Штефан Глигор: «У нас пандемия коррупции и некомпетентности»

Пропрезидентская партия «Действие и солидарность» (PAS) считает, что необходимо установить лиц, которые получили вакцину от коронавируса вне очереди. По оценкам главы государства Майи Санду, речь идет примерно о семистах случаях. Председатель недавно созданной Партии перемен Штефан Глигор говорит, что не сомневается в том, что Молдова — государство, основанное на кумэтризме. Однако, по его словам, «всему есть предел».

Штефан Глигор: Я считаю, что наше государство глубоко погрязло в коррупции, и нет никакого доверия к госинститутам. Поэтому и появляются, так или иначе, сомнения в отношении любого процесса, которым занимается государство. И, конечно, с самого начала вакцинации возникли подозрения, что в какой-то момент вакцины, предназначенные для врачей и медперсонала, будут использованы для вакцинации начальников, их родственников, бизнесменов и т. д.

К сожалению, подозрения оказалось правдой. Насколько мне известно, минздрав после моей публикации в фейсбуке, в которой я ссылался на источник в Единецком районе, провел онлайн-собрание с участием представителей всех районных больниц, запросив списки лиц, получивших вакцину, и, насколько я понимаю, поступила информация и о тех, кого в этих списках быть не должно, в том числе о президенте и, конечно, минздраве.

Партия социалистов и Игорь Додон занимаются политическим пиаром на людских жизнях и смерти

Стоит ли мне чего-либо ожидать? Лично я ничего не жду, однако, важно после получения определенной информации остановить нарушения. Процесс вакцинации базируется на логике, и в соответствии с логикой именно врачи и медперсонал проходят вакцинацию первыми. К сожалению, и тут вмешалась политика. У меня есть информация из северных районов страны, что, например, в Единецком районе было запрошено лишь 222 дозы Pfizer, то же — и в других районах севера, там ждут 200 доз вакцины Sputnik V, когда она прибудет в страну... Это делается для того, чтобы Партия социалистов, которая прочно удерживает позиции на севере, получила возможность заняться пиаром.

Вы же видели, что после того, как было введено чрезвычайное положение, первым делом Додон поехал в Россию и договорился о 180 тыс. доз вакцины Sputnik V. Иными словами, Партия социалистов и Игорь Додон занимаются политическим пиаром на людских жизнях и смерти, — и становится понятно, насколько прогнила вся система. От подобного надо избавляться! Мы оказались одним из последних государств, которые присоединились к платформе COVAX — лишь на том основании, что Игорь Николаевич Додон и ПСРМ не позволяли властям это сделать, рассчитывая на то, что скоро появится Sputnik V, и все получат российскую вакцину.

У нас совершенно недееспособная, карикатурная, если хотите, прокуратура, — учреждение-анекдот.

В общем, дискредитируются любые намерения, любые ценности, у этих людях попросту нет ни красных линий, ни принципов, это за пределами всякой критики! Потому в нашем нефункциональном государстве врачи, пытаются бороться с пандемией, а властей как будто не существует.

У нас совершенно недееспособная, карикатурная, если хотите, прокуратура, — учреждение-анекдот. То же — и с полицией, и с органами уголовного преследования. А когда у вас нет госинститутов, которые следят за порядком и привлекают к ответственности, вам надеяться не на что.

Единственным возможным решением мы считаем организацию досрочных парламентских выборов, как бы ни было это сложно. Нужны выборы неподкупного парламента, потом — голосование за профессиональное правительство, которое по-настоящему начнет работать. Других решений у Молдовы нет, все остальные сценарии бесполезны.

Свободная Европа: Для вас этот эпизод выглядит как правило или как исключение?

Штефан Глигор: Правило! Конечно, это обычное дело! Есть «элиты», так называемые «элиты», которые эксплуатируют определенные связи и на уровне районов, и на уровне страны. Это общеизвестный факт, и подобные «элиты» помогают друг другу, прикрывают друг друга, точно так, как говорится в старой латинской поговорке — manus manum lavat, рука руку моет. Да, безусловно, есть исключения — и среди мэров, и среди чиновников, некоторые по состоянию здоровья относятся к группам повышенного риска, с диабетом и иными заболеваниями, но ведь есть и протокол, есть инструкция о вакцинации лиц старше 60 лет и людей с хроническими заболеваниями.

Я допускаю, что определенные исключения есть, но все же когда дети некоторых бизнесменов из Единецкого района получают вакцину, а после хвастаются этим на пьянках и гулянках, — это, извините, уже не исключение, это в Республике Молдова правило, и это означает отсутствие всякого здравого смысла и бездействие закона. И когда вы видите что-либо подобное, у вас нет ни доверия, ни уважения, — какого доверия ждать от рядового гражданина, оставшегося один на один с пандемией, с экономическим кризисом, с отсутствием куска хлеба, и так далее.

Свободная Европа: А почему вас не устраивает такое объяснение: мол, надо было использовать оставшиеся дозы вакцины, поскольку некоторые врачи отказывались прививаться?

Штефан Глигор: Если остались дозы вакцины, то у вас есть список жителей района, страдающих хроническими заболеваниями, ожирением, диабетом, — вы зовете на вакцинацию их, а не бизнесменов и их детей. Я сильно сомневаюсь, что молодые люди моего возраста и моложе находятся в группе риска и действительно страдают хроническими заболеваниями!..

Вы решаете вопросы прозрачно, корректно, вы объявляете, кто вошел в списки, — будь то мэр, советник и еще кто-то, указываете наличие либо хронического заболевания, либо повышенный риск из-за контактов с другими людьми, словом, вы объясняете, почему человек получает вакцину вне очереди. Вы объясняете, что остались дозы, изучаете списки пожилых людей, определяетесь с типом вакцины — Pfizer или AstraZeneca, поскольку в некоторых странах люди старше 60 лет вакцинируются препаратом AstraZeneca, — вы объясняете, вы общаетесь...

Кроме того, необходимо продвигать и сам процесс вакцинации. Если мы посмотрим на социологические исследования, то кому больше всех доверяют люди? Там мэры, политики... Кстати, президент Республики Молдова пользуется высоким уровнем доверия, и было бы хорошо с ее стороны показать пример и публично пройти вакцинацию.

Идет настоящая кампания по дискредитации вакцин, и нет никакой реакции со стороны минздрава

У нас в стране более 900 мэров, и я думаю, что мы должны предоставить всем мэрам возможность получить вакцину, подать другим пример. Мы потратим 900 доз, но зато опровергнем множество спекуляций и теорий заговора, показав, что местный избранник, который является лидером сообщества, доверяет вакцинации, что это — правильный путь.

Понимаете, речь не только о группах риска... Конечно, в первую очередь вакцины нужны группам риска, но также нам нужна стратегическая информационная и коммуникационная кампания, поскольку уровень доверия к процессу вакцинации серьезно пострадал. Слишком много лжи, манипуляций, домыслов, теорий заговора, а наше министерство — абсолютно бесполезное учреждение!.. — сидит и молчит. Идет настоящая кампания по дискредитации вакцин, и нет никакой реакции со стороны минздрава!

Свободная Европа: Кстати, очень хорошо, что вы говорите и об этом... Но я читала в телеграме, что многие из тех, кто получил вакцину незаконно, являются членами партий. Есть ли тут влияние политики?

Штефан Глигор: Во-первых, тут есть влияние коррупции, а во-вторых, политики — это дело привычное. Если мы говорим о госучреждениях на севере, то большинство северных районов контролируются Партией социалистов и ДПМ, которые, на мой взгляд, в основном очень схожи, у них одинаковые принципы принятия решений и одинаковый объем цинизма.

Проблема в том, что влияние коррупции, блат, кумэтризм, личные отношения превалируют над интересами общества. Все у нас строится на базе нанашизма и личных связей, но все же, всему есть предел.

Свободная Европа: Давайте поговорим и о том, что делать дальше, и как наказывать за нарушения. Ведь те, кто получил вакцину незаконно, должны получить и вторую дозу, а значит, 700-800 доз превратятся в 1400-1600... Что вы об этом думаете?

Штефан Глигор: Первый — и самый главный вывод — в том, что надо сделать так, чтобы больше ничего подобного не повторилось, тем более, что эти 700-800 доз для всего процесса вакцинации не критичны. Но необходимо сделать выводы и поставить заслон нарушениям.

А что касается наказаний... Сперва предстоит выяснить все обстоятельства, установить, кто был включен вне очереди, кто имел право на вакцину из-за хронических заболеваний, а кто мог и подождать. Следственные органы и прокуратура должны провести проверку и определить степени ответственности. По идее, ведь вводили вакцины врачи, но их и так мало, и я не знаю, как тут их санкционировать...

Это не только ответственность со стороны врачей, мы говорим о всей системе в целом, и мы же помним, что районные больницы зачастую зависят от того, как их активами распоряжаются местные власти. То есть, возникает некая взаимозависимость, дела в территориях решаются на месте, и о некоторых реалиях мало кто говорит... Не думаю, что наша задача — привлечь врачей к ответственности, посадить их в тюрьму, — наша задача — сделать так, чтобы они строго следовали инструкциям и правилам проведения вакцинации.

Свободная Европа: И, наконец, хочу воспользоваться вашим юридическим опытом. Да, вы сейчас запустили политический проект, но все вас знают как хорошего юриста. Что вы думаете о реестре лиц, получивших вакцину, где есть и имена, и должности? Я узнавала — списки эти есть, но обнародовать их якобы нельзя. Но в Румынии все подобные данные были опубликованы, правда, встречались и случаи недовольства раскрытием информации — о военных, например, и так далее. Почему бы не сделать наши списки прозрачными, не опубликовать их?

Штефан Глигор: На мой взгляд, такого делать не надо, хотя в нашей стране, в Республике Молдова, власти всегда используют закон как раз для того, чтобы скрыть какие-то махинации, чтобы ограничить доступ к информации, чтобы не начинались расследования нарушений, которые у нас происходят в промышленных масштабах и постоянно. Положения Закона о защите персональных данных используют именно для того, чтобы скрыть злоупотребления, причем так действуют госучреждения и на местном, и на центральном уровне, а также все ветви власти — и законодательная, и исполнительная, и судебная.

Де-факто, они будут ссылаться на защиту персональных данных. И формально закон действительно становится проблемой, ведь в чрезвычайной ситуации, в исключительной ситуации, такой как нынешняя пандемия, необходима отдельная стратегия публичного общения. Доверие населения к власти имеет решающее значение, и потому нужна максимальная прозрачность. Даже если придется сделать исключение и формально нарушить нормы существующей законодательной базы.

Не думаю, что сделать процесс вакцинации максимально прозрачным для всех, сделать списки общедоступными — это такое серьезное нарушение. У нас — 60 тыс. врачей и сотрудников медучреждений, также есть категории лиц с хроническими заболеваниями, и я не вижу проблемы в транспарентности. Правда, не думаю, что это все случится... Во-первых, я не верю, что есть стратегический план, во-вторых, не вижу, чтобы была политическая воля действовать в соответствии с передовой международной практикой.

Только посмотрите на последние события, на это введение чрезвычайного положения, на те меры, которые были приняты после введения режима ЧП!.. Что это, как не оскорбление и унижение?! Подобные меры может утверждать комиссия по общественному здоровью, и никакого чрезвычайное положение не требуется.

Более того, у нас есть мэр Кишинева, который берет и отменяет запрет на посещение парков, — на том лишь основании, что это действительно смешно. Даже некоторые социалисты не согласны с решениями своей партии и парламентской фракции. И какова степень доверия к решениям властей?.. К сожалению, ноль — как на местном, так и на центральном уровне. У нас пандемия коррупции, некомпетентности и непрофессионализма.