Команда врачей из Румынии прибыла в Кишинев, чтобы помочь коллегам в борьбе с пандемией COVID-19, а 7 мая в Молдову доставили гуманитарную помощь от правительства Румынии на 3,5 млн евро. Неделей ранее, 30 апреля, министр иностранных дел Румынии Богдан Ауреску призвал официальный Кишинев продолжить реформы, необходимые для демократического развития и европейской интеграции Республики Молдова. Он подтвердил твердую приверженность Бухареста поддерживать европейский курс Молдовы, продолжая уделять первоочередное внимание соблюдению интересов и законных ожиданий молдавских граждан. О том, как складываются отношения между Бухарестом и Кишиневом размышляет румынский аналитик, доктор политических наук Раду Карп.
Свободная Европа: Визит главы МИД Румынии в Кишинев символичен, его рассматривают, в том числе, и как попытку укрепления отношений между властями Молдовы и Брюсселем. А каковы у вас впечатления от визита Богдана Ауреску?
Раду Карп: Я думаю это произошло в контексте так называемой «дипломатии масок», которую стали использовать и в отношении Республики Молдова. Занимаются «дипломатией масок» не только страны Европы, первым подобную практику начал Китай, когда попытался с помощью подобного рода дипломатической помощи приблизить к себе, привлечь «на свою орбиту» пострадавшие от пандемии европейские страны.
Решение об оказании помощи было принято сразу, но тогда Румынии и самой не хватало медоборудования и врачей
Потом по проторенной Китаем дороге пошла Россия, а после и Венгрия попыталась применить ту же «дипломатию масок», используя ранее полученную из Китая помощь. Венгрия попыталась усилить влияние в регионе в рамках государств Вышеградской группы. Речь идет об принятом по предложению Венгрии решении [выделить 250 тыс. евро странам Восточного партнерства для борьбы с пандемией COVID-19], которое, правда, по объемам серьезно уступает помощи со стороны Евросоюза.
У Бухареста были некоторые сомнения по поводу выделения помощи Молдове, по двум объективным причинам. Первая объясняется достаточно напряженными отношениями (лучше сказать – равнодушием) с г-м Додоном и действующим правительством. Политические контакты, позволяющие организовать обмен санитарным оборудованием, по сути, не установлены. А вторая причина состоит в том, что Румыния и сама оказалась в тяжелой ситуации, и в начале пандемии, как и во всей Европе, там ощущалась нехватка медицинской техники, и все зависело от импорта из Китая.
Но шаг за шагом дела в Румынии начали налаживаться, и неожиданно весомый вклад внес частный сектор. И неправительственные, и религиозные организации – буквально все мобилизовались, чтобы оказать государству поддержку в борьбе с пандемией. Сформировался даже переизбыток, который оказалось возможным направить в Республику Молдова.
Само решение об оказании помощи было принято сразу, но просто на тот момент Румыния не могла этого сделать, ведь ей и самой не хватало медоборудования и врачей.
Впрочем, случилось еще кое-что: Румыния тоже захотела усилить свою роль в той «дипломатии масок», стать еще более заметным для Кишинева внешнеполитическим игроком. Что было до сих пор? На первом плане солировали три актора, о которых я упоминал, – Россия, Китай и Венгрия. Эти страны вели себя очень активно, старались представить себя в роли единственных верных друзей Молдовы. И потому Румыния сейчас пытается уравновесить ситуацию, в том числе, и в плане политического влияния. Цель «дипломатии масок» отнюдь не ограничивается санитарной помощью, одновременно это и политическая, и экономическая поддержка.
### Vezi și... ### Адриан Янович: «Люди понимают, что их благополучие зависит от них самих»Свободная Европа: Сейчас эта помощь играет на руку властям и не добавляет очков оппозиции, ведь политическое противостояние никто не отменял. Кто и как попытается получить политические дивиденды от нынешних отношений Кишинева и Бухареста?
Раду Карп: Я не думаю, что в результате этих действий кто-то сможет заработать политические очки. По одной простой причине: гуманитарная и медицинская помощь Румынии напрямую поступает в молдавские больницы, где врачи борются с пандемией коронавируса. Распределение происходит очень быстро, и сама гуманитарная помощь не задержится у правительства, так что никто в Румынии не сможет сказать: «Вот, это склад медицинской техники, а тут мы направили группу врачей, но давайте только сначала поводим их немного по ток-шоу, а через недельку отправим на передовую!..»
Даже если кто-то и рассчитывает на политический капитал, на это попросту не хватит времени.
В Кишинев прибыла бригада врачей, и никто не скажет, что они из России или из Брюсселя. Это – врачи из Румынии!
С другой стороны, я думаю, что Игоря Додона эта помощь не очень устраивает, он оказался в непростой ситуации: отказаться от помощи он не мог, и потому пришлось ее принимать, хотя и без особого энтузиазма. Возможно, ему бы хотелось в конце пандемии указать на Румынию пальцем и заявить: «Видите, Румыния не пожелала нам помочь в тяжелое время по политическим мотивам». Но теперь подобный аргумент не имеет под собой оснований, и потому мне кажется, что это был разумный шаг со стороны Бухареста.
Венгерская дипломатия уже была представлена в Кишиневе, а сейчас и г-н Ауреску заявил, что, мол, «хорошо, что мое присутствие в Кишиневе заметно». Он провел пресс-конференцию, чтобы все было прозрачно, чтобы люди убедились в том, что это не спекуляции, а реальная помощь по всем направлениям: и сфере политики, и в области медицины.
### Vezi și... ### Ион Стурза: «Сначала переживем пандемию, а там посмотрим — кто и как себя вел»Свободная Европа: Можно ли расценивать его визит как попытку помочь молдавским властям разморозить диалог с Брюсселем?
Раду Карп: Я не думаю, что кто-то даже при всем желании сможет придать этому политическую коннотацию. Да, возможно, Игорь Додон постарается представить все так, что, якобы, Румыния не самостоятельно принимала решение, что на Бухарест повлиял Брюссель. Но есть контраргумент: приехали румынские врачи. Это не просто отправка медтехники, которая производится в Китае и распределяется по всему миру… В Кишинев прибыла бригада врачей, и никто не скажет, что они из России или из Брюсселя. Это – врачи из Румынии!
Свободная Европа: А мог ли г-н Ион Кику – или глава МИДЕИ г-н Олег Цуля – попросить министра иностранных дел Румынии замолвить слово в Брюсселе о Молдове, а также – о действующей власти?
Раду Карп: Я думаю, что отношения между Румынией и Республикой Молдова не изменятся после того, как мы переживем эту пандемию и подведем итоги трагедии. Скорее всего, сохранится определенная степень недоверия к официальному Кишиневу, как сохранится и антирумынская риторика в Молдове. Хотя она, вероятно, станет послабее. Сам факт присутствия румынских врачей в Республике Молдова нивелирует пропаганду и негативное влияние на двусторонние отношения Румынии и Молдовы.
Дата выборов, финансовая помощь – к обсуждению этих вопросов, я думаю, Брюссель подключится
Свободная Европа: Так готов ли Богдан Ауреску защищать официальный Кишинев, чтобы и Брюссель изменил свое отношение к молдавским властям?
Раду Карп: Думаю, что Брюсселю сейчас не до Республики Молдова, главная забота Евросоюза – вопрос координирования действий стран-членов ЕС по борьбе с пандемией. Других вопросов в повестке – минимальное количество, как, например, вопрос о расширении ЕС в сторону Западных Балкан; 99% действий Брюсселя – это поиски выхода из кризиса. Обсуждать другие вопросы можно будет только после окончания пандемии, летом.
Тогда в Брюсселе спросят: «Кто реально помог Республике Молдова?» И руки поднимут представители двух стран – Венгрия заявит о своем желании оказывать влияние и на Молдову. И Румыния так же сможет заявить, что оказывала поддержку Кишиневу во время кризиса. Но пока слишком рано думать, что Брюссель чрезвычайно озабочен тем, что случится с Молдовой. Единственный вопрос, который может возникнуть летом, – будут ли организованы осенью полноценные выборы.
### Vezi și... ### Клотильд Арман: «Инвесторы ждут четких сигналов Брюсселя, а Брюссель их ждет от Кишинева»Мы видим, что Брюссель призывает Польшу отказаться от проведения президентских выборов, да и в Великобритании (хотя это уже и не ЕС) отменили местные выборы, назначенные на весну следующего года. Интересно понаблюдать за тем, как в зависимости от хода эпидемии будет принято решение – отменять или нет выборы в Республике Молдова.
Дата выборов, финансовая помощь – к обсуждению этих вопросов, я думаю, Брюссель подключится. Но сейчас Европа испытывает большие проблемы, связанные с дефицитом бюджета, денег нет, тем более – для Молдовы, хотя и кажется, что суммы там невелики… Но нынче денег нет нигде во всем мире!..