Прошло 30 лет с тех пор, как 18 послов стран-членов Совета Европы приняли решение о создании Европейской комиссии за демократию через право, более известную как Венецианская комиссия. На тот момент ее появление было похоже на создание отдельного технического механизма, но структура стала важнейшим элементом развития концепции построения правового государства и демократии в Европе.
За 30 лет своего существования Венецианская комиссия сыграла важную роль в подготовке конституций новых демократий Центральной и Восточной Европы, обеспечивая их соответствие международным стандартам, поддерживая многие страны во время их конституционных и законодательных реформ, стала главным ориентиром в международных стандартах правового государства, демократии и прав человека.
Your browser doesn’t support HTML5
В Румынии Венецианская комиссия выступала на стороне неправительственного сектора и гражданских активистов в период атак со стороны властей на систему юстиции. В свою очередь, Республика Молдова, где демократические стандарты далеки от совершенства, постоянно обращается к экспертам по конституционным вопросам. Сегодня количество экспертов выросло до 62-х, и Венецианская комиссия превратилась в форум конституционного диалога на мировом уровне.
«Вопреки достигнутым успехам нам остается преодолеть еще множество вызовов, а нынешний кризис, спровоцированный COVID-19, напоминает нам о том, что прогресс никогда не является необратимым. Следует отстаивать плюралистическую демократию и предупреждать попытки ее вырождения в авторитарный режим, в рамках которого выигравший получает все», - говорил в одном из своих крайне редких и эксклюзивных интервью Свободной Европе председатель Венецианской комиссии Джани Букиккио. - «На мой взгляд, сегодня комиссия нужна как никогда раньше, чтобы защищать и продвигать совместно с органами Совета Европы и Евросоюза уважение к правовому государству, в особенности - независимость системы юстиции, системы проверки и уравновешивания ветвей власти в государстве, продвигать свободные и честные выборы, принципы соблюдения прав человека, в том числе и в чрезвычайных, кризисных обстоятельствах».
Свободная Европа: Г-н председатель, 30 лет – это целая жизнь. Венецианская комиссия за это время не устала?
Джанни Букиккио: Нет, и я замечаю, что наша помощь нужна как никогда раньше. В последнее время я вижу рост национализма и популизма по всей Европе. Это очень опасная тенденция, так как мы буквально приговорены к тому, чтобы быть вместе, - как в Совете Европы, так и в целом в Европейском союзе.
Мы переживаем очень серьезный кризис, особенно в Евросоюзе. Пандемия ускорила кризис солидарности, который и без того уже наметился в ЕС. И прецеденты тоже есть, речь идет об отсутствии солидарности в вопросе о беженцах из Африки.
Your browser doesn’t support HTML5
А вот сейчас отношения Великобритании и ЕС... Надеюсь, другие страны не пойдут по этому пути.
Проблема возникает когда вводится режим ЧП из-за COVID-19, а ограничения прав и свобод преследует совсем другие цели
С другой стороны, мы видим, что происходит в восточной части Европы, где Болгария и Польша отказались от ратификации Стамбульской конвенции (Конвенция СЕ о борьбе с домашним насилием и насилием в отношении женщин), также мы видим проблемы с Россией.
Думаю, в конечном итоге ситуация изменится, так как даже несмотря на то, что консервативные традиции в указанных странах очень сильны, прогресс в других государствах все же приведет к преодолению сложившегося положения дел.
Свободная Европа: Плюс ко всему, пандемия подвергла всех нас испытанию: и граждан, и институты…
Джанни Букиккио: Эта пандемия подвергла испытанию наши демократии. Знаете, Венецианская комиссия начала свою работу в 1992 году. Тогда наши эксперты начали изучать страны на начальном этапе своего становления.
Your browser doesn’t support HTML5
В 1995-м мы опубликовали очень важное исследование на эту тему. Когда коронавирус начал распространяться по всему миру, мы подготовили новый отчет касательно влияния пандемии на демократии. Речь идет об использовании чрезвычайного положения. Мы опубликуем этот материал и подготовим новый отчет, поскольку вполне возможно, что аналогичные ситуации будут повторяться, и правительства вынуждены будут принимать радикальные меры по ограничению демократических свобод - для того, чтобы избежать распространения пандемии.
Свободная Европа: Что плохого в объявлении чрезвычайного положения во время пандемии?
Джанни Букиккио: Влияние, которое оказывает правительство той или иной страны в условиях чрезвычайного положения не является чем-то новым. На протяжении истории правительства объявляли чрезвычайное положение в случае войны или природной катастрофы.
Демократия всегда будет совершенствоваться. Кроме того, всегда возникают и новые вызовы
В 1990-е гг., когда мы начинали свою работу, пандемии не было, но шла война [в Югославии], и были государства, которые использовали режим чрезвычайного положения. Вместе с тем, введение чрезвычайного положения может быть опасным для демократии, если им злоупотребляют, так как это означает, что правительство получает слишком много власти.
Ряд международных норм позволяют в некоторых исключительных ситуациях ограничивать права и свободы граждан на период чрезвычайного положения. Но и в такой период должен существовать судебный и парламентский контроль деятельности исполнительных органов власти, правительства.
Your browser doesn’t support HTML5
Проблема возникает в тот момент, когда вводится чрезвычайное положение из-за кризиса в сфере здравоохранения, например, в случае с COVID-19, а вот ограничения гражданских прав и свобод преследует совсем другие цели!..
Свободная Европа: А кто может знать, что скрывается за решением того или иного правительства?
Джанни Букиккио: Для того мы и создали эту организацию по мониторингу, которая позволяет нам провести анализ мер, принятых правительствами после объявления чрезвычайного положения, а также корректности их использования. Правительство не должно пользоваться своей исключительной властью после окончания чрезвычайного положения. Конечно, если не будет второй волны пандемии, и если не будут введены, возможно, новые чрезвычайные меры с целью удержать ситуацию под контролем.
Свободная Европа: Демократия в целом, а в особенности - парламентская демократия, как видно, находятся на перепутье. И не так уж это связано с началом пандемии...
Джанни Букиккио: В Европе и в мире действуют различные режимы правления: президентские, полупрезидентские и парламентские. Есть централизованные, региональные или федеральные государства. Всякий режим хорош, если ветви государственной власти способны контролировать друг друга.
Нужно сохранять бдительность и разделять то, что я бы назвал «европейской мудростью»
Я являюсь сторонником парламентского режима, который носит более демократический характер. Президентский режим тоже может работать хорошо, но так происходит далеко не везде.
Думаю, у представительной демократии нет какой-либо жизнеспособной альтернативы. Есть запрос со стороны граждан, которые хотят принимать больше участия в принятии решений. Протесты «желтых жилетов» во Франции являются лишь одним из многих примеров. Думаю, нам нужно будет и дальше идти по пути представительной демократии, - при одновременном увеличении активности и участия граждан в принятии важнейших вопросов.
Your browser doesn’t support HTML5
Свободная Европа: А какой должна стать Европа, чтобы необходимость в работе Венецианской комиссии исчезла?
Джанни Букиккио: Дорогая моя подруга, в конце 90-х мы думали, что после создания демократических систем в государствах, покинувших коммунистический режим, в центральной и восточной Европе, мы закончим нашу деятельность через год или два. Но этому не суждено было случиться.
Прошло уже 30 лет с момента создания Венецианской комиссии, и демократия всегда будет совершенствоваться. Кроме того, всегда возникают и новые вызовы. Нужно сохранять бдительность и разделять то, что я бы назвал «европейской мудростью».