Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, которая в четверг побывала с визитом в Кишиневе, выразила активную поддержку правительству Майи Санду. Совсем недавно Санду и Могерини встречались в Брюсселе, однако, по словам европейского политика, в Кишиневе гораздо лучше видны произошедшие перемены е лучшему. О месседжах Евросоюза и политических реалиях Кишинева размышляет румынский эксперт в области внешней политики Юлиан Кифу.
Свободная Европа: Верховный представитель Евросоюза Федерика Могерини посетила Республику Молдова почти сразу после того, как премьер Майя Санду побывала с визитом в Брюсселе. Могерини заявила о поддержке со стороны Брюсселя реформ в Молдове и подтвердила, что как минимум первый транш из обещанной макрофинансовой помощи в размере 100 млн евро поступит в Молдову до конца этого года. Как вы оцениваете месседжи Европы?
Юлиан Кифу: Для правильной оценки надо дождаться нового состава Еврокомиссии, потому что речь идет о людях, которые практически завершили свой мандат. Разумеется, они продолжают исполнять свои обязанности вплоть до того, как будут признаны полномочия новой комиссии, но их мнение для будущих отношений менее весомо. Это касается, в частности, г-жи Могерини, мандат которой завершится до конца года. Да, это решение комиссии, решение Совета Евросоюза, но деньги, которые поступают от Евросоюза, предназначены для проведения реформ.
Республика Молдова обещала выполнить эти реформы, но страна находится только в начале пути, а деньги, на которые Кишинев может рассчитывать в соответствии с Соглашением об ассоциации, будут поступать с учетом конкретных результатов.
Свободная Европа: Самая сложная реформа для Молдовы связана с системой правосудия...
Юлиан Кифу: Реформа в системе правосудия, как всем известно, началась не сегодня и не вчера, но идет она крайне извилистым путем, часто пробуксовывает и вызывает много вопросов. Говоря в более широком контексте, это и привело к приостановке финансирования. Но ведь и идея начать реформу с нуля тоже вызывает серьезные сомнения. На это, в частности, обратил внимание посол США в Кишиневе, говоря о том, как идет реформа в юстиции.
Если анализировать ситуацию и в Высшем совете магистратуры, и положение общего собрания судей, – которые то пересматривают, то отзывают мандаты, то видны явные недоработки. В любом случае, речь идет о проблемах, которые касаются, в том числе, реформирования всей системы. В политическом плане налицо явные попытки президента Додона заполучить и судебную власть – аналогично тому, как поступил он с Конституционным судом, как поступил – или хотел поступить – с генпрокурором, как продолжает действовать в отношении Национального центра по борьбе с коррупцией – пытается, по крайней мере…
Свободная Европа: Игорь Додон опровергает все утверждения о том, что он, якобы, хочет сосредоточить в своих руках всю власть...
Юлиан Кифу: Игорю Додону следовало бы максимально внимательно подходить к подобным вопросам. Например, можно ли считать, что в Кишиневе состав Конституционного суда сбалансирован, коль скоро г-н [Владимир] Цуркан был избран председателем КС четырьмя голосами? Есть очевидные нарушения и в том, как были избраны судьи Конституционного суда... Поэтому любое обжалование в КС новых рычагов влияния президента Игоря Додона должно, по идее, завершиться признанием неконституционными, это же относится и к совету по безопасности, с его исполнительными полномочиями…
Свободная Европа: Но ведь сам г-н Додон говорил, что тот, кто захочет действовать, как Плахотнюк, повторит его путь…
Юлиан Кифу: Да, складывается впечатление, что у него идефикс насчет Плахотнюка, что он буквально зациклен на той модели, он постоянно возвращается к этой теме, несмотря на то, что речь идет о человеке, который покинул Республику Молдова. Посмотрим, насколько функциональными окажутся международные мандаты на его задержание. Во всяком случае, недавние попытки Москвы особым успехом не увенчались!.. Интересно, почему?
Свободная Европа: И почему?
Юлиан Кифу: Понятия не имею! Наверное, есть обоснованные мотивы, по которым Интерпол не дал хода определенным преследованиям в рамках дел с политической или иной коннотацией.
Но вернемся к нашему вопросу…
Свободная Европа: Почему вы считаете, что Игорю Додону хотелось бы получить еще больше власти?
Юлиан Кифу: Я бы сформулировал вопрос немного иначе: почему Игорь Додон получил больше власти? Согласно нормам действующей Конституции, в Республике Молдова глава государства, который избирается напрямую и, таким образом, наделен мандатом избирателей, лишен исполнительных полномочий. Но у президента Додона уже есть определенные исполнительные полномочия, которыми он себя наделил, изменив регламент о совете безопасности. И если г-н Додон не хочет становиться вторым Плахотнюком, то ему следовало бы отказаться от части полномочий. Обжалование в Конституционном суде должно привести к лишению президента Молдовы подобных прерогатив.
Во-вторых, г-ну Додону следовало бы отказаться от желания контролировать внешнеполитическую деятельность государства, а также сферы обороны и безопасности – это не входит в круг его компетенций. Он – представитель Республики Молдова, он участвует в процессе назначения послов, однако определяющая тут роль – за правительством и парламентом, после решения которых президент подписывает указы о назначении дипломатов. Которые, кстати, не должны быть политически ангажированными, и если они зависят от политических факторов, то их кандидатуры следует отклонить.
Перед ним начинают открываться двери, что лишает проевропейскую власть части полномочий…
Г-ну Додону следовало бы разобраться с обязанностями, которые он стремится взять на себя. Они, возможно, не всегда вычислимы, но точно находятся вне рамок конституционного поля. Например, если г-н Додон едет в ООН и не зачитывает – по пунктам! – текст, подготовленный министерством иностранных дел, то это означает, что он не представляет позицию Республики Молдова.
Свободная Европа: Кстати, а как вам его речь в ООН?
Юлиан Кифу: Очень слабая речь. Это было выступление не представителя Республики Молдова, а России, он был рупором России, который занят решением собственных проблем, в том числе финансовых…
Свободная Европа: Почему вы говорите «рупор России»?
Юлиан Кифу: Направление его выступления было...
Свободная Европа: Игорь Додон уверен, что он говорил о состоянии молдавской нации!,.
Юлиан Кифу: То есть, говорил о выводе российских войск? Или говорил об оккупации? Говорил о боеприпасах, которые никак не вывезут? Говорил о Стамбуле-1999, о финальной резолюции саммита ОБСЕ? Говорил о соглашении Ельцина и Снегура, которое завершило вооруженный конфликт на Днестре в 1992 году?
Действительно актуальные вопросы он не поднимает, он выбирает темы по собственному усмотрению, обходя вопросы и месседжи МИДа. И во-вторых, не следует забывать о том, что его речи там должен готовить не советник главы государства, а министр иностранных дел. И если г-н Додон не представляет Республику Молдова – я тут говорю о том, что он не придерживается текста, разработанного и утвержденного министерством иностранных дел, то это значит, что он представляет самого себя и выступает от своего имени. Поэтому ему полагалось бы оплатить поездку в Нью-Йорк и обратно из собственного кармана.
Частично ответственность здесь должно разделить и правительство – в том плане, что что г-ну Додону было позволено отправиться в Нью-Йорк, где ему, персонажу, изолированному на международном уровне, была предоставлена одна из самых высоких международных трибун. Получается, перед ним начинают открываться двери, что лишает проевропейскую власть части полномочий…
Свободная Европа: Вы говорите о некой изоляции, но перед тем, как отправиться в Нью-Йорк, Игорь Додон побывал в Брюсселе, где встретился с высокопоставленными чиновниками Евросоюза, включая генсека НАТО.
Юлиан Кифу: Есть международные, межнациональные организации, с которыми Республика Молдова поддерживает отношения. Но это не значит, что президент не изолирован. Вы посмотрите на его маршруты – Москва, еще раз Москва, и снова Москва… Да, еще был Иран и шахматный фестиваль, и еще пара поездок в Стамбул. А где европейские государства, где соседи Республики Молдова – Румыния и Украина, других-то нет?..
Сейчас г-н Додон находится в полной изоляции, у него нет никаких международных визитов, но если ему начнут предоставлять доступ к внешнему пространству, он окажется в выигрышном положении, его позиции укрепятся – и он начнет получать приглашения, и не только в Париж для участия в мероприятиях рядом с Путиным, но и по поводу двусторонних визитов в какие-то третьи страны Европы... Поэтому я и говорю, что доля ответственности лежит и на правительстве, и на парламенте – в том, что перед ним открывается более широкое пространство. Это одна из ошибок нынешней власти. И не единственная, кстати. Есть и другая, еще более серьезная…
Идея состоит в том, что существуют два государства, и из них мы делаем одно общее – и предоставляем Приднестровью право вето
Свободная Европа: Какая именно?
Юлиан Кифу: Вице-премьер, который занимается приднестровской проблематикой, – единственный член кабмина, неподконтрольный ни одной парламентской комиссии. Значит, в парламенте Республики Молдова приднестровская тематика важна, эти проблемы обсуждаются, и есть вице-премьер по реинтеграции, но вот парламентской комиссии, которая курировала бы приднестровский вопрос, нет!?
Свободная Европа: А раньше разве была подобная комиссия?
Юлиан Кифу: Но ведь раньше и [бывший] советник президента, министр по реинтеграции не выступал с собственными инициативами, которые, возможно, появляются с чьей-то подачи, возможно – отправляются по факсу из определенных столиц…
Свободная Европа: Вы считаете, что в аппарате президента готовят для Приднестровья проект о статусе?
Юлиан Кифу: Г-н Додон уже очень давно вынашивает этот проект!..
Свободная Европа: Без того, чтобы согласовать его с правительством?
Юлиан Кифу: Без. И в Мюнхене г-н [Василий] Шова в качестве советника президента продвигал этот проект, «выгуливал» он его и в других столицах, а это наводит на размышления…
Свободная Европа: А разве вы знаете содержание этого проекта?
Юлиан Кифу: Разумеется! Проект предусматривает общее государство. Идея состоит в том, что существуют два государства, и из них мы делаем одно общее – с двухпалатным парламентом и разделом власти, и мы предоставляем Приднестровью право вето – помимо пропорционального представительства – и чем это не реинтеграция двух государств?
Свободная Европа: Премьер Майя Санду решительно отвергла такой вариант.
Юлиан Кифу: Майя Санду – премьер-министр, и у нее есть заместитель, который занимается реинтеграцией. Может, первое, что надо сказать г-ну Шове, – это то, что подобные вопросы не являются приоритетом правительства, что все, о чем он собирается заявлять публично, следует предварительно согласовать с офисом премьера, с МИДом, с парламентским большинством и – да, с парламентской комиссией по вопросам реинтеграции, по приднестровской тематике… В парламенте Республики Молдова есть специалисты, которые хорошо знакомы с этим вопросом. Оазу Нантой, например!.. Во всяком случае, оставлять этот вопрос без контроля недопустимо.
Подобная бесконтрольность на фоне самовольного блокирования других инициатив – и фокус повестки меняется, и вместо того, чтобы заниматься реформами, мы зацикливаемся на гипотетическом «молниеносном» решении по приднестровскому направлению, в котором очень нуждается Игорь Додон для того, чтобы на выборах в следующем году остаться на второй срок.
Любой шаг – и верный, и не верный – приносит определенные последствия, и все они являются результатом решений политиков Молдовы
Свободная Европа: И в Молдове растет число тех, кто недоволен действиями Додона – это и политики, и аналитики, и эксперты, но и он, в свою очередь, не скупится на критические оценки в адрес правительства. Говорит, что необходимо улучшать управление страной – и опасается возможного распада коалиции…
Юлиан Кифу: Иными словами, не только безопасность, оборону и внешнюю политику он взял под свой контроль, но и реинтеграцию, и с помощью «своих» министров хочет получить еще и половину правительства, а также разделить министерство культуры, чтобы одна часть досталась ему, и еще, если это будет возможно, то и здравоохранение поделить, не говоря про министерство иностранных дел, о котором он так давно мечтает.
Свободная Европа: Досрочные выборы – более реальный вариант, чем сохранение коалиции?
Юлиан Кифу: Пока это лишь вариант, с которым надо определиться. С другой стороны, если мы говорим о президенте и Партии социалистов, то они становятся «рукопожатными» на международном уровне – с подачи тех, кто относился к ним толерантно. А если после выборов они получат легитимность на местах, которая укрепит их позиции, – то что им еще будет нужно?
С другой стороны, сейчас действительно очень сложный период – и с финансовой, и с экономической точек зрения страну ждет кризис, грядет зима, и есть большие проблемы и на энергетическом уровне, и с трехсторонним соглашением с Украиной, и с поставками газа. Проблемы, сплошные проблемы, так что «витринное» правительство, на котором Додон сможет отыграться – как раз то, что нужно. Он, по возможности, сохранит нынешнюю власть как можно дольше, но при этом постепенно отбирая полномочия исполнительной ветви.
Я даже удивляюсь его бывшей Партии социалистов, которая терпеливо ждет, пока г-н Додон вернется из Москвы со списком предписаний, удивляюсь, что ПСРМ мирится с тем, что ее неформальный лидер лишен чувства собственного достоинства и не может принимать самостоятельных решений, в том числе по пророссийскому сегменту с его нестандартными составляющими. Хотя чему удивляться, если социалисты согласились полным составом своей парламентской фракции поехать в Москву, в Госдуму…
Свободная Европа: И какой сценарий вам представляется наиболее благоприятным при нынешних обстоятельствах и сложившейся конъюнктуре?
Юлиан Кифу: Сценарий, которому отдадут предпочтение граждане Республики Молдова.
Любой шаг – и верный, и не верный – приносит определенные последствия, и все они являются результатом решений политиков Республики Молдова.