Свобода слова или подстрекательство? Дело экс-президента США

Национальная гвардия охраняет здание Капитолия во время слушаний по импичменту Дональда Трампа, 11 Февраля 2021 года

Сенат США продолжает рассматривать обвинение, предъявленное Дональду Трампу в порядке импичмента.

Сорок пятому президенту США вменяется подстрекательство к мятежу. Авторы обвинительного заключения считают, что Дональд Трамп своей риторикой о сфальсифицированных выборах спровоцировал захват своими сторонниками здания Капитолия 6 января – в день, когда Конгресс подсчитывал и утверждал результаты голосования коллегии выборщиков. По конституции нижняя палата Конгресса утверждает обвинение, а Сенат проводит судебное следствие. Адвокат Трампа Брюс Кастор настаивает на том, что действия толпы были спонтанными, а президент всего лишь выражал свою точку зрения – по праву, гарантированному Конституцией.

Этот суд – не сделка "свобода в обмен на безопасность". Он исходит из презумпции, что отказаться от тех свобод, за которые мы так долго боролись, – хорошая идея. Мы посылали армии в другие части света, чтобы добиться от других правительств введения тех свобод, которыми пользуемся сами. Обмен свободы на безопасность от бесчинствующей толпы? Конечно, нет. Этого не может быть. Мы не можем допустить в США, чтобы людей преследовали за выражение их политических взглядов.

Для представления обвинения Сенату нижняя палата назначила нескольких своих членов. Один из них – конгрессмен Эрик Сволуэлл.

19 декабря в час 42 минуты утра наш главнокомандующий написал в твиттере: "Большой протест в Вашингтоне 6 января. Будьте там. Оттянемся по полной". Вам известно, почему он выбрал эту дату. Она не случайна. Это был его последний шанс помешать мирному переходу власти. И он дал своим сторонникам время подготовиться. И это было не единичное извещение. В течение следующих 18 дней Дональд Трамп снова и снова напоминал им, что нужно приехать сюда 6 января. Он в точности говорил им, что от них требуется. 26 декабря он написал: "Если бы кандидат демократов проиграл выборы из-за махинаций небывалого масштаба и имел бы доказательства таких действий, их сенаторы сочли бы это объявлением войны и боролись бы до смерти. Республиканцы не сделали ничего. Пустили все на самотек без борьбы". Он говорил, что вы не делаете ничего, не боретесь, потому что вы исполняете свой долг, участвуете в конституционной процедуре утверждения итогов голосования выборщиков.

О том, что произошло 6 января, членам верхней палаты напомнил конгрессмен Джо Негюс.

В конечном счете президент использовал свою речь как призыв к оружию. Это было не красноречие. Некоторые его сторонники готовились к этому месяцами. За несколько дней до этой речи прессу заполнили сообщения о том, что тысячи людей вооружаются, что они готовы к насилию. Полиция Капитолия и ФБР докладывали, что многотысячная толпа нацелилась именно на Капитолий, и в ночь перед нападением арестовывали людей по обвинению в незаконном владении оружием. А вот что говорил наш главнокомандующий толпе на фоне этих предупреждений непосредственно перед тем, как она явилась сюда.

Дональд Трамп: Мы не дадим им заставить вас замолчать. Этого не будет! Вы должны бороться, потому что нашу страну не вернешь при помощи слабости. Вы должны показать силу, вы должны быть сильными! Мы боремся, боремся изо всех сил! Если не борешься что есть мочи, у тебя больше нет страны!

В ответ адвокат Кастор применил другой довод.

Раздел третий статьи первой Конституции гласит: "Осуждение в порядке импичмента не должно предусматривать иных наказаний, кроме отстранения от должности и лишения права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную либо приносящую доход должность на службе Соединенных Штатов. Однако и в дальнейшем лицо привлекается к ответственности, ему предъявляется обвинение, он предается суду и несет, согласно приговору, наказание в соответствии с законом". Если мои оппоненты действительно полагают, что президент Трамп совершил уголовно наказуемые деяния, арестуйте его! Президент Трамп уже не занимает свой пост. Цель Конституции достигнута. Избиратели лишили его должности.

Иными словами, защита Трампа признаёт ложными заявления своего клиента о подлогах при голосовании. По сообщениям прессы, Трамп остался крайне недоволен такой тактикой своих адвокатов.

По регламенту после прений сторон обвинение и защита будут отвечать на вопросы сенаторов. А потом верхняя палата должна будет решить, вызывать ли свидетелей.

Для осуждения президента в порядке импичмента необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов. Такого большинства у демократов в Сенате нет. По последним данным, за импичмент готовы проголосовать шесть сенаторов-республиканцев. Демократам не хватает еще 11 голосов.