Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Надо предельно спокойно смотреть на эти пропагандистские выплески ПСРМ»


Игорь Боцан
Игорь Боцан

Глава кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботнару беседует с политологом, исполнительным директором Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорем Боцаном о последних событий на политической сцене Республики Молдова.

Свободная Европа: Г-н Боцан, партии обращаются в различные учреждения, структуры, агентства, говорят, например, что пост министра — это политическая должность, а все остальные посты под началом госсекретарей являются технократическими. И чему тогда удивляется общественность, если ее ставленники продвигают политику партии, которая их выдвинула. Есть ли у нас госучреждения, в которых по определению подразумевается отказ от партийного билета на весь срок полномочий назначенца?

Игорь Боцан: У нас в Республике Молдова очень специфическая ситуация, ее анализировал Конституционный суд еще в 2010 году, вопрос касался функций высших должностных лиц и политических интересов. Тогда посты были разграничены — после того, как Альянс за европейскую интеграцию попытался политизировать все публичные должности в Республике Молдова, и те, что представляют особый общественный интерес, и те, что относятся к политике.

Свободная Европа: Мы помним тот знаменитый раздел должностей. Кстати, именно вы настаивали на том, чтобы опубликовать их соглашение.

Игорь Боцан: Совершенно верно. И я думаю, что мы были правы, потому что после политизации госинститутов мы видели конфликты, в частности, Либеральная партия отказывалась брать на себя ответственность за своих назначенцев, например, в Нацбанке, в контексте хищения миллиарда... Но когда разговор шел о назначениях на самые важные должности, представляющие общественный интерес, Либеральная партия — как и другие — боролись между собой за кресла.

А когда мы решили выяснить, кто же виновен в хищении миллиарда, то Либеральная партия решила заявить, что не несет никакой ответственности за то выдвижение кандидатуры Дорина Дрэгуцану. Либералы попросту умыли руки, мол, мы только его назначили, а контролировал его кто-то другой.

Свободная Европа: Однако в других случаях либералы пытались защищать своих министров, например, Михай Гимпу как-то пытался оправдывать некоторые предосудительные поступки министра транспорта.

Игорь Боцан: Здесь возникает очень острая проблема. Можно понять, когда партии защищают своих министров, которые являются политическими фигурами, но мы говорили о руководителях госструктур, представляющих особый общественный интерес, и эти институты должны находиться вне влияния партий, без аффилированности и связей. Либо же надо приостановить свой статус члена партии, и работать в соответствии с присягой, служить интересам общества, а не партии.

Свободная Европа: Это про то, что на виду, но ведь за кулисами партии, вероятно, думают, что их представитель должен выполнять то, что нужно партии, несмотря на формальные требования?

Игорь Боцан: Это так, но здесь мы должны вспомнить и о политической культуре общества. В Республике Молдова сложилась особая политическая культура, имитационная демократия, и когда мы заимствуем способы продвижения кадров, надо эту политическую культуру учитывать. Как и тот факт, что в Республике Молдова укоренилось самое большое, самое главное бедствие — коррупция.

В Республике Молдова сложилась особая политическая культура —имитационная демократия

Вот почему мы не можем сравнивать свою ситуацию с тем, что принято в Соединенных Штатах, в Западной Европе. Было немало дискуссий и споров о том, что мы в Молдове проводим деполитизацию государственных учреждений, представляющих особый общественный интерес, чтобы избавиться от партийной опеки. Но одновременно это противоречит другой норме, о финансировании партий за счет госбюджета, нужной, чтобы партия могла готовить компетентные кадры и продвигать их по политической линии. Но это мы говорим о должностях, представляющих политический интерес, о должностях министров, получивших мандат от партии, победившей на выборах. А вот посты, представляющие общественный интерес — и особенно в такой стране, как Республика Молдова, с ее группировками и кланами — следует деполитизировать. Увы, думаю, что, к сожалению, Республика Молдова потерпела тут явную неудачу.

Свободная Европа: А почему это не удалось, г-н Боцан? Из-за тех, кто и должен соблюдать установленные правила и нормы? Самый свежий пример — это лидер социалистов, который в конце своего мандата решил вообще не обращать внимания на мелкие формальности, и который открыто работал партийным лидером, находясь в кресле президента, причем безо всякого смущения подчеркивал, что партия действует так, как решает он.

Игорь Боцан: Ваш пример можно использовать для описания того, как ведут себя политические лидеры в Республике Молдова. Да, Конституционный суд постановил, что глава государства не может состоять в партии. Однако, Игорь Додон, будучи президентом, подчеркивал, что он является неформальным лидером социалистов. Он игнорировал решение Конституционного суда, появлялся в штаб-квартире Партии социалистов, продвигал главные инициативы ПСРМ, — и делал все это сознательно. А нынче он выступает с обвинениями против Конституционного суда, потому что, видите ли, они ему не нравятся.

Свободная Европа: Иными словами, вы говорите о том, что он смотрит на судей КС, исходя из собственного образа мышления, и потому обвиняет трех членов Конституционного суда в преднамеренных действиях в пользу Майи Санду и ее партии?

Игорь Боцан: Подобная экстраполяция собственного мировоззрения на других является ошибкой с психологической точки зрения, но мы должны признать, что аналогичные грехи водятся не только за Игорем Додоном.

Мы видим то же и у тех, кто называет себя проевропейскими политиками, которые говорят, что выступают за европейскую интеграцию Республики Молдова. Но надо помнить и о том, что разработан рамочный закон о назначении на должности, представляющие особый общественный интерес, там должны быть компетентные люди, не связанными тем или иным образом с политическими партиями. Закон подготовлен, его продвигали в парламенте, но за него никогда не голосовали даже те, кто утверждает, что является проевропейцем. А цель закона — установить общие правила фильтрации, на очень понятных и приемлемых для всех принципах.

Свободная Европа: А если бы этот закон заработал, то как можно было бы установить что, скажем, действия кого-то из ЦИК — это закулисная поддержка какой-либо партии, что запрещено законом?

Игорь Боцан: В том законопроекте говорилось, что необходимо продвигать профессионалов, применяя главенствующий принцип — меритократию. И, например, те, кто был членом партии в течение последних двух лет, не могут участвовать в конкурсах, потому что они связаны с определенной политической силой. А для проверки кандидатов создаются профессиональные комиссии...

Свободная Европа: Г-н Боцан, но если не получается навести порядок в декларациях о доходах, как тогда проверять сомнительные действия чиновников? Разве эта идея не утопична?

Игорь Боцан: Да, я считаю это утопией, вы правы, я о том и говорю. Республика Молдова не смогла внедрить такой механизм, и мы помним 2019 год и конкурсы, которые организовали, в том числе, представители блока ACUM и социалистов. И мы знаем, что большинство конкурсов просто не могли быть доведены до конца, потому что закон не принят. А если поговорить о Конституционном суде, то вспомним, как назначались судьи КС — 2/3 из них назначены на базе конкурсов, а двое судей — парламентом, по политическим критериям.

И это очень ясно показало, что применять вышеуказанные критерии продвижения чиновников на должности, представляющие особый общественный интерес, в Республике Молдова в настоящее время попросту невозможно!

Иначе возникают конфликты. Как я уже говорил, те же конфликты, что были с 2010-го по 2016- годы, когда продвижение по служебной лестнице проводилось по политическим критериям, что привело к передаче в концессию аэропорта, краже миллиарда, хищениям публичной собственности... И вы наверняка вспомните и другие случаи.

Вся наша история должна мотивировать и общество, и политический класс — чтобы были разработаны очень четкие правила, приемлемые для всех, и чтобы в будущем у нас не возникало спорных ситуаций. К сожалению, это оказалось невозможно, даже после того, как представители блока ACUM пришли к власти вместе с социалистами.

Потому у нас складывается очень странная ситуация: Партия социалистов, например, которая утверждала правила назначения судей КС, сейчас выступает с обвинениями в адрес судей, хотя очень хорошо знает нормы Конституции и закона о Конституционном суде: судьи КС подчиняются только положениям Конституции, и на них нельзя оказывать давление.

Свободная Европа: Социалисты требуют увольнения трех судей... У них есть доказательства, помимо тех, о которых они говорят на телеканалах? Может быть, у них есть сведения от Службы информации и безопасности, о том, что судьи КС продали свои голоса?

Игорь Боцан: Нет у них никаких доказательств, это политические заявления, и это пример давления на судей КС. Социалистам следует внимательно прочитать постановления Конституционного суда, особенно решение 2010 года, в котором делается разграничение, где сказано, что если на судей оказывают давление, или если их пытаются уволить, то Конституционный суд, то есть, и обвиняемые судьи, должны рассмотреть документы парламента.

Действия ПСРМ — всего лишь дымовая завеса

Социалистам тут нечего ловить, в парламенте они могут проголосовать только за политическую декларацию, а политические декларации не имеют юридических последствий. Вот почему мы должны сделать вывод, что действия ПСРМ — мы уже говорили про их инициативу занять деньги у Национального банка, а вот и давление на Конституционный суд — всего лишь дымовая завеса. Таким образом готовится почва для пропагандистских кампаний накануне предстоящих выборов парламента.

Свободная Европа: Словом, вы предполагаете, что социалисты подобны тому барину, который кричит на жену и детей, чтобы все его соседи поняли, какой же он тут грозный и могучий?

Игорь Боцан: Да, конечно, и мы очень хорошо помним тот опыт, о котором я говорил, когда в 2010 году Конституционный суд был вынужден принять решение и мотивировать его практикой Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

Существует нерешенная проблема продвижения кадров в госучреждениях, представляющих особый общественный интерес

С моей точки зрения, мы должны быть предельно спокойными, смотря на эти пропагандистские выплески социалистов. Но также надо признать, что существует нерешенная проблема продвижения кадров в госучреждениях, представляющих особый общественный интерес. А помните увольнение с поста главы КС Владимира Цуркана, после того, как Игорь Додон рассказывал, что консультируется с ним? Самый большой вред, который Игорь Додон только мог нанести партии, которую он представлял, — это публично хвастаться о том, что он «сотрудничает» с председателем Конституционного суда. А теперь он обвиняет трех других судей КС...

Свободная Европа: Искренность подводит бывшего президента. В последнем своем появлении в интернете он заявил, что его партия готова к парламентским выборам, и в качестве доказательств обратился к мэрам и советникам, которые готовы начать кампанию. И как, по мнению Игоря Додона, мэры и советники должны себя вести? Агитировать за Партию социалистов, а не за эту вашу местную автономию, независимость от центра, не за политическую автономию на благо граждан?

Игорь Боцан: Это установленный факт, у нас недавно были президентские выборы, и 21-го председателя района, ставленников ПСРМ, публично вызвали в офис социалистов, где им было заявлено, что они участвуют в кампании ПСРМ. Это доказано, и мы можем ожидать, что подобное будет повторяться.

Свободная Европа: И они могут не только агитировать, но и мешать оппонентам — не давать помещений, выключать электричество...

Игорь Боцан: Совершенно верно! Г-н Додон и Партия социалистов позиционируют себя как «особую партию», которая, так сказать, может нарушать Конституцию. Но когда им что-то не нравится, тогда в ответ на решения Конституционного суда звучат обвинения. Я уже говорил, что г-н Додон был вынужден выйти из рядов ПСРМ, но одновременно он игнорировал и решение КС, и нормы Кодекса о выборах, называя себя неформальным лидером социалистов, участвуя в партийных собраниях, выступая с инициативами от имени партии, — раз пять он открыто и сознательно нарушал Конституцию.

Свободная Европа: Если социалисты такие большие и важные, то почему они не начинают процедуру импичмента, а лишь требуют от Майи Санду уйти в отставку?

Надо, наверное, уже признать, что Партия социалистов сошла с рельсов, сменила идеологию

Игорь Боцан: Это сложно объяснить нашим гражданам и радиослушателям. Г-жа Майя Санду ранее выступала с очень четким месседжем. А г-н Додон еще за полгода до президентских выборов говорил, что нормы Конституции и решения Конституционного суда вторичны, если надо достичь его цели — спровоцировать досрочные парламентские выборы. А теперь Игорь Додон меняет лозунги и говорит все совершенно противоположное.

Надо, наверное, уже признать, что Партия социалистов сошла с рельсов, сменила идеологию, не объяснив гражданам, что все это значит и почему, почему она изменила свое отношение к способу урегулирования приднестровского конфликта, почему вносила изменения в законы... Потому им нужно запутывать общество, обвинять Конституционный суд, атаковать оппонентов, — они полагают, что смогут использовать это все в ходе предвыборной кампании.

Свободная Европа: Некоторые считают, что эти схемы им разработали политтехнологи, — посмотрим, принесут ли они осенью политические дивиденды.

Игорь Боцан: Вероятно, определенные политические дивиденды будут, потому что, помимо рекомендаций политтехнологов из-за рубежа, Партия социалистов также имеет в своем распоряжении российские СМИ, которые она использует для продвижения идей. Думаю, общество и избиратели должно понимать, какую оценку надо дать тем, у кого нет согласованности ни в словах, ни в действиях.

XS
SM
MD
LG