышали доходов, а дом «строил лично» и указал правильную стоимость в декларациях.
И дело бывшего главы Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью и особым делам Николая Китороагэ передали в суд в 2021 году. По версии прокуроров, c 2014 по 2019 год его семья купила имущество на 6,4 млн леев, хотя их официальные доходы составили 2,2 млн леев. Имущество экс-прокурора находится под арестом. В декабре 2021 года завершились предварительные слушания по делу, а сейчас суд слушает показания свидетелей обвинения. Китороагэ вину не признает.
Почему дела рассматривают так долго?
Дела о незаконном обогащении — относительно новый элемент для молдавской юстиции. Больше всего таких дел завели в 2022 году: 45 дел завела Антикоррупционная прокуратура, 15 — Наццентр борьбы с коррупцией, в 2021 — 14, а в 2020 — 0.
По данным Центра юридических ресурсов, в среднем одно уголовное дело в Молдове рассматривают за год. Рассмотрение дел о коррупции длится, в среднем, более трех лет.
Судьи объясняют это тем, что у них в целом, большой объем работы и часто не хватает ассистентов и секретарей.
Чтобы ускорить рассмотрение дел о коррупции, в том числе, о незаконном обогащении, власти планируют создать в Кишиневе антикоррупционный суд. 29 ноября парламент принял в первом чтении законопроект о создании такого суда.
### Vezi și... ### Деньги на аренду квартир и госохрана. Как в Молдове будут создавать антикоррупционную судебную систему