Игорь Додон вновь дал повод для обвинений в действиях, как минимум, несовместимых с его статусом президента Республики Молдова: во-первых, согласился вместе с возглавляемой им делегацией вернуться из Москвы на самолете, который бесплатно предоставила компания «Газпром», а во-вторых, принял отчеканенную в Комрате медаль «за особые заслуги и активное участие» в состоявшемся пять лет назад референдуме в Гагаузии, который был признан официальным Кишиневом незаконным. Своим мнением об этих событиях со Свободной Европой поделился политический комментатор, бывший советник президента Влад Цуркану.
Свободная Европа: Два последних эпизода снова поднимают вопрос о том, что может, а что нет позволять себе президент Республики Молдова. Игорь Додон возвращается из очередного визита в Москву на самолете, бесплатно предоставленном российской стороной или, по одной из версий, компанией «Газпром». Вернувшись, он тут же отправляется в Комрат, где принимает из рук башкана «юбилейную медаль» по случаю пятилетия местных плебисцитов, признанных Кишиневом незаконными. Давайте по порядку: как вы оцениваете этот «джентльменский жест» со стороны России, да и вообще все произошедшее, г-н Цуркану?
Влад Цуркану: Да, я думаю, все эти действия взаимосвязаны, и, помимо горечи и ощущения дискомфорта, которое все чаще и острее испытывают многие граждане Республики Молдова по поводу действий Игоря Додона в Москве, последний случай достоин того, чтобы попасть в учебники.
Рекорды Игоря Додона в плане сервилизма перед Россией не перестают возмущать молдавских граждан, несмотря на то, что стали уже, к сожалению, рутинным делом. Звучало очень много негативных оценок по поводу раболепия Игоря Додона в отношении президента Владимира Путина, и это раболепие ничем нельзя оправдать, потому что все, кто хоть немного знают Россию, прекрасно понимают: Москва хочет видеть в Республике Молдова не партнера, а вассала.
Мы пытались стать партнерами в определенные периоды короткой истории Молдовы, но, думаю, Москву больше устраивает такой партнер, как Игорь Додон! А сам Игорь Додон способствует усилению этого восприятия, которое сложилось у россиян по отношению к их бывшим сателлитам. Можно не сомневаться, что следующему политическому лидеру, которому доведется вести переговоры с российскими официальными лицами, моментально укажут на дверь – при первой же попытке вести себя достойно!..
И другие тоже унижались. Просто Игорь Додон перешел все границы!
Игорь Додон путает искусство дипломатии с холуйством, что крайне неприятно и оскорбительно для многих граждан. Но подобные отношения давно уже не работают, причем еще с тех времен, когда Игорь Додон был пионером!.. Даже Александр Лукашенко не унижается до такой степени – и это при том, что Россия и Белоруссия гораздо теснее связаны между собой, чем Россия и Республика Молдова. Должен сказать, что и на саммитах СНГ, в которых я участвовал, ни один из президентов не пресмыкался так, как пресмыкается Игорь Додон.
Свободная Европа: «Красивый жест» – так назвал Игорь Додон решение российской стороны. Взятка на высоком уровне, открыто признанная «политическая взятка», за которую полагается лишение свободы, – так оценили эти действия многие обозреватели. А как вы прокомментируете казус с самолетом, который предоставили российские власти – или концерн «Газпром»?
Влад Цуркану: На таком уровне бывает, что президенты оказывают друг другу подобного рода услуги. Не думаю, что этот случай из ряда вон выходящий – то, что г-н Додон прилетел на самолете «Газпрома». Хотя, разумеется, все должно быть предельно прозрачно, и граждане должны получить необходимые разъяснения. Но и само это событие, и другие аналогичные, как, например, сообщение о том, что из Москвы в Молдову отправляется партия «КамАЗов», я бы назвал образцом провинциализма.
Казалось бы, за 30 лет, которые прошли после распада Советского Союза, можно было уже понять, на каких принципах выстраиваются и работают международные отношения, и что если поставить себя таким образом, то мы автоматически оказываемся в ситуации, из которой будет очень трудно выкарабкаться в цивилизованный мир. Если, например, посмотреть на то, как относятся к нам на Западе, то надо признать, что во многом отношение определяется именно той позицией, которую занимает Игорь Додон, – и которой придерживались и другие до него, потому что он же не один такой... И другие тоже так или иначе унижались. Просто по сравнению с другими политиками Игорь Додон перешел все границы!
Свободная Европа: Многие эксперты напоминают, что другие политики и высокопоставленные чиновники поплатились должностью, карьерой и даже свободой и за более безобидные действия. Какие есть «красные линии» для главы государства, в частности, президента Республики Молдова?
Примитивный, рабский и угодливый стиль хорош, пока приносит результаты, а ироничные замечания можно пропустить мимо ушей
Влад Цуркану: Я считаю, что «красные линии» были проигнорированы намного раньше, но Игорю Додону по-прежнему поют дифирамбы и прощают все его эксцентричные, назовем их так, выходки, потому что он продолжает использовать свой политический центр в Кишиневе, несмотря на то, что в последнее время и он чувствует себя немного напряженно из-за критики в его адрес. Все эти атаки на него, в том числе со стороны Шора, говорят, что ему готовят какую-то альтернативу, и что Игорю Додону придется отвечать за свои действия. Правда, когда именно это произойдет, – неизвестно, но рано или поздно это обязательно случится.
Возьмем хотя бы момент, о котором вы упомянули, – медаль, ее Додон принял из рук башкана Гагаузии Ирины Влах. Это говорит либо о неспособности, либо о нежелании силовых структур, служб безопасности вмешаться и положить конец действиям, относящимся к каким-либо незаконным событиям, как те референдумы 2014 года, на которых продолжает настаивать Комрат – и в которых участвует президент Додон! Таким образом нам хотят показать, что ради каких-то политических договоренностей запросто можно перешагнуть через определенные «красные линии».
Свободная Европа: С другой стороны, как понять отношение отдельных российских телеканалов, которые, судя по видеороликам в соцсетях, просто решили поиздеваться над Игорем Додоном? В подобном стиле и в таком масштабе это, по-моему, происходит впервые…
Влад Цуркану: Игорь Додон мог бы понять, что в отношениях с Москвой не все так уж гладко и просто, как, возможно, он себе представлял. То есть, одной лишь клятвы верности для быстрого и эффективного решения проблем недостаточно...
Свободная Европа: Является ли это признаком того, что Москва начала менять свое отношение к нему?
Влад Цуркану: Это подтверждение того, как Москва воспринимает своих сателлитов, я об этом уже говорил. Иными словами, ничего, по большому счету, не решается, все сводится к каким-то подаркам, «КамАЗам», но в экономике ничего, в принципе, не решается. И вот приходится терпеть унижения и какую-то иронию в свой адрес... Цель этой поездки Додона в Москву связана с выборами, впрочем, как и многих его предыдущих визитов, ну, а цель, как известно, оправдывает средства.
Главное, чтобы граждане поняли важность перемен, о которых все говорят и которых, по всем показателям, ждут
Примитивный, отживший свое, рабский и угодливый стиль, который выбрал Игорь Додон в отношениях с Москвой, хорош до тех пор, пока приносит результаты, а ироничные замечания можно пропустить мимо ушей – ну, что они значат для такого искушенного политика, как Игорь Додон!.. Который, при всех его чудачествах, не перестающих нас удивлять, обладает определенным опытом и, как боксер на ринге, умеет держать удар...
Свободная Европа: Тогда, в 2014 году, Генпрокуратура начала уголовное преследование в отношении организаторов референдума. Известны ли вам какие-то подробности насчет хода расследования?
Влад Цуркану: Нет, не известны. Единственно, что могу сказать – в то время была другая власть, и госинституты не были подчинены одному человеку, как это происходит сегодня. Тот факт, что и это дело, и другие попали под сукно не делает нам чести. Кроме того, это стимулирует появление на политической сцене Республики Молдова таких персонажей, как Илан Шор, который пытается разрушить то, что с таким трудом стало фундаментом Республики Молдова. Я имею в виду идеалы Декларации о независимости, которые практически сводятся на нет подобными действиями, не имеющими ничего общего с рамками закона.
Свободная Европа: Я позволю себе процитировать экс-председателя юридической комиссии Народного собрания Гагаузии Ивана Бургуджи, который заявил на церемонии вручения медали: «Республика Молдова объявила, что не признает итогов референдума. Сегодня президент республики подтвердил, что наш референдум законный, со всеми вытекающими последствиями». Спрашивается: какой смысл в том, что центральные власти объявили референдум нелегитимным, если глава государства ставит на этом крест?
Влад Цуркану: Когда мы говорим «глава государства», нелишне поразмышлять и представить себе, какой же реальной властью обладает Игорь Додон в государстве. Кроме того, я совершенно уверен, что вся эта немного нереальная история, которая происходит в Республике Молдова в последние два-три года, не будет длиться бесконечно, и что рано или поздно удастся подготовить обвинительное заключение – или в отношении всех действий, или хотя бы по наиболее серьезным из них, – чтобы вернуть ситуацию в нормальное русло.
Свободная Европа: До или после выборов?
Влад Цуркану: Возможно, ни до, ни сразу же после выборов, потому что все те серьезные вещи, которые случились в Молдове, за один присест не решить, понадобится время. Главное, чтобы граждане поняли важность перемен, о которых все говорят и которых, по всем показателям, ждут. Но пока наступит черед этих важнейших дел, необходимо вернуть нормальное состояние на другом уровне, на политическом, прежде всего, потому что в Республике Молдова многое произошло – или, наоборот, не произошло, а было загнано в политическом плане внутрь.