Linkuri accesibilitate

«У одного нет денег, чтобы что-то сделать, а у другого нет власти»


Встреча Игоря Додона и Вадима Красносельского в Кондрице
Встреча Игоря Додона и Вадима Красносельского в Кондрице

На этой неделе в Кондрице прошла третья по счету встреча президента Республики Молдова Игоря Додона и лидера Приднестровья Вадима Красносельского. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу поговорила об итогах переговоров с бывшим представителем Кишинева в Объединенной контрольной комиссии Ионом Ляху.

Свободная Европа: Встреча Додона и Красносельского, говорят, проходила в полнейшей гармонии, но сообщения пресс-служб – одно, а реальность бывает совсем иной. Как вы считаете, о чем там шла речь, что готовится?

Ион Ляху: Я в любом случае не согласен с теми, кто считает, что на этой встрече якобы обсуждалось приднестровское урегулирование через федерализацию Республики Молдова. Не готов Додон, не готов Красносельский обсуждать этот вопрос, да еще в таком ключе! Более того, никакого плана у них нет. Красносельский неоднократно заявлял, что единственный вариант для Приднестровья – это признание в качестве суверенного государства.

Свободная Европа: Значит, вы исключаете, что на этой встрече обсуждался вопрос федерализации?

Ион Ляху: Да, и я уверен, что этого вопроса в повестке дня встречи не было.

Ион Ляху
Ион Ляху

Свободная Европа: Зато оба отметили, что обсуждали миротворческую операцию и необходимость сохранения существующего механизма. С некоторой лишь разницей: Вадим Красносельский заявил, что ОГРВ и миротворческий контингент – одно целое, а Игорь Додон решил не комментировать этот нюанс, хотя его позиция известна. Какова дальнейшая судьба миротворческой миссии и ОГРВ?

Ион Ляху: Небольшое уточнение: в своем выступлении по случаю 28-й годовщины образования так называемой «ПМР» Красносельский заявил, что «диалог с Молдовой за столом переговоров возможен исключительно благодаря миротворческой операции под эгидой России», и что только благодаря этому были подписаны документы, позволяющие решить целый ряд многолетних проблем. Он имеет в виду известный пакет из восьми пунктов. Видите, он уже и не стесняется открыто говорить о том, что Республика Молдова идет на подобные шаги из-за военного давления!

Поэтому, разумеется, они будут всеми силами цепляться за присутствие российской группы войск. И, конечно же, у Игоря Додона может быть какое угодно мнение на сей счет, но его точка зрения никого не интересует.

Свободная Европа: Так о чем же говорили Додон с Красносельским?

Ион Ляху: Два человека, которые изо всех сил пытаются придать себе больше веса, на самом деле используют подобные встречи для того, чтобы подрасти лишь в собственных глазах. Да, обсуждали они, как говорил Красносельский, и проблемы экономики…

Свободная Европа: Экологическую ситуацию на Днестре...

Ион Ляху: …и экологическую ситуацию на Днестре. Я действительно допускаю, что эти вопросы тоже были в повестке встречи, но у одного нет денег, чтобы что-то сделать, а у другого нет власти. Поэтому повторяю: они ведут диалог исключительно для того, чтобы создать информационный повод, чтобы кто-то мог прокомментировать эту встречу и поговорить о них.

Федерализация как таковая их не интересует, им нужно навсегда прибрать Молдову к рукам

Свободная Европа: Но Игорь Додон поедет в Москву, встретится с Владимиром Путиным, и они наверняка будут обсуждать и приднестровскую проблематику. Есть в этих переговорах что-то скрытое от наших глаз и ушей, как вы считаете?

Ион Ляху: Однозначно, есть! Но этот скрытый момент никак не связан с приднестровским урегулированием. Этот вопрос Путин с Додоном даже не обсуждает, вопрос, по сути, давно решен, и единственный ориентир в этом смысле – парламентские выборы в Республике Молдова.

Додону сказали ясно: «Выиграй выборы, а потом поговорим». На этот раз Додон едет в Москву в октябре, как раз на день рождения Путина, но чтобы не показывать, что он едет поздравлять своего российского коллегу, приходится ссылаться на какие-то неотложные вопросы.

Свободная Европа: Значит, опасения насчет того, что возможная победа ПСРМ на выборах развяжет руки Игорю Додону и позволит ему решать вопрос со статусом Приднестровья, оправданы?

Ион Ляху: Ничего он не сделает, разумеется, но с его помощью Москва надеется на реализацию плана, который она вынашивает, как минимум, с 2003 года.

Свободная Европа: Это федерализация?

Ион Ляху: Федерализация как таковая их не интересует, им нужно навсегда прибрать Молдову к рукам. И если Москва вернет Молдову в орбиту своего влияния, да еще если в Молдове будет пророссийская власть, то зачем им та федерализация? Вся Молдова будет у них в кармане.

Разумеется, это не подлежит обсуждению, при условии, что на левом берегу Днестра остается российская группа войск, и там будет создан, скажем так, «район повышенной независимости от Кишинева». Короче говоря, «план Козака» будет реализован более чем на все сто процентов.

Свободная Европа: Десятого сентября в Молдове ждут спецпредставителя ОБСЕ Франко Фраттини. Какие ожидания у вас от его визита?

Ион Ляху: Это визит вежливости, Франко Фраттини обязан посещать проблемные регионы, где миссия ОБСЕ напрямую и самым активным образом вовлечена в ряд процессов. От этого визита я не жду ничего особенного, в лучшем случае – или в худшем, даже не знаю, как правильнее сказать – будет достигнута договоренность по очередной встрече в формате «5+2». Но я не вижу никакой целесообразности в подобных встречах до тех пор, пока они используются лишь для получения очередной уступки со стороны Кишинева.

Не исключаю, что однажды они заявят: «Идите-ка вы, ребята, домой, а мы справимся без вас»

Свободная Европа: Тем не менее, как вы считаете, итальянское председательство ОБСЕ может записать себе в заслуги решение некоторых вопросов для сближения жителей двух берегов Днестра? Речь о доступе фермеров к их земельным участкам, о нейтральных номерах для приднестровских автомобилей, о работе школ с преподаванием на латинской графике… Актив вроде бы неплохой.

Ион Ляху: Актив-то неплохой, но если внимательно посмотреть на все эти вопросы, то они далеко не способствуют сближению берегов. Возьмем фермеров: кто выдает сертификаты? Непризнанная администрация. Мы каждый раз залезаем в такие правовые коллизии, что просто волосы дыбом! У фермеров есть документы на собственность, но, несмотря на это, у них нет допуска к собственным земельным участкам, они обязаны предъявлять справки Дубоссарского сельсовета. Извините, но это форменное издевательство.

И в любой момент Дубоссары могут отозвать эти разрешения, и фермеры опять окажутся со своими тракторами передо рвом, который сепаратисты вырыли вдоль дороги. Аналогичная проблема и с детьми. 1 сентября – вернее, 3-го – в наших школах запретили и гимн исполнять, и флаг поднимать.

Торжественные линейки проходили в присутствии 20-30 милиционеров, те были и в форме, и в гражданской одежде. Вот как решена проблема! А кто-то бьет себя кулаком в грудь: «Мы все решили, идем дальше, с каждым шагом все ближе!» Да ничего не ближе, наоборот – все дальше и дальше...

Свободная Европа: С 1 сентября приднестровские автомобили с нейтральными номерами могут участвовать в международном движении...

Ион Ляху: Пока только в режиме тестирования, пока выдаются временные сертификаты, а постоянные будут где-то с 10 сентября. Хорошо, допустим. Но каким образом это способствует сближению двух берегов Днестра? Я еще понимаю, если бы они добровольно шли регистрироваться в министерстве информационных технологий, получали бы нашу регистрацию, и езжай себе на здоровье! Это означало бы, что жители левобережья Днестра, в том числе молдавские граждане, проживающие там, наконец вошли в правовое пространство Республики Молдова.

Игорь Додон говорит, что эти посты надо снимать. Как их снимать, если они строят новые?!

А так… Они работают в полулегальном режиме. Да, там где-то есть буквы MD, но это где-то скрыто, на номерных знаках их нет, и номера с документами они получают не в Кишиневе, а у своих же, на левом берегу. Так что я не исключаю, что однажды они заявят: «Идите-ка вы, ребята, домой, а мы справимся без вас». И нам будет очень трудно закрыть эти регистрационные пункты.

Свободная Европа: Игорь Додон не скрывает своего удовлетворения тем, что эти вопросы, которые мы с вами сегодня обсуждаем, уже решены. Он утверждает, что работа будет продолжаться и, возможно, будут сняты контрольно-пропускные пункты.

Ион Ляху: Нет, он не сказал о возможном закрытии этих КПП, он высказал такое пожелание. Но, честно скажу, я так и не понял, о каких постах он говорил. О постах приднестровских силовых структур? Так они будут закрыты в последнюю минуту, когда на левом берегу Днестра не останется ни одного сепаратиста. Тогда и уберут эти пункты.

Может, он говорил о постах миротворческих сил? Россияне, да и не только они, в самом кошмарном сне не допускают, что эти посты будут закрыты… На днях я принимал участие в радиопередаче на одном из каналов с промосковскими, скажем так, наклонностями… «Они вам мешают? Ну и что, если там стоит бронетехника с пулеметами? И очень хорошо, что стоит!» Так что…

Свободная Европа: Это кто сказал: «Очень хорошо, что стоит»?

Ион Ляху: Сотрудники этого радио, корреспонденты из Республики Молдова. Вот такие пироги.

Свободная Европа: А почему не используется мост в Гура-Быкулуй – Бычок?

Ион Ляху: Потому что. То есть, малогабаритные-то машины ездят, но проблема в том, что приднестровская сторона совершенно открыто, не стесняясь, строит таможенный терминал. Причем самый большой из всех существующих.

С начала конфликта миссию ОБСЕ возглавляли дипломаты США. Эстафета перешла к Германии

Свободная Европа: И Игорь Додон говорит о необходимости закрыть посты...

Ион Ляху: Да, Игорь Додон говорит, что эти посты надо снимать. Как их снимать, если они строят новые?! По этой же причине не проводятся заседания Объединенной контрольной комиссии, но президент не видит, не знает, не слышит…

Свободная Европа: Назначен новый глава миссии ОБСЕ в Кишиневе – немец Клаус Нойкирх. Его в Молдове хорошо знают, он близко знаком с приднестровской проблематикой, знает нашу действительность. Это назначение вселяет надежды?

Ион Ляху: Я прекрасно знаю Нойкирха, это отличный специалист, знаток международного права. Надеюсь, с его назначением миссия ОБСЕ больше внимания будет уделять нормам международного права, а не завязнет в сантиментах.

Но в этой связи следует отметить два момента: много лет подряд, десятки лет, практически с начала конфликта, миссию ОБСЕ здесь, в Кишиневе, возглавляли дипломаты США.

Эстафета перешла к Германии, а если учесть, что ситуация в самой Германии достаточно неопределенная с точки зрения отношений с Москвой, напрашивается несколько вопросов: будет ли он свободен в своих действиях, станет ли строго придерживаться буквы статуса, буквы закона.

Свободная Европа: Думаете, за период его мандата возможна выработка проекта о статусе, который стал бы приемлемым для обеих сторон?

Ион Ляху: Да, на период его мандата приходятся парламентские выборы в Республике Молдова, и, естественно, хотим мы этого или нет, в зависимости от результатов выборов произойдут определенные изменения. Не исключено, что миссии ОБСЕ тоже будет что сказать в этом смысле.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG