Linkuri accesibilitate

Виорел Чиботару: «Все наши системы безопасности скомпрометированы и взломаны»


Майя Санду дает четкий сигнал о том, что она хочет переориентировать внешнюю политику Республики Молдова: во вторник у нее состоялись телефонные переговоры с генсеком НАТО — о будущем сотрудничестве Североатлантического альянса и Молдовы. Несколько дней назад в Кишиневе впервые за пять лет побывал президент Румынии Клаус Йоханнис, а на 12 января запланирован первый визит Майи Санду — в Украину.

В ходе переговоров с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом президент Майя Санду отметила, что Республика Молдова приступила к реформе сектора безопасности и к модернизации армии — в том числе, благодаря партнерским отношениям с Североатлантическим альянсом. Майя Санду поблагодарил генсека НАТО за «многолетнюю поддержку и партнерство», а также за предоставленную помощь и медицинское оборудование для борьбы с коронавирусом.

Проблемы сотрудничества Молдовы и НАТО, а также приоритеты безопасности — в интервью с бывшим министром обороны, главой Европейского института политических исследований Виорелом Чиботару.

Виорел Чиботару: Для разговора президента с генсеком НАТО была и конкретная причина — 1 января вступил в силу новый Индивидуальный план действий партнерства Республика Молдова и Североатлантического альянса, этот план был на год отложен правительством г-на Кику, а прежний завершился в 2019 году. План оканчивается каждые два года, но новый вариант был готов еще в конце 2019-го.

Но в 2020 году, по сути, документ положили под сукно. Консультации с экспертами и с гражданским обществом не проводились, и только в ноябре план был подписан г-ном Кику. Соглашение вступило в силу 1 января.

Пока никакой конкретики там нет, я посмотрел текст — и увидел, что это план крайне минимальных амбиций в отношении проблем, стоящих перед Республикой Молдова, в отношении реформ сферы безопасности, чем, собственно, и наполнено сотрудничество с Североатлантическим альянсом.

Свободная Европа: Но если у нас правительство возглавляет временный премьер-министр, то не останется ли лежать программа сотрудничества по-прежнему под сукном?

Виорел Чиботару: Нет. Это рамочный документ, который дополняет план действий, и не было никаких серьезных изменений ни в плане, ни в тематическом содержании индивидуального плана.

Другое дело, что некоторые программы заморожены, и сотрудничество — минимальное, но ведь оно не закрыто! Хотя — да, кое-что было отложено в связи с пандемией и неким политическим отторжением... А прочее сотрудничество продолжается, хотя и без особого энтузиазма и без особой отдачи — никаких контактов, никаких учений не было. Впрочем, если мы говорим о законодательной части, предполагающей, что Республика Молдова проводит реформирование различных институтов в секторе безопасности, то здесь мы видим примеры исключительно антиреформ — и их откладывания, отказа от того, что уже было начато.

Причем речь идет не только о министерстве обороны или министерстве иностранных дел — эти два учреждения фактически и обеспечивают выполнение Плана действий, — но и о других структурах. Рассмотрим, например, реформу юстиции, реформу Национальной армии, реформу Службы информации и безопасности, реформу войск карабинеров, проблемы кибербезопасности, и так далее... Или — программы по борьбе с коррупцией, проекты по консолидации армии, программы в области безопасности! — да наши слушатели тут могут хохотать!..

В общем, у нас есть откровеннейшие примеры политической коррупции, институциональной коррупции — и примеры подавления инициативы и энтузиазма людей, без которого сотрудничества просто не бывает, без которого надеяться на эффекты и достижение основной цели смысла нет. А цель состоит в формировании климата безопасности — и в стране, и в регионе, и на континенте.

Свободная Европа: Президент Майя Санду поблагодарила генсека НАТО за многолетнюю поддержку и успешное партнерство с Республикой Молдова, в том числе, за помощь в предоставлении медицинского оборудования для предотвращения распространения COVID-19. Также она заявила, что сотрудничество с НАТО, в том числе, способствовало налаживанию внешних связей, помогло начать реформу сферы безопасности, а также модернизации Нацармии. Скажите, как сейчас идет процесс модернизации Национальной армии?

Виорел Чиботару: Мы все еще остались на уровне 2015-16 гг., — после 2016 года начался регресс...

Свободная Европа: Это началось после прихода Игоря Додона на пост президента Республики Молдова?

Виорел Чиботару: Да почему ж — и во времена Плахотнюка тоже самое было, потому что Плахотнюк не был заинтересован в развитии сектора безопасности. Потом они вообще изменили парадигму реформы, включая программы по усилению военного потенциала Национальной армии. Ведь без современной техники и средств защиты, без изменения методик обучения, без подготовки к войнам XXI века мы не можем говорить о том, что у нас есть Национальная армия. Да, пусть, давайте называть — «парамилитарные структуры», но! Но только не армия!

Словом, начались проблемы и определился вектор еще в 2015 году. Стратегия национальной безопасности, которая появилась в 2015-м, была утверждена только в 2018 году!

Республика Молдова — в лице тогдашнего президента Тимофти, а также правительства и парламента — обратилась за помощью к Североатлантическому альянсу. В 2015 году представители всех стран-членов НАТО приехали к нам, встретились со всеми представителями вертикали и горизонтали власти, — они хотели узнать, действительно ли Республика Молдова настроена на то, чтобы проводить реформы? Действительно ли страна нуждается в помощь? И ответ был положительным.

Вот почему Североатлантический альянс решил предоставить нам помощь сверх того, что НАТО предлагает в области партнерства со странами бывшего Советского Союза. Но от Республики Молдова ожидают, как минимум, проявления ответственности и серьезности — в выполнении взятых на себя обязательств, мы должны быть партнером, которому можно доверять, на которого можно положиться.

Альянс постоянно выказывал заинтересованность в предоставлении помощи Республике Молдова. Прошлым летом у нас состоялся разговор в Центре НАТО, соучредителем которого я являюсь, — как я с гордостью повторяю!.. У меня были открытые переговоры с г-ном Джоанэ, заместителем генсека НАТО, и мы получили подтверждение серьезной заинтересованности Североатлантического альянса в поддержке народа Республики Молдова — на пути прогресса и развития.

Повторюсь: правительство Додона, по сути, заблокировало весь этот процесс, и результатов у нас нет!.. Но все же важно, чего реально желает Республика Молдова.

И если Молдова действительно хочет выполнить требования Хартии ООН по сохранению мира, если Молдова намерена приложить все усилия для обеспечения защиты своей территории, если Республика Молдова серьезно относится к своим действиям на международном уровне... Увы.

Ответ отрицательный: у нас — иностранные войска на территории нашей республики, войска Российской Федерации, которые незаконно находятся здесь уже свыше 25 лет. И там же есть армия, сравнимая с армией Республики Молдова, которая абсолютно не подконтрольна международному мониторингу, которая представляет собой перманентную угрозу безопасности Республики Молдова. И к слову: Молдова ответственна и перед международным сообществом в плане обеспечения безопасности, и перед нашими соседями. Мы обязаны обеспечить мир и стабильность в Республике Молдова!

Свободная Европа: Кстати, генсек НАТО на днях заявлял, что Россия развертывает войска, не воспринимая позиции правительств соседних стран. Россия незаконно аннексирует Крым; продолжает дестабилизировать восток Украины; российские войска находятся в регионах Грузии — как и в Республике Молдова, в приднестровском регионе... Но это послание генсека было плохо воспринято в Москве, и реакция Кремля последовала незамедлительно...

Виорел Чиботару: В целом, после аннексии Крыма в 2014 году отношения между НАТО и Россией были практически полностью прекращены. И это продолжается по сей день. Безусловно, ситуация характеризует собой очень высокую степень уязвимость, в том числе, в плане безопасности Республики Молдова.

Свободная Европа: И Россия действительно боится расширения границ НАТО на восток?

Виорел Чиботару: Да, безусловно! Реально же — все аналитики отмечают, что в Российской Федерации (или в руководстве Российской Федерации) по-прежнему доминирует ряд стереотипов далекого прошлого, что там главенствуют геополитические пережитки ХХ или даже XIX века!.. Лидеры Европейского союза, стран ЕС, лидеры Североатлантического альянса много раз повторяли и подчеркивали, что они не заинтересованы в территориях, в оккупации территорий, в господстве над территориями, в расширении как таковом!

Да, они заняты расширением сферы защиты прав человека, верховенства закона, благосостояния граждан. Однако же они делают это не силой, а в соответствии с желанием людей получить доступ в цивилизацию. Но — это неприемлемо для Российской Федерации!..

Вот потому существует кардинальное отличие между взглядами политических элит в Российской Федерации — и политических элит в ряде независимых государств — скажем, в Республике Молдова и странах Балтии.

Свободная Европа: Попробуем порассуждать гипотетически: а что, если Украина станет членом НАТО? И что тогда будет с Республикой Молдова?..

Виорел Чиботару: Я считаю, что мы не должны рассуждать гипотетически, потому что и Украина, и Республика Молдова находятся в регионе, страны которого составляют Североатлантический альянс. Ладно, мы не являемся членами НАТО. И мы не стремимся стать членами НАТО — как и Финляндия, и Швеция... Но так же, как Швейцария или Австрия, как иные развитые страны, мы создаем системы защиты, системы обороны, в основе которых — права человека, свобода рынка и верховенство закона, правовое государство и все остальные ценности, которые сегодня называют евроатлантическими, европейскими ценностями.

Свободная Европа: А что делать со статусом нейтралитета? Под чьим зонтом Молдова в состоянии обеспечить собственную безопасность?

Виорел Чиботару: Это к делу не относится!.. И вообще, я даже не хочу об этом говорить.

Сегодня понятие «нейтралитет» используется исключительно для того, чтобы остановить развитие Молдовы, помешать ей стать частью цивилизованного мира

Понимание того, что на самом деле означает нейтралитет, настолько устарело... Жонглируют терминами, которые использовались века назад, которые не имеют ни малейшей связи с сегодняшним днем! Например, шведская система обороны: она куда более развита, чем у многих государств-членов НАТО. И если Швеция, скажем, захочет стать членом НАТО, то весь процесс займет неделю или две. Им нечего исправлять и корректировать. Но, в то же время, Швеция — независимая страна!

И вот еще что. Уж поверьте, я знаю, о чем говорю: не бывает решений НАТО, которые бы не учитывали интересов Швеции. И интересов Финляндии. И, подозреваю, даже интересов Республики Молдова!.. Сейчас в мире совершенно новая ситуация, которой не было в ХХ веке, и царит совсем иной менталитет.

Сегодня само понятие «нейтралитет» используется исключительно для того, чтобы остановить развитие Республики Молдова, помешать ей стать частью цивилизованного мира, частью сообщества европейских стран. Кстати, у них — не только права на получение определенных благ, преимуществ или международной помощи. У них так же есть и обязательства!

И когда я слышу, как российские официальные лица говорят, что «у нас», мол, «российские граждане в Приднестровье, которых мы должны защищать», — это ж нонсенс! Дело в том, что отнюдь не Российская Федерация должна защищать своих граждан, а Республика Молдова!.. Вне зависимости от того, являются ли они гражданами Российской Федерации, или у них тройное гражданство, включая Приднестровье и Республику Молдова. Это — ответственность Республики Молдова. И никто не в состоянии «заменить» тут Республику Молдова, «избавив» ее от этой ответственности!

Конфликт абсолютно искусственный, в реальности, конфликта между гражданами нет. Но конфликт искусственно поддерживается теми силами, которые хотят сохранить видимость надежд на восстановление «великой Российской империи».

Конфликта больше нет — нет экономических, нет социальных, нет исторических, нет геополитических причин для его существования в той или иной форме. Разве что — посредством насилия... И вот поэтому-то в XXI веке все это выглядит абсолютно невообразимо!..

Свободная Европа: А вот вопрос в контексте предстоящего визита Майи Санду в Украину — в повестке переговоров лидеров Кишинева и Киева будут фигурировать вопросы безопасности?

Виорел Чиботару: Не думаю, и не считаю нужным опять обсуждать эти вопросы — по той простой причине, что сегодня у нас правительство — враг, кабинет министров, который, по сути, застрял где-то на перепутьях молдавско-украинских, молдавско-румынских и молдавско-европейских отношений.

Приднестровский конфликт искусственно поддерживается силами, которые хотят сохранить видимость надежд на восстановление «великой Российской империи»

Быть может, они и являются экспертами, и пусть даже есть определенная институциональная связь между различными министерствами, однако, я не думаю, что г-жа президент может позволить себе на официальном уровне обсуждать детали, — вплоть до тех пор, пока бюро по реинтеграции возглавляет гражданин России, да и когда вся система безопасности в Республике Молдова серьезно скомпрометирована — и на уровне министерства обороны, и на уровне СИБа, и Нацагентства по борьбе с коррупцией, и прокуратуры, и других структур, — все они себя запятнали. То есть, практически все институты власти должны пройти проверку, пройти через процесс фильтрации, чтобы заново подтвердить патриотизм и лояльность государству Республика Молдова.

После того, как мы узнали факты, и после действий бывшего президента Игоря Додона и его окружения, после столь частых визитов в Москву, после массы действий и поступков в том, что касается наших отношений с Приднестровьем... Я считаю, что все наши системы безопасности скомпрометированы и, так сказать, они взломаны.

Ну, а вывод таков: если Республика Молдова действительно намерена рассчитывать на то, чтобы называться независимым государством, у которого есть обязательства, в том числе, и в отношениях с Североатлантическим альянсом, с государствами-членами НАТО и ЕС, включая Румынию, если мы — страна, которая стремится стать членом Североатлантического альянса и Европейского союза, так же, как и Украина, то для начала мы обязаны обеспечить неприкосновенность наших систем безопасности. И пока этого не произойдет, не думаю, что г-жа президент сможет спокойно обсуждать различные детали и вопросы.

Свободная Европа: Станут ли предметом обсуждения Майи Санду и Владимира Зеленского вопросы эволюции приднестровского конфликта?

Виорел Чиботару: Майя Санду, в принципе, готова заниматься этой проблемой и поиском решений...

Свободная Европа: И также она настаивает на необходимости ликвидации существующих схем...

Виорел Чиботару: Вне всяких сомнений, это — реальная проблема!

Свободная Европа: И она серьезно занимает г-жу Санду?

Виорел Чиботару: И ее, и точно так же — любого гражданина Республики Молдова.

Конечно, может случиться общий консенсус, но пока я не жду, чтобы начались дискуссии относительно конкретных деталей, — я говорил вам, в чем тут причина... Но, впрочем, желание начать сотрудничество есть — тут у меня сомнений нет. Во времена правления Додона все учреждения были оккупированы людьми из его ближайшего окружения, которых он впихнул, де-факто, на эти должности, — и все ради того, чтобы защищать функционирование схем. Чтобы никто не тревожил работу схем «Шерифа» или прочих комбинаций, которые обогащают лидеров Левобережья.

Свободная Европа: А вообще, может ли приднестровский регион существовать без подобных схем?

Виорел Чиботару: Конечно, он будет существовать — как регион, как часть Республики Молдова.

Не думаю, что президент Майя Санду — или президент Зеленский — должны поднимать вопрос об организации блокады, или о чем-то подобном... По сути, схемы относятся к компетенции органов уголовного преследования обеих стран, и вот тут должны быть и взаимопонимание, и совместные действия, и гармония.

В принципе, я ожидаю, что г-жа президент выскажет желание наладить подобное сотрудничество. Вместе с тем, я уверен, что для поступательного движения нам необходим такой парламент, который в состоянии гарантировать отсутствие любых лазеек, позволяющих работать этим схемам.

Также нам нужна законодательная база, карающая любые преступные действия. И тут разговор не только о наших гражданах в Приднестровье, но также и о гражданах на правом берегу Днестра. Нужно провести унификацию и оптимизацию законодательных норм, правил и процедур — например, в том, что касается пограничного контроля и незаконного оборота товаров.

И, конечно, есть у нас проблема, которую мы тоже должны решить — это вопрос о вывозе или уничтожении боеприпасов со склада в Кобасне. И если мы хотим, чтобы часть этих боеприпасов была эвакуирована, что было бы вполне нормальным делом, хотя не все там, вероятно, можно транспортировать...

Свободная Европа: Транзит должна гарантировать Украина.

Виорел Чиботару: Конечно! И тут тоже нужно прийти к взаимопониманию на высшем уровне, — и вот здесь не знаю, посмотрим...

Я жду, что на первой встрече г-жа президент выскажет определенные пожелания и ожидания. Еще раз: пока в нынешнем парламенте нет вертикали власти, нет большинства, с которым может работать президент, пока нет действующего правительства, со стороны президента было бы неразумным говорить о ряде вопросов и решений, выполнение которых она пока не в состоянии гарантировать, — хотя бы и на словах!..

Предстоящий визит чрезвычайно важен. Его значение совершенно очевидно, поскольку потом будет визит в Брюссель, о котором уже объявила г-жа президент, и это не символическая поездка, — точно так же, как было и в ходе встречи с г-ном Йоханнисом. Это серьезнейшая трансформация и настоящий переворот в отношениях.

Свободная Европа: Потепление на высшем уровне в молдавско-румынском сотрудничестве...

Виорел Чиботару: Да, это оттепель. В прошлом году, когда Майя Санду возглавляла правительство, было 26 крупных приоритетных проектов, но подавляющее большинство из них — в подвешенном состоянии.

И — дополнение к тому, что было объявлено Румынией... Я не думаю, что г-жа Санду могла бы гарантировать слишком многое, пусть даже она официально говорит от имени Республики Молдова — но без правительства, без дееспособного парламента... Впрочем, хочу вас заверить: ситуация будет исправлена после досрочных выборов, после появления работоспособного большинства, которое будет отражать реальные интересы граждан, а не защищать определенные мафиозные группировки!.. Тогда дела не просто будут делаться, — это самоочевидно, но и вообще страна будет развиваться гораздо быстрее и эффективнее.

XS
SM
MD
LG