Александру Тэнасе: «Всеми силами навязывают тезис, что „после Додона началась катастрофа!“»

Александру Тэнасе

Все парламентские партии заявляли о том, что они выступают за проведение досрочных выборов. Вопрос внеочередных выборов высшего законодательного органа особо стал актуален после победы на президентских выборах Майи Санду. Представители политического класса считают, что появление нового главы государства символизирует фундаментальные изменения в политике Молдовы. Однако, путь от разговоров о досрочной кампании — к организации выборов может оказаться непростым. Роль первой скрипки исполняет крупнейшая парламентская фракция Партии социалистов, а также союзники ПСРМ — депутаты группы Pro Moldova, включая депутатов партии «Шор». Своим мнением со Свободной Европой поделился бывший министр юстиции и экс-председатель Конституционного суда Республики Молдова Александру Тэнасе.

Свободная Европа: Какие шаги необходимо предпринять в рамках конституционного поля для нормализации ситуации в Молдове? Правительство Кику ушло в отставку до рассмотрения парламентом вотума недоверия кабинету министров. А дальше-то что?

Александру Тэнасе: С точки зрения конституционных норм все чрезвычайно просто. Есть 45-дневный срок, в течение которого должно быть сформировано парламентское большинство, и состав этого большинства надо официально оформить. Далее, мажоритарии выдвигают кандидатуру премьер-министра и направляют предложение президенту Республики Молдова. А у президента есть два варианта: либо выдвинуть кандидата на пост премьера, предложенного большинством, либо отклонить его кандидатуру. При этом, глава государства вправе отклонить кандидата только один раз, с объяснением своей позиции. Но если конституционное большинство решит настаивать на той же кандидатуре, президент обязан его выдвинуть.

Но, к сожалению, сложность ситуации состоит в том, что у данного механизма нет механизмов дополнительных, страховочных, которые бы обеспечивали реализацию закона. Потому что де-факто ведь президент может отклонить и повторно выдвинутого кандидата. И ни санкций, ни юридических инструментов, обеспечивающих реализацию конституционных требований, нет.

В нормальных условиях президент, разумеется, обязан принимать в расчет позицию парламентского большинства. Однако, при сегодняшних политических раскладах... Не знаю, насколько вероятен подобный сценарий!..

Свободная Европа: Но формализованного большинства в парламенте нет. И социалисты, и депутаты платформы Pentru Moldova, в которую входят представители партии «Шор» и неприсоединившиеся народные избранники, настаивают на том, что никакой коалиции, никакого альянса, никакого партнерства между ними не существует!

Александру Тэнасе: Если нет официально оформленного парламентского большинства, способного проголосовать за правительство, тогда президент республики имеет право выдвинуть любого кандидата, которого он считает подходящим для работы на посту премьер-министра Республики Молдова. Это дискреционное право главы государства.

Здесь тоже все предельно просто: если есть большинство, президент не может его игнорировать. Он должен учитывать позиции мажоритариев. А если большинства нет, если коалиция не сформирована в соответствии с процедурой, установленной Конституционным судом, то президент вправе действовать по своему усмотрению. И глава государства может назначить любого, кто, по его мнению, в состоянии получить поддержку парламента для утверждения нового состава правительства.

Свободная Европа: И вы полагаете, что г-жа Санду может выдвинуть кандидата в премьер-министры, который не наберет необходимого числа голосов?

Александру Тэнасе: Возможны оба варианта. Пока еще слишком рано утверждать, что большинство в парламенте не появится. Да, социалисты вместе с группой Pro Moldova — или с группой Pentru Moldova, я в их названиях уже запутался!.. — постоянно твердят о том, что коалиции между ними нет. Но это отнюдь не означает, что они сохранят ту же риторику, когда почувствуют, что рискуют лишиться депутатских мандатов.

То, что в парламенте все же будет сформировано большинство, исключать нельзя. Но, в то же время, из этого вовсе не следует, что президент Майя Санду автоматически его станет поддерживать.

Следует принимать в расчет сегодняшнюю политическую конъюнктуру, — общество нынче ждет досрочных выборов!..

Досрочные выборы всегда входили в список задач президента Майи Санду, так что компромисс по их организации вполне достижим. Разве что такой вариант: большинство в парламенте не появляется, и кандидатов в премьеры тоже нет, — и тогда выдвигать кандидата в премьеры будет президент Майя Санду, это ее обязанность. Но из-за этого не получится запустить механизм роспуска парламента.

Свободная Европа: Игорь Додон, комментируя отставку Кику, сказал, что на принятие решения не оказывали влияние ни протесты, ни угроза вотума недоверия. Могут ли министры исполнять свои обязанности вплоть до досрочных выборов, если дело до них дойдет?

Александру Тэнасе: Очевидно, что кабинет министров Кику остается у власти до тех самых пор, пока не будет приведено к присяге новое правительство. В любом случае! Правительство могут утвердить быстро, а могут и лишь после нескольких попыток, — так или иначе, что г-н Кику и его правительство останутся у власти до появление нового кабмина.

Если будут организованы досрочные выборы, то не исключено, что правительство Кику будет заниматься их проведением, и этот же кабинет сохранит полномочия, пока не появится новый парламент, который, в свою очередь, утвердит новое правительство. Можно подать в отставку сегодня, а потом находиться у власти еще как минимум полгода.

Свободная Европа: Не исключен и другой сценарий — Ион Кику с новой правительственной командой...

Александру Тэнасе: В данном случае персональный состав правительства не имеет никакого значения, потому что парламент выражает вотум доверия программе правительства и премьер-министру, который ее представляет.

Если большинство, которое в конце концов все же может появится, решит выдвинуть того же Иона Кику и новых министров, то условия уравнения останутся теми же, без малейших изменений. У парламента — два варианта действий, и — да, коалиция может выразить вотум доверия... Но! Прежде чем процедура доберется до парламент, необходима подпись и указ президента. И я не знаю, согласится ли президент Майя Санду с таким кандидатом. Вероятность того, что Ион Кику станет кандидатом на пост премьер-министра, даже если парламент и сформирует мажоритарную коалицию, почти ничтожна.

Свободная Европа: А может ли парламентское большинство проголосовать за новый состав кабинета министров, выдвинув в правительство представителей всех частей коалиции?

Александру Тэнасе: Да, но и это не имеет значения, ведь в итоге указ о выдвижении кандидата на должность премьер-министра подписывает президент, тут речь как раз о главе государства. Более того, и персональный состав кабмина — тоже вопрос технический, не думаю, что это так уж важно.

В конце концов, это прерогатива президента Майи Санду — она вправе как выдвинуть кандидата большинства, которое может быть сформировано для голосования за новое правительство, — так и не выдвигать его. Задача осталась прежней, и она никоим образом не связана с персональным составом кабинета.

Вопрос о том, кто именно войдет в правительство, был бы актуален, если б речь шла о правительстве коалиции. Не думаю, что мы движемся к такому варианту. Скорее всего, политические партии будут настаивать на досрочных выборах, и сделают все возможное, чтобы эти выборы состоялись.

Свободная Европа: И когда они могут состояться, эти выборы?

Александру Тэнасе: Существует 45-дневный срок, в течение которого необходимо утвердить правительство. И должны быть предприняты как минимум две попытки — как минимум две! — хотя их может быть и больше. Продолжаться все это может максимум три месяца, и потому если отсчитать с сегодняшнего дня три месяца, и если по истечении трех месяцев правительство не будет приведено к присяге, то президент получит возможность направить запрос в суд, чтобы тот констатировал наличие обстоятельств для роспуска парламента.

С этого момента вступают в силу положения Кодекса о выборах о двухмесячном сроке, после которого должны состояться досрочные выборы. То есть, речь идет о периоде от пяти до шести месяцев, в течение которых теоретически могут пройти досрочные выборы. Если, конечно, парламент не утвердит кабинет министров: ведь не исключено, что Майя Санду придет с симпатичным кандидатом, которого поддержит не-социалистическое большинство. А быть может, утвердят правительство меньшинства, — возможны самые разные варианты.

Сценариев существует великое множество, повестку дня диктуют основные политические игроки, — в парламенте у нас сейчас, я думаю, только одна партия располагает большинством голосов — это ПСРМ. Да плюс — партия «Действия и солидарности» и PPDA, — они, полагаю, будут действовать как единое целое. Хотя, опять же, не уверен, что и их повестка, и их планы сейчас определены и четко очерчены.

Свободная Европа: По вашим словам, если будет консенсус относительно проведения досрочных парламентских выборов, то они могут состояться через полгода. А Игорь Додон уже предупредил Майю Санду о том, что именно она должна принять на себя ответственность за все, что случится в течение этих шести месяцев! О чем это он ее предупреждает?

Александру Тэнасе: Игорь Додон, как всегда, мухлюет: вся полнота ответственности за все то, что происходит в настоящее время, и за то, что случится в Республике Молдова в ближайшие месяцы, лежит на тех, кто обладает государственной властью. А власть в Республике Молдова принадлежит правительству, и сейчас у нас есть социалистическое правительство, сформированное социалистами и представителями фракции «Шор». Так что полная ответственность за происходящее в стране лежит на тех, кто правит.

Президент Майя Санду не правит, и партия, в состав которой она входила, партия «Действия и солидарности», не является партией власти, и у PAS нет представителей в правительстве.

Короче говоря, мне очень сложно понять, как это на них можно переложить ответственность за то, что будет у нас происходить. Тем более, что за последние две недели правительство Кику фактически отправило на помойку целую серию крайне важных реформ, да и в финансовой системе из-за них появилась масса взрывоопасных новшеств. Они обещали повысить зарплаты, увеличить размер минимальной заработной платы, хотя и им предельно ясно, что это сделать не получится.

Они и далее будут пытаться жонглировать характерными для них демагогическими приемами, использовать ресурсы СМИ, подконтрольную им медиаимперию, чтобы формировать искаженную картину дня — и возлагать «ответственность за управление» на тех, кто не обладает рычагами государственной власти.

Ну, а общий вывод таков: отвечает тот, кто руководит, или, иными словами, нынче у руля — Кику с Партией социалистов и с партией «Шор». Они у власти, они в правительстве, и они будут управлять страной до тех пор, пока не пройдут досрочные выборы, и пока не появится новый кабинет. И вот тогда уже новое правительство примет на себя всю полноту власти и станет нести ответственность за то, что происходит в государстве.

Свободная Европа: А Игорь Додон говорит, что оставил Майе Санду сильный аппарат президента, и что впервые с 2009 года институт главы государства стал настолько сильным и функциональным, с собственной повесткой дня...

Александру Тэнасе: В подобных заявлениях нет и капли правды, тем более, что институт президента при нем превратился в некий придаток Партии социалистов. Президент Додон никогда играл роль арбитра, никогда не занимал нейтральных позиций, он был частью правительства, и именно он несет полную ответственность за все те решения, которые были приняты за последние недели. Включая разрыв отношений со Всемирным банком и Международным валютным фондом из-за отмены «закона о миллиарде». Включая снижение пенсионного возраста и прочие популистские решения, которые были проголосованы. Все эти «лавры» — целиком и полностью принадлежат президенту Додону и ПСРМ!

За прошедшие годы со стороны аппарата президента не было абсолютно ничего — ни в плане намерений, ни в плане действий, — что бы соответствовало национальным интересам Республики Молдова! В реальности, они занимались внешней повесткой, да и ту последовательно проводили в ущерб интересам Республики Молдова, в ущерб безопасности — национальной безопасности! А за последние две недели они вдобавок заложили еще несколько взрывных устройств, угрожающих экономической безопасности Молдовы.

По сути, они провоцируют катастрофу, используя имеющиеся у них инструменты пропаганды и свои неограниченные финансовые ресурсы, как внутренние, так и внешние. Они пытаются любыми способами навязать общественному мнению тезис о том, что, мол, «с уходом Додона в стране приключилась катастрофа!»

И даже если в стране действительно катастрофическая ситуация, то вся ответственность за нее лежит на тех, кто управляет Республикой Молдова. А Молдовой управляют Игорь Додон с правительством Кику, власть, в основной своей массе, — у социалистов и партии «Шор», и это они обязаны нести всю ответственность за грядущие события, — окажутся ли у них более хорошие результаты, или менее хорошие...

Свободная Европа: А если две госструктуры (или даже больше!) настроены по отношению к аппарату президента враждебно, то могут они после официального появления коалиции отстранять Майю Санду на 5-10 минут для некоторых указов? Указы будет подписывать спикер парламента, мы ж такие сценарии уже видали, так отчего бы их и не повторить?..

Александру Тэнасе: Нет, я не вижу, как такое можно было бы провернуть, потому что Конституционный суд этим летом пересмотрел свою собственную судебную практику, и отменил решение, устанавливающее механизм с приостановлением полномочий президента. Такого способа больше нет, и потому мы попадаем в некий тупик.

С одной стороны, есть конституционные нормы, обязывающие президента учитывать позицию парламентского большинства. С другой стороны, и у президента есть своя политическая повестка, да и общество наше настроено по отношению к парламенту тоже крайне негативно, ни в коей мере не желая его консервации в нынешнем виде.

В этой стране не найдется человека, который бы приветствовал продолжение его мандата. И потому я думаю, что все вышеуказанные факторы, скорее всего, приведут нас к роспуску парламента. По той простой причине, что для процедуры вынесения импичмента президенту нужно столько голосов, что и для организации референдума. А у Додона и партии «Шор» такого числа депутатских голосов нет.