Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: «Республика Молдова не в состоянии абсорбировать Приднестровье»


Российские военные ОГРВ на параде в Тирасполе, 9 мая 2018 года
Российские военные ОГРВ на параде в Тирасполе, 9 мая 2018 года

Аналитик Джеймстаунского фонда — о перспективах приднестровского урегулирования

Решение Евросоюза о возобновлении финансовой помощи для Республики Молдова свидетельствует о доверии Брюсселя к новой молдавской власти. И если отношения Молдовы с Российской Федерацией начнут улучшаться, то Евросоюз будет этому только рад. Вместе с тем, положительная динамика в процессе приднестровского урегулирования маловероятна, а форсирование поиска политического решения может привести к расколу правящей коалиции. Такую точку зрения высказал в интервью Свободной Европе политический аналитик Джеймстаунского фонда Владимир Сокор.

Владимир Сокор: Решение Евросоюза о возобновлении финансовой помощи для Республики Молдова свидетельствует о доверии Брюсселя к новой молдавской власти. Можно сказать, что это решение вызвало коллективный вздох облегчения после смены власти в Кишиневе.

Свободная Европа: Как вы считаете, европейские чиновники полагают, что партнерство между блоком ACUM и ПСРМ предполагает хорошие отношения с Россией?

Владимир Сокор: Уверен, если отношения Молдовы с Россией начнут улучшаться, Евросоюз этому будет только рад. Нормализация отношений – это хорошо, но только не в том, что касается Приднестровья. До тех пор, пока российские войска находятся в Приднестровье, до тех пор, пока Россия спонсирует другое, неконституционное образование на территории Республики Молдова, отношения не могут стать нормальными. Но, за исключением этого направления, отношения Кишинева с Москвой можно исправить. Прежде всего, по вопросу экспорта молдавских товаров в Россию.

Поднимать сейчас проблему политического урегулирования – значит подвергать рискам правящую коалицию

Свободная Европа: Вы сказали – хорошие отношения, но только не в отношении урегулирования конфликта. Однако глава молдавского правительства Майя Санду заверяла, что Кишинев открыт для Тирасполя, что жителям левобережья Днестра обеспечена свобода передвижения, в том числе, при пересечении государственной границы. В Приднестровье развернут ряд проектов, для жителей региона действуют такие же правила пользования зоной свободной торговли с Евросоюзом, как и для остальной правобережной Молдовы.

Владимир Сокор: Заявление Майи Санду на встрече с послами формата «5+2» может стать поворотным моментом в отношении Республики Молдова к приднестровской проблематике, возможно, даже революционным моментом молдавской дипломатии по этому вопросу. Налицо два важных момента, свидетельствующих о радикальном изменении отношения.

Аналитик Владимир Сокор
Аналитик Владимир Сокор

Первый состоит в вопросе, адресованном послам формата «5+2» – а в чем состоит смысл «малых шагов»? Майя Санду предельно ясно заявила, что «малые шаги» представляют, по сути, односторонние уступки со стороны Кишинева.

Реинтеграция Республики Молдова и Приднестровья приведет к полной дезорганизации государства

Ответ главы миссии ОБСЕ в Кишиневе от имени дипломатов, посетивших Кишинев, был чисто бюрократическим, иначе говоря – неудовлетворительным. Целью является предоставление Приднестровью особого статуса в рамках Республики Молдова. Это точное повторение позиции России в полном соответствии с позициями ОБСЕ, а также, к сожалению, в соответствии с позициями западных дипломатов в формате «5+2». Вот почему слова Майи Санду показывают, что подобный подход неудовлетворителен – во-первых.

А во-вторых, конфликт не может быть урегулирован до тех пор, пока Приднестровье и лидеры региона наживаются на серых схемах и незаконных операциях. Следовательно, Майя Санду потребовала начать борьбу с коррупцией и на левом берегу Днестра.

Свободная Европа: Вы думаете, что переговорный формат «5+2» станет платформой для активизации борьбы с коррупцией и контрабандой?

Владимир Сокор: Нет, цель формата «5+2» не в этом, и борьбу с коррупцией, с контрабандой и прочими нелегальными схемами можно вести исключительно вне рамок формата. В этом переговорном формате Россия и Приднестровье обладают правом вето. И если исходить из этого, формат «5+2» в своей нынешней конфигурации может только сохранить, закрепить сложившуюся ситуацию, то есть, легализовать существование Приднестровья на территории Республики Молдова.

Свободная Европа: Недавно глава миссии ОБСЕ в Молдове подтвердил, что осенью может состояться очередная встреча формата «5+2».

Владимир Сокор: Официальный Кишинев в лице президента Игоря Додона и премьер-министра Майи Санду вряд ли будут приветствовать подобную перспективу. Г-н Додон предельно конкретно заявил, что политические переговоры необходимо приостановить, как минимум, на год.

Поднимать сейчас проблему политического урегулирования – значит подвергать рискам правящую коалицию, которая может расколоться, а г-н Додон этого вовсе не хочет. С точки зрения г-на Додона, «малые шаги» нужно продолжать, но стоит воздержаться от любых попыток политического урегулирования. Это сейчас не только невозможно, но и опасно, так как может разъединить коалицию.

Напротив, ОБСЕ и, разумеется, Россия с Приднестровьем, хотят, чтобы заседание формата «5+2» состоялось, и чтобы стороны приступили к обсуждению политического урегулирования. На данном этапе это неверный шаг, причем сразу с двух точек зрения. Во-первых, потому, что у Республики Молдова нет возможности ассимилировать в обозримой перспективе Приднестровье, и уж тем более – коррумпированное Приднестровье, которое целиком контролирует Россия.

Свобода для дипломатических маневров Молдовы довольно ограничена

Свободная Европа: Майя Санду побывала в Киеве, встретилась с украинским президентом Владимиром Зеленским... Какие, по-вашему, намерения и планы Украины по ускорению приднестровского урегулирования?

Владимир Сокор: Ускорение урегулирования – это неверное со всех точек зрения понятие! Республика Молдова не в состоянии абсорбировать Приднестровье. Ускорение политического урегулирования, то есть, реинтеграция Республики Молдова и Приднестровья, приведет к полной дезорганизации государства, а кроме того, безусловно, радикальным образом изменит в стране баланс политических сил.

Свободная Европа: А для Украины важно урегулирование приднестровского конфликта?

Владимир Сокор: Разумеется, в урегулировании заинтересованы все. Но вопрос-то в том, как именно решать проблему, в какие сроки? Украина не может поддерживать незамедлительное урегулирование, потому что Киев вполне отдает себе отчет в том, что в подобном скоротечном урегулировании могут быть заинтересованы только Приднестровье и Россия.

Свободная Европа: Президент Игорь Додон недавно в очередной раз призвал Вашингтон поддержать международное признание постоянного нейтралитета Республики Молдова. Как вы считаете, получит ли он ответ на это обращение – и если да, то каким он будет?

Владимир Сокор: Возможно, г-н Додон обсудит этот вопрос с американскими чиновниками в сентябре, когда планирует принять участие в очередной сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Но я могу предположить, каким будет ответ Вашингтона.

Ответ – в том, что США не имеют ни желания, ни возможностей для того, чтобы гарантировать нейтралитет Республики Молдова, да и вообще – заниматься любой проблемой безопасности, кроме тех партнеров, в отношениях с которыми США связывают двусторонние гарантийные соглашения. США не дают гарантий ничьему нейтралитету. Они лишь гарантируют безопасность своих ключевых союзников на базе двусторонних договоров.

Свободная Европа: Некоторые эксперты по проблемам безопасности говорят, что демарш Додона отвечает интересам России. Вы тоже так думаете?

Владимир Сокор: А я вот не вижу, в чем же тут состоит интерес России!.. Республике Молдова Россия напрямую не угрожает – до тех пор, пока Украина остается стабильной и сильной. Другое дело, что возможная дестабилизация Украины, особенно на юго-востоке, может поставить под угрозу и ситуацию в Молдове.

Сегодня важно проштудировать все гипотезы, оценить и обдумать все действия на случай гипотетической дестабилизации на юго-востоке Украины – потому что при таком варианте развития событий и Молдова, и даже Румыния, по сути, окажутся один на один с Россией.

Молдавская дипломатия заявляет о желании преобразовать миротворческий формат в международную миссию. Но что конкретно делает Молдова?!

Для анализа вариантов нужно разрабатывать планы реагирования, но не с помощью «вступлений в НАТО»! Потому что никто в НАТО не хочет присоединения Молдовы – ни сейчас, ни потом. Решение – отнюдь не через НАТО, решение должно быть иным, с учетом региональных возможностей, а также с потенциальным участием Румынии и Украины.

Свободная Европа: Предыдущие правительства с трибуны Генеральной ассамблеи ООН требовали вывода российских войск. И что – присутствие в ООН г-на Додона можно будет рассматривать как аналогичный месседж со стороны главы государства?

Владимир Сокор: Ну, давайте посмотрим, выступит ли вообще г-н Додон с речью – и каким будет ее содержание. В целом, свобода для дипломатических маневров Молдовы довольно ограничена. Или, говоря точнее, рамки сузились после резолюции, которая была принята по инициативе прошлого кабинета министров. Прежняя власть ввела искусственное разграничение между миротворческим контингентом России и ее группой войск, заявив, что выводу подлежит ограниченная группа российских войск, и что миротворческий контингент может остаться.

Но это неверный подход – по двум причинам. Во-первых, потому, что Россия проводит ротацию своих военных в Приднестровье. Ее миротворческий состав проходит службу, потом отдыхает, точнее, занимается другими делами, и миротворческая миссия возлагается на другой состав российских военных. Потом все повторяется, так что распутать весь этот клубок почти нереально.

Второе соображение: все предыдущие резолюции, включая наиболее весомую резолюцию Стамбульского саммита 1999 года, не делали никаких различий между миротворческим и немиротворческим российским контингентом. Там просто излагалось требование безоговорочного вывода всех российских войск. Безоговорочного!

Пересмотрев эту формулу, Республика Молдова сделала шаг назад, практически легализировав присутствие так называемого российского контингента по поддержанию мира. Да, молдавская дипломатия заявляет о желании преобразовать существующий миротворческий формат в международную миссию. Но что конкретно делает Республика Молдова для того, чтобы это желание было исполнено?!

Прежние правительства для этого не сделали ничего. И сейчас Кишиневу будет сложно предпринять какие-то конкретные шаги. В рамках правящей коалиции существует соглашение не поднимать геополитических вопросов, которые могли бы повлиять на прочность коалиции. И это компромиссное соглашение, по моему мнению, имеет под собой резонное основание. Нужно, чтобы коалиция продержалась еще некоторое время, по крайней мере, до тех пор, пока не будут выметены вон оставшиеся осколки диктатуры г-на Плахотнюка. А дестабилизация никому не нужна, как не нужна и поляризация на выборах, с реальной враждой и искусственными разногласиями.

XS
SM
MD
LG