19 мая 2023 года судья Петру Пэун вынес решение по делу о слежке за двумя прокурорами Антикоррупционной прокуратуры. Речь идет о событиях 2020 года. Тогда генпрокуратура заявила, что за прокурорами следили, чтобы найти компрометирующие сведения о их личной жизни, чтобы дискредитировать их и помешать работать. Cреди тех кто занимался слежкой бывшие полицейские и сотрудники Министерства внутренних дел.
Никто из осужденных не получил наказания потому, что истек срок привлечения к уголовной ответственности. Все же они обязаны возместить 28.140 леев – стоимость экспертизы, которую провели во время расследования.
Приговор можно обжаловать в течение 15 дней.
### Vezi și... ### Кого хочет санкционировать ЕС за дестабилизацию Республики МолдоваВнутренняя безопасность партии «Шор»
На заседаниях суда присутствовали двое из шести обвиняемых, которые до последнего отрицали свою причастность к слежке. Остальные четверо признали вину на этапе следствия и попросили рассмотреть дело в суде без них. Трое рассказали, что работали неофициально в отделе внутренней безопасности партии «Шор», где должны были получать зарплату – около 20 тыс. леев. В их обязанности входило проверять работу региональных руководителей партии «Шор»: фиксировать, когда сотрудники офиса приходят на работу, уходят на обеденный перерыв и работают ли они с гражданами. Они утверждают, что обещанные деньги так и не получили.
Один из осужденных рассказал, что осенью 2020 года его отправили на север страны, чтобы собрать информацию о том, как мэры «Нашей партии», которую возглавляет Ренато Усатый, не выполняли предвыборные обещания. Мужчина приезжал собирать информацию в Рышканы и Бельцы (в 2021 году на пост мэра Бельц претендовала вице-председатель партии «Шор» Марина Таубер).
В октябре этого человека вызвали в Кишинев и попросили организовать группу, чтобы проследить за двумя прокурорами и выяснить, встречались ли они с людьми Ренато Усатого. Другого попросили выяснить, встречались ли с прокурорами представители партии «Шор». Третий фигурант дела рассказал, что, будучи бывшим сотрудником МВД, в 2020 году по просьбе знакомого, который тоже проходит обвиняемым по этому делу, занимался политической агитацией для партии «Шор» и проверял, выполняют ли свои обязанности другие члены партии. В октябре 2020 года знакомый попросил его наблюдать за двумя мужчинами, и только из материалов дела узнал, что это были прокуроры.
Читай также Прокуроры намерены арестовать Марину Таубер и передать ее дело в судКак следили за прокурорами
За прокурорами Антикоррупционной прокуратуры следили в течение недели: до тех пор, пока, следивших не задержали сотрудники Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью. Для того, чтобы действовать незаметно они брали в аренду разные автомобили, которые меняли каждый день. Прокуроров сопровождали с утра, как только они покидали дом, и держали под наблюдением на протяжении всего дня, пока они не возвращались домой.
Прокуроров регулярно фотографировали и отправляли фото человеку, который составлял отчеты о результатах слежки. Отчеты отправляли бывшему вице-министру внутренних дел Вячеславу Чебану. Его дело в суде рассматривают отдельно, потому что его обвиняют, не в нарушение неприкосновенности частной жизни, а в создании преступной группировки и управлении ей. Следующее заседание делу Чебана запланировали на 7 июня.
Читай также ВСМ заступился за судей, которые приговорил Шора. Беглый депутат грозил им тюрьмойПризнали виновными, но оправдали
Судья отметил, что хотя несколько обвиняемых не признают вину, в деле достаточно доказательств, что они совершили преступление. Также у обвиняемых в телефонах нашли фотографии пострадавших прокуроров. Их действия признали незаконным сбором информации о личной жизни.
В приговоре процитировали и показания пострадавших. Один из них, заметив слежку, предположил, что за ним могли наблюдать сотрудники Службы информационной безопасности (СИБ). «Но учитывая, что я вел резонансные дела, допустил, что за мной могла следить криминальная группировка», – рассказал он. По его словам, за ним следили, чтобы помешать вести расследование.
Судья отметил, что речь идет о легком преступлении, а согласно Уголовно-процессуальному кодексу, если с момента совершения преступления прошло два года, человека освобождают от ответственности. Максимально наказание, которое они могли получить за совершенное преступление: штраф 37,5 тыс. леев или 240 часов неоплачиваемого труда.