Linkuri accesibilitate

«Сказано было так: „Дефицит большой, два лярда — не хотелось бы это озвучивать“»


Тирасполь (архивное фото)
Тирасполь (архивное фото)

Экономический эксперт из Тирасполя Сергей Мельниченко — о тайнах бухгалтерии Приднестровья

В Приднестровье местный парламент утвердил проект бюджета на 2020 год, однако, администрация региона решила засекретить основные показатели доходной и расходной статей. Корреспонденты Свободной Европы в Тирасполе выяснили, что поступления запланированы на уровне около 4 млрд приднестровских рублей, расходы должны составить примерно 6 млрд, а дефицит, таким образом, может превысить 50%. Экономический эксперт из Тирасполя Сергей Мельниченко рассказал Свободной Европе, как шли дебаты по проекту бюджета в Верховном совете региона, и как запланированные на следующий год выборы депутатов ВС влияют на настроения общества на левом берегу Днестра.

Сергей Мельниченко: На пленарном заседании бюджет региона был принят в третьем чтении, теперь предстоит его направить президенту на подпись для того, чтобы он был опубликован в СМИ и вступил в силу с 1 января. Но неудовлетворенность у законодателей настолько большая, что даже на этапе третьего чтения были предложения бюджет не принимать! Ну, в этом случае катастрофы бы не было, потому что финансирование все равно осуществлялось бы из расчета одной двенадцатой на год. В истории Приднестровья были случаи и гораздо более позднего по срокам принятия бюджета.

Свободная Европа: А прецеденты подобной реакции в Верховном совете случались?

Сергей Мельниченко: Такие предложения все равно были, знаете, как акт отчаяния, кулуарные, в различных заседаниях, разговорах, — у них была неудовлетворенность... Я хочу привести пример 2013 года, когда противостояние Верховного совета и президента Шевчука достигло апогея: республика весь год прожила без бюджета, и как бы ничего не случилось.

Что необходимо отметить из особенностей — то, что публично не озвучиваются основные параметры, поскольку, по некоторым данным, дефицит превышает 2 млрд рублей.

«Государство в государстве» — так говорят о таможенном комитете. Так повелось еще со времен Игоря Смирнова

Свободная Европа: В процентах это сколько примерно?

Сергей Мельниченко: Речь примерно идет о сумме где-то 4 млрд в доходах и 6 млрд в расходах, это приблизительные суммы, а публично никто не хочет их озвучивать, поскольку дефицит очень большой. Бюджет, как и прежде, социально-ориентированный, более 80% — на выплаты зарплат, пенсий и пособий. В принципе, это не отрадный показатель, а наоборот — плохой, поскольку денег на развитие не хватает. И, как и прежде, можно вести речь о бюджете проедания, о бюджете текущих нужд и расходов.

Хотя налоговые отчисления постепенно увеличиваются, но, знаете, тут есть лукавство цифр. Неизвестно, какие результаты могут быть следствием заниженных плановых показателей. Да и вообще, в бюджетном процессе осенью самой отличительной чертой является сожаление депутатов, что им не удалось принять решение о повышении пенсий и зарплат бюджетников. Тем более, что следующий год — предвыборный, 29 ноября — единый день голосования в представительные органы власти. И тем более, что количество депутатов уменьшится на 10 человек, что сделает конкуренцию еще более жесткой.

Если ВС и вернется к вопросу о повышении зарплат бюджетникам, то не ранее 1 июля. Единственно более или менее ясная картина с оплатой труда с этого периода для медиков — их повышение к зарплате может составить от 20% до 50%, а также работников троллейбусных управлений. Средства для этого в бюджете — уже в этом, принятом бюджете — предусмотрены. На этом настояло правительство.

В третьем чтении в основном обсуждались деньги на реализацию госпрограмм, для которых создадут специальные фонды. Не прошли предложения некоторых депутатов в отношении сохранения суммы госзакупок, при которой необходимо проводить тендер, — сейчас 200 тыс. рублей, в следующем году будет 300 тыс. Ну, и в ходе полемики указывалось на то, что многие экономические агенты, приближенные к министерству экономического развития, дробят сметы и объемы производимых работ, скажем, до 190 тыс., чтобы не проводить тендеры.

И еще нонсенс: во время проведения самого тендера запрещено снижать предлагаемую сумму более чем на 15%. Местная администрация тоже келейно поступает при выборе поставщика или подрядчика для исполнения работ — тут сложился свой круг, и это уже в традициях и многих других зон постсоветского пространства. Сами мэры городов признаются, что они выбирают проверенных подрядчиков, в ущерб более низким ценам, предлагаемым их конкурентами.

В этом году у Молдавского металлургического завода был определенный провал

Самый полемичный, самый затратный фонд — это фонд капитальных вложений, который уже будет действовать третий год. Его общая сумма составляет 316 млн рублей, 240 млн из них пойдут непосредственно на ремонт учреждений социальной направленности, 51 млн — на закупку медицинского оборудования, для тех объектов, которые будут ремонтироваться, и одновременно будет закупаться медоборудование.

По фонду капвложений — два депутата Верховного совета направили запросы по поводу того, как тратятся деньги из фонда капвложений, куда именно — и есть ли экономия? Летом то же самое направляли, но ответа не поступило. Не исключено, что в дальнейшем депутаты попытаются задействовать механизм парламентского расследования, эта форма часто использовалась Верховным советом в период жесткого политического противостояния с [Евгением] Шевчуком.

...Один из самых емких — это Дорожный фонд, там 193 млн, из них где-то 40 млн будет отвлечено на приведение в порядок и мощение плиткой прилегающих территорий к школам и детским садам, а также тротуаров в городах и районах. Хотя это не профильные затраты для этого целевого фонда.

В будущем году будет два новых фонда — для привлечения молодежи оставаться в республике и для снижения уровня трудовой миграции. 15 млн рублей будет выделено на кредитование молодых семей из бюджетной сферы — для приобретения жилья; 12 млн рублей составляет фонд развития территорий. Эти деньги пойдут на подготовку празднования 75-летия Победы и 30-летие приднестровской государственности.

Часть средств пойдет на оснащение школьных кабинетов физики, химии и биологии, 8 млн — столько же, как и в этом году — отдадут на приобретение квартир для детей-сирот, купят 70 квартир, в этом купили 62 квартиры. Из-за того, что в последние пять лет эта статья расходов из бюджета вообще не финансировалась, очередь разрослась до 700 человек!..

«Государство в государстве» — так говорят о таможенном комитете. Так повелось еще со времен Игоря Смирнова, когда его возглавлял его сын Владимир. Деятельность комитета из бюджета не финансируется, у него существует свой фонд, и его размер на будущий год — 701 млн рублей.

На расчеты по паям выделено 46 млн, фонд поддержки предпринимательства составит 23 млн, развитие АПК — всего полтора миллиона рублей, госуниверситета — 4,5 млн. Четыре программы медицинской направленности — это ВИЧ/СПИД, онкозаболевания, иммунизация населения и профилактика туберкулеза, расходы составят где-то 42 млн.

Большинство депутатов не удовлетворены принятым бюджетом, а глава профильного комитета вообще проголосовал против!.. Мало что изменилось — по сравнению с редакцией, предложенной правительством. Депутатам не хватило политической воли, поскольку принятие бюджета — это исключительная прерогатива парламента!..

Свободная Европа: В прошлом году, насколько я помню, бюджетный дефицит составлял около 40%, и это преподносилось как довольно большой прогресс по сравнению с позапрошлым годом, когда было 50%. Сейчас, похоже, снова возвращение 50-процентного дефицита. Для меня остается загадкой, как он вообще покрывается...

Сергей Мельниченко: Главным источником является специальный «газовый счет» — это уже ни для кого не секрет, его впрямую не называют, но все понимают, откуда черпаются деньги. И на этом «газовом счете» тем больше денег, чем лучше работает промышленность.

Зарплаты не повысились, зато на въезде в Тирасполе со стороны Бендер строятся бельведеры какие-то!

В этом году, в принципе, у Молдавского металлургического завода был определенный провал, и есть данные, что по итогам года энергетическая компания «Днестрэнерго», которая поставляет на ММЗ электроэнергию непосредственно по высоковольтным сетям, будет в убытке в размере 20 млн рублей. Так что единственная компенсация — это «газовый счет». При этом, Молдавская ГРЭС за 10 месяцев увеличила отпуск электроэнергии в сеть более чем на 6%, по сравнению с десятью месяцами прошлого года. Это едва ли не единственный источник погашения дефицита бюджета. Но почему увеличиваются расходы? Потому что фонд капвложений оттягивает на себя часть средств. И вообще создание всевозможных фондов не есть хорошая тенденция в бюджетном планировании.

Из бюджета, в принципе, должны получать ведомства напрямую для проведения реконструкции, ремонта объектов в сферах просвещения, здравоохранения, и так далее. А так получается, что средства концентрируются в этом фонде капвложений.

Свободная Европа: И о чем это говорит, по-вашему?

Сергей Мельниченко: Были опасения, когда заводили этот фонд, что выделяемые ведомствам деньги — они размываются... Всегда бы у ведомства находились первоочередные задачи, ну, скажем, на приобретение мебели или еще чего-то, а ремонт,
реконструкция или даже строительство — как сейчас ведется по фонду капвложений — не осуществлялась. Но, в принципе, эффективность и отдача очевидны, другое дело, что наверняка можно было и сэкономить определенные средства за счет тех же тендерных процедур, за счет аукционов на понижение. Но мы понимаем, что в таких условиях во всех странах постсоветского пространства обычно есть фирмы-подрядчики, которые называются «любимчики».

Например, есть такая компания «Доброва», в Бендерах. Ее рынок производства тротуарной плитки сейчас превышает 50%, а в Приднестровье сейчас такое новомодное течение — не асфальтировать и не бетонировать дорожки и пешеходные зоны, а укладывать плитку. Насколько это рационально с технологической точки зрения — неизвестно, потому что должно пройти несколько лет, чтобы понять, сыпется эта плитка, как она будет использоваться.

Свободная Европа: Знаете, в Кишиневе она крошится!..

Сергей Мельниченко: Ну, вот видите! А тем более, я вам скажу, что ее, во-первых, устанавливают ударными темпами, у нас даже центральную площадь посередине, где не ездит транспорт, выложили этой плиткой. Ну, шутят по такому поводу — чтобы дроны красиво снимали!.. А ведь там не ездят автомобили и не ходят пешеходы. И люди называют это фактически выброшенными деньгами.

И говорят о том, что зарплаты не повысились, зато Екатерининский парк обустраивается, и на въезде в Тирасполе со стороны Бендер строятся бельведеры какие-то! В общем, вопросов распределения расходования средств — у обывателей, по крайней мере, в общественном мнении — очень и очень много. Хотя если глобально смотреть, то что оставим потомкам? Денег на проживание никогда не хватит, а облик городов все-таки должен меняться в соответствии с современными тенденциями и запросами. Ведь вопрос приоритетов определяет руководство. А руководство выбрали мы. Ну, и теперь вопрос не к ним, а к нам. Мы же им доверили распоряжаться публичными финансами.

Как такового, знаете, общественного контроля за распределением этих средств нет — хотя есть и закон об общественном контроле, и закон об общественной палате, и т.д.

Депутаты своего рода мальчиши-плохиши. Принято считать, что они проиграли позиционное противоборство

Свободная Европа: Мне, допустим, кажется странным даже тот факт, что не были опубликованы главные показатели, это очень странно...

Сергей Мельниченко: Да-да, журналисты попытались получить комментарии, но сказано было так: «Дефицит большой, два лярда — не хотелось бы это озвучивать». Пока в публичном пространстве я не видел этого, но когда закон будет опубликован, там мы увидим реальные цифры.

Свободная Европа: Мне кажется интересным то, что происходит между исполнительной ветвью и Верховным советом. Отношения там, кажется, накаленные.

Сергей Мельниченко: Да, если при прежней власти было все понятно, там было внутриполитическое противостояние между органами власти — президент и правительство с одной стороны, а Верховный совет с другой стороны, и там логика борьбы была понятна, а теперь ничего не понятно! И тут уже кто кого переборет в степени влияния на главу.

Это все отражается и на состоянии бюджета, и на состоянии различных социальных выплат. Потому что если в прошлом году удалось повысить настроения в обществе, то теперь, знаете, такая гражданская апатия... Даже если Молдавская ГРЭС заключит контракт — это раз, даже если не будет транзитного коллапса — это два, и даже если решится вопрос февральский с Кучурганом по импорту — это три, скорее всего, ожидать повышения придется только с 1 июля!.. Ну, это возможно, учитывая такое подслащение пилюли — 29 ноября выборы в Верховный совет, а через год выборы президента, и это уже электоральный цикл.

Такие настроения есть даже у депутатов Верховного совета, ведь это они выступают громоотводом, они принимают бюджет, и их избирателей не интересует, почему они приняли этот бюджет — потому что они уступили правительству... У правительства было больше доводов и аргументов, были цифры и выкладки на руках, чтобы убедить президента... Избирателей все это не волнует. Вот и получается, что депутаты и так, и эдак в плохой ситуации, в плохом положении оказываются, они своего рода мальчиши-плохиши. По всем статьям принято считать, что депутаты проиграли позиционное противоборство.

XS
SM
MD
LG