Linkuri accesibilitate

Игорь Волницкий: «Блок ACUM нашел выход и пошел в контрнаступление»


Парламент Республики Молдова, 21 марта 2019 года
Парламент Республики Молдова, 21 марта 2019 года

Блок ACUM отказался участвовать в консультациях в трехстороннем формате. Ранее соответствующую инициативу выдвинул президент Игорь Додон. Блок пригласил депутатов, «неподконтрольных олигархическому режиму», на открытые дискуссии по поводу «улучшения, принятия и последующего внедрения пакета антиолигархических законов». В свою очередь, Демпартия расценила попытку ACUM организовать альтернативные консультации на тему «деолигархизации» государства «шантажом и стремлением подкупить депутатов из других фракций». Вот что думает о последних событиях политический аналитик Игорь Волницкий.

Свободная Европа: Блок ACUM в очередной раз заявил, что не будет участвовать в консультациях с нынешним руководством Демпартии, в том числе в трехстороннем формате. Блок пригласил «неподконтрольных олигархическому режиму» депутатов на открытые дискуссии по поводу собственных законодательных инициатив. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

Игорь Волницкий: Насколько я понимаю ситуацию, блок ACUM, наконец, начал проявлять стратегический подход. Видна рука специалиста! Прежде в действиях блока этого не было заметно.

Появляется почерк команды, которая, по всем признакам, уже занимается стратегическим позиционированием блока. Возможно, начали работу специалисты со стратегическим мышлением, они-то у блока есть, но прежде не были задействованы должным образом.

Игорь Волницкий
Игорь Волницкий

Напомню в этой связи, что из подобных ситуаций есть два варианта выхода. Если поступившее политическое предложение неприемлемо, отклонить его можно двумя способами: просто сказать «нет» – или сказать «нет» и предложить альтернативу, то есть, перехватить инициативу и перейти в контрнаступление.

Если бы блок ACUM просто отверг приглашение к диалогу, то это означало бы занять оборонительную позицию, и многие избиратели наверняка задались бы вопросом: «Хорошо, это вас не устраивает, это вы отклоняете, это вам не нравится... Но чем же вы намерены заниматься в парламенте в последующие четыре года?»

Блок ACUM нашел красивый выход из ситуации, пошел в контрнаступление и выдвинул альтернативное предложение.

Мне, как специалисту, просто доставляет удовольствие смотреть эти три лагеря

Свободная Европа: Но кому адресовано приглашение на публичные дискуссии? Не депутатам же ДПМ, которые вряд ли согласятся обсуждать какие-либо инициативы, явно направленные против их партийного лидера?

Игорь Волницкий: Это, скорее всего, ход с оглядкой на широкую публику. Не думаю, что у блока ACUM есть какие-то иллюзии и надежды на то, что депутаты от Демпартии или от Партии социалистов откликнутся на это предложение.

Депутаты блока хотели передать четкий посыл обществу – о том, что нельзя всегда находиться в обороне и отвергать любые приглашения, что у них тоже есть что предложить. Поэтому для начала они и вышли с «пакетом антиолигархических законов», а затем заявили, что готовы взять на себя ответственность за преодоление кризиса и сформировать миноритарное правительство, несмотря на то, что у блока лишь 26 депутатов.

Сейчас последовал третий шаг – приглашение на открытые дискуссии. И тут, надо признать, есть и определенный провокационный подтекст. Но это все – элемент стратегии, о которой я говорил чуть выше. Таким образом, в течение одной недели мы увидели три стратегических подхода со стороны блока ACUM, тогда как прежде ничего подобного не наблюдалось на протяжении месяцев. Это подтверждает мои слова о том, что блок, наконец, начал проявлять иной подход к проблеме.

Свободная Европа: Что ж, людям свойственно извлекать уроки и набираться опыта... На предложение блока ACUM последовал ответ Демпартии, да вы и сами говорите, что трудно себе представить, что депутаты-социалисты или демократы примут это приглашение. О чем свидетельствует тот факт, что социалисты не отреагировали на это приглашение?

Игорь Волницкий: Скорее всего, у ПСРМ, как и у блока ACUM, как и у Демпартии, – собственная стратегия. При ее разработке просчитываются всевозможные ходы оппонентов и политических противников. По моему мнению, они приняли в расчет и тот факт, что и блок ACUM, и Демпартия могут выступить с контрпредложениями, в том числе и менее привлекательными... Но, опять же, коль скоро речь идет о политических стратегиях, я бы сказал, что у Партии социалистов своя «зацикленность» – если можно использовать такой термин в данном контексте.

Социалисты знают одно: есть президент Додон, который в определенном смысле взял на себя управление поствыборной ситуацией, и все действия Партии социалистов направлены на поддержку усилий главы государства. Любые другие действия политических игроков их просто не интересуют.

Опять же, с точки зрения политической стратегии это – правильный подход, потому что любое иное позиционирование социалистов придало бы дополнительный вес действиям блока ACUM.

Третий сценарий – техническое правительство по модели кабинета Брагиша

Свободная Европа: Демократы назвали инициативу блока «попыткой шантажа и подкупа депутатов из других фракций». Насколько обоснована такая реакция, и особенно со стороны партии, которую обвиняли в массовом подкупе депутатов в парламенте предыдущего созыва?..

Игорь Волницкий: Демпартия прекрасно владеет искусством заимствования не только наиболее удачных идей своих политических оппонентов, но и месседжей, которыми оперируют их политические противники, – естественно, с последующим использованием против них самих. Они поднаторели в этом искусстве, и мне, как специалисту, просто доставляет удовольствие смотреть эти три лагеря, каждый из которых действует в рамках четкой стратегии – во всяком случае, именно такое складывается впечатление.

Я не из тех, кто поет дифирамбы демократам, но в этом случае должен сказать, что они действительно вышли из положения достаточно красиво, достаточно грамотно... Но – не более того, с точки зрения политических стратегий.

Свободная Европа: Тем не менее, говорят, что Демпартия первой заявила о намерении провести отдельные переговоры с депутатами в надежде убедить их сформировать коалицию. Под эгидой, разумеется, ДПМ. Были ли эти попытки явными – или все же демократы не стали обсуждать и поднимать эту проблему столь явным образом?0

Игорь Волницкий: Так ведь ни для кого не секрет, как утверждалось действующее правительство – в январе 2016 года...

Свободная Европа: Что происходит сейчас?

Игорь Волницкий: За время, прошедшее после выборов, нет никаких доказательств, что со стороны демократов были подобные попытки, но это не значит, что их не будет и впредь! Уже завтра-послезавтра мы можем стать свидетелями подобных ситуаций, потому что сейчас у нас есть лишь четыре сценария. Точнее, они есть в распоряжении участников переговорного процесса. И один из этих сценариев предполагает, в том числе, повторение варианта 2016 года.

Если это произойдет, то вполне можно предполагать, хотя бы теоретически, что имело место привлечение депутатов не совсем законными способами. Не знаю, насколько легитимным будет подобное правительство, не знаю, пройдут ли подобные выкрутасы, примет ли это молдавское общество и внешние партнеры столь же покорно, как в 2016 году. Однако, повторяю: теоретически такой сценарий возможен.

Свободная Европа: А о каких четырех сценариях вы говорите?

Игорь Волницкий: Первый, как я уже говорил, это повторение схемы 2016 года, когда действующее правительство привлекает на свою сторону депутатов из других фракций – никому не ведомыми, кроме них самих, путями. Кстати, тут они смогут бросить очередной камень в огород блока ACUM: «Мы обратились с тем же призывом, что и вы, но нас, в отличие от вас, услышали!..» В общем, это достаточно ловкий стратегический ход, который, правда, и напоминает манипуляцию.

Второй сценарий я вижу в форме коалиции – точнее говоря, это сценарий номер один. Не исключено, что после консультаций, к которым призвал Игорь Додон, выкристаллизуется какая-то коалиция, возможно, левоцентристская – на базе платформы «про-Молдова»...

Ближе к Пасхе наступит какая-то ясность. Ни партии, ни глава государства не могут до бесконечности тянуть с этой неопределенностью

Свободная Европа: Вы допускаете и такой вариант?

Игорь Волницкий: Я обязан, мне приходится допускать подобную развязку, потому что в молдавской политике возможно все. Я допускаю любой сценарий – и даже тот, вероятность реализации которого составляет 1%.

Свободная Европа: Но ведь сейчас никаких признаков подобного нет…

Игорь Волницкий: Да, никаких пока признаков, но инстинкт политического самосохранения никто не отменял, и он проявляется и на уровне депутатов, и политических партий. Как правило, он срабатывает лишь на последней стометровке.

Именно инстинкт политического самосохранения лежит в основе третьего сценария, который я вижу, – это техническое правительство по модели кабинета Брагиша, предложенного в свое время президентом Лучинским.

Я не исключаю, что в случае провала всех консультаций, дискуссий и переговоров, то есть, в том случае, если сформировать четкое большинство не удастся, глава государства – а он обязан это сделать в соответствии с Конституцией и действующим законодательством – внесет на рассмотрение депутатов кандидатуру премьера, который предложит свою команду. И по истечении 45 дней, положенных по закону, будет сформировано правительство по модели кабинета Брагиша, пусть и без явной политической поддержки парламента. Вот – три сценария. Ну, а четвертый и так у всех на устах: досрочные выборы – если провалятся первые три варианта!

Свободная Европа: Как долго, г-н Волницкий, могут продлиться дискуссии, после которых не останется никаких вариантов? Как много времени есть у партий?

Игорь Волницкий: Если абстрагироваться от сроков, о которых я уже упомянул, то, думаю, ближе к Пасхе наступит какая-то ясность. Ни партии, участвующие в поствыборных переговорах, ни глава государства не могут до бесконечности тянуть с этой политической неопределенностью. До пасхальных праздников ситуация как-то разрешится, и станет более или менее ясно, кто и в какой формуле будет управлять страной в ближайшее время. Либо – досрочные выборы.

XS
SM
MD
LG