Europa Liberă просмотрела собеседования и рассказывает, кто из кандидатов задекларировал миллионы леев, кому пришлось брать деньги в долг на покупку квартиры, а кому часть денег на покупку автомобиля дал друг.
Анжела Попил. Продажа дома и покупка автомобиля
Анжела Попил возглавляла юридический департамент компании страховой компании Grawe Carat. В 2013 году она стала работать адвокатом в адвокатском бюро «Аворник и партнеры», а в 2014 году она стала руководить этим бюро.
На собеседовании 2 марта у комиссии возникли вопросы в связи с продажей дома и земельного участка в Дурлештах в 2007 году. Хотя в контракте купли-продажи указали 557 тыс. леев, кандидат сообщила, что в реальности дом продали почти в два раза дороже. На собеседовании Анжела Попил рассказала, что не помнит почему указала другую стоимость в контракте. «Вы меня спрашиваете в 2023 году, насколько этичной была та транзакция в 2007 году. [Отвечу] возможно, это было неэтичным, но, как минимум, социальная и экономическая реальность в Молдове в тот период была той, какая была», – сказала она. Также адвокат заверила комиссию, что готова заплатить налог на прирост капитала, если этого потребует Налоговая служба.
Возникли у комиссии вопросы и в связи с продажей квартиры площадью 71,6 кв м. Эту квартиру семья кандидата купила в 2007 году примерно за 395 тыс. леев, а продала в 2010 году за ту же сумму. В комиссии отметили, что по данным биржи LARA в тот период подобные квартиры стоили почти в два раза дороже. Анжела Попил ответила, что в 2023 году сложно определить, сколько стоила та квартира в 2007 году.
В 2012 году семья Анжелы Попил купила дом вместе с земельным участком за 863,8 тыс. леев. В реальности за недвижимость заплатили на 10 тыс. евро больше. По словам адвоката, на этом настаивал продавец недвижимости.
Также у членов комиссии возникли вопросы в связи с тем, что в 2015 году семья кандидата купила автомобиль Dacia Logan 2008 года выпуска за 239 евро или 5 тыс. леев. Сейчас такие автомобили 2008 года выпуска стоят от 1,3 тыс. евро до 4,7 тыс. евро.
Кандидат объяснила комиссии, что автомобиль был в очень плохом состоянии, потому что, предыдущий владелец использовал его, как такси. По ее словам, автомобиль пришлось основательно ремонтировать, в том числе заменить мотор. Документов, которые подтверждают ремонт, она не сохранила, но отметила, что комиссия могла бы получить в Агентстве госуслуг подтверждение, что автомобиль использовали, как такси. В 2019 году эту машину купил сын Анжелы Попил за 5 тыс. леев.
В конце собеседования Попил рассказала, что по ее мнению системе юстиции необходимо было «срочное вмешательство», чтобы провести аутентичные реформы. Она ожидала, что «pre-vetting» пройдет быстрее. Также она считает, что комиссии стоило по-другому расставить акценты. «Для меня, например, важен человек, который передо мной. Менее важны бумаги. Сложно сделать вывод о финансовой или этической неподкупности человека, если акценты отличаются от социальной действительности», – подчеркнула она.
Валентин Каисын. Вопросы об уголовном деле и покупке квартиры
Валентин Каисын начал работать юристом в 2000 году. Затем он стал работать секретарем судебных заседаний. С 2009 по 2011 год он преподавал на факультете права в Госуниверситете, а с 2011 по 2014 год работал судьёй. В 2017 году он открыл собственный адвокатский кабинет.
На собеседовании 6 марта у комиссии возникли вопросы в связи с покупкой квартиры площадью 43,7 кв.м. Квартира стоила 33 тыс. долларов. Большую часть денег 21,5 тыс. долларов он заплатил наличными. В контракте указано, что еще 11,5 тыс. долларов он заплатил 12 ноября 2022 года, но денежные займы, чтобы выплатить остаток, его супруга оформила позже: 14 и 19 ноября. Каисын объяснил это тем, что владелица квартиры должна была улететь на лечение за рубеж. Поэтому она подписала контракт заранее, но ее родственники передали документ семье Каисын только после того, как они выплатили остаток.
Комиссия также поинтересовалась почему с 2018 по 2021 год он не подавал декларации о доходах и не платил подоходный налог. Каисын рассказал, что в начале карьеры у него почти не было доходов. «Если обратите внимание, увидите, что я указал кредиты, которые брал в тот период. У меня не было ни одного клиента», – сказал кандидат. Он также уведомил комиссию, что подал все декларации в феврале 2023 года. По подсчетам налоговой службы, он задолжал 72 тыс. леев (подоходный налог) а также должен выплатить пеню 20 тыс. леев. Каисын заверил комиссию, что оплатил почти всю сумму: ему осталось доплатить только 9 тыс. леев.
Еще серия вопросов была связана с дисциплинарным предупреждением, которое он получил в 2019 году. На него подала жалобу мать одного из клиентов, которая посчитала, что он недобросовестно выполнял обязанности адвоката. Также она пожаловалась на то, что он трижды заключил контракты о предоставлении услуг, но не выдал чеки.
По словам Каисына, он представлял интересы ее сына по двум уголовным и трем гражданским делам. Адвокат рассказал, что с подзащитным было сложно работать, потому что он часто пропускал заседания. В один из дней адвокат звонил ему 43 раза, чтобы вызвать в суд. Также Каисын рассказал, что пропустил одно заседание из-за болезни, но именно тогда прокурор подал ходатайство об аресте его подзащитного. По его словам, именно из-за смены меры пресечения с ним разорвали контракт. Несмотря на это, адвокат обратился в Апелляционную палату и потребовал освободить подзащитного.
Также у комиссии возникли вопросы в связи с уголовным делом о хулиганстве, которое завели против кандидата летом 2022 года на основании жалобы соседа и жены. По словам кандидата, сосед припарковал машину возле детской площадки, наехав на дерево. Он проигнорировал многочисленные просьбы детей и соседей, которые требовали, чтобы он припарковал машину в другом месте. Каисын обратился к нему с той же просьбой, но в результате конфликта ударил его. Жена соседа на него напала, и он ее оттолкнул (женщина утверждает, что он ее ударил). Отвечая на вопросы комиссии он подчеркнул, что «поступил по-мужски». Он предположил, что комиссия уже приняла решение исключить его из конкурса. «Но, к сожалению, я не могу ничего изменить», – подчеркнул он.
Александр Постикэ. 9 тыс. евро от друга и туристический пансионат
Александр Постикэ открыл свой адвокатский кабинет в 2006 году. Кроме того, с 2005 по 2021 год он был программным директором в ассоциации Promo-LEX (курировал права человека). С 2021 года он является советником по стратегическому развитию в той же ассоциации. С февраля 2022 года он является членом дисциплинарной коллегии при Высшем совете магистратуры.
На собеседовании 7 марта у комиссии возникли вопросы с покупкой автомобиля Audi Q5 в 2020 году. Постикэ обменял свой автомобиль марки Honda CR-V на автомобиль Audi Q5 и доплатил владельцу разницу в цене – 9 тыс. евро. Эти деньги Постикэ получил в дар от своего друга. По словам кандидата, доход его друга позволял ему сделать такой подарок, в благодарность за многолетнюю помощь. Постикэ уточнил, что деньги не были оплатой за его услуги.
Еще серия вопросов комиссии была связана с туристическим пансионатом в Резине. Семья Постикэ купила участок и дом в 2006 году. Спустя 10 лет, в 2016 году, семья Постикэ получила авторизацию на постройку. При этом некоторые строительные работы начали на год раньше. Пансионатом управляет компания, которую жена Постикэ основала еще в 2010 году, но до 2020 года компания не работала. Постикэ передал пансионат компании жены. Компания должна вернуть ему около 900 тыс. леев. Постикэ объяснил, что речь идет о деньгах, которые он вложил в строительство и одолжил на зарплаты сотрудникам. «Я перечислял деньги компании, компания платила налоги государству», – отметил он. На собеседовании кандидат рассказал, что с 2018 по 2021 год его «чистый» доход составил около 5,5 млн леев. Таким образом, у него были средства, чтобы вложить в строительство. По его словам, пансионат не приносит ожидаемого дохода из-за эпидемии коронавируса и войны:
доход компании в 2021 году составил 120 тыс. леев ( за организацию мероприятий и аренду комнат).
Александр Ротарь. Накопленные миллионы и увольнение с должности судьи
Александр Ротарь работал судьей с 2004 по 2014 год. Затем он начал работать адвокатом в бюро «Parteneriat Academic pentru Justiție». На собеседовании 9 марта одна из членов комиссии «pre-vetting» Татьяна Рэдукану взяла самоотвод. Рэдукану была одним из членов ВСМ, который в 2014 году принял решение об увольнении Ротаря с поста судьи. Обстоятельства увольнения также обсудили на собеседовании. По данным комиссии ВСМ получил заключение от Службы информации и безопасности (СИБ) о том, что Ротарь и еще несколько судей, якобы являются «факторами риска» и проявили «предвзятое отношение» по нескольким делам. Комиссия попросила Ротаря объяснить, что именно имел в виду СИБ, поскольку в решении ВСМ не было конкретных причин. Кандидат рассказал, что ВСМ не сообщил ему больше деталей, чем указал в решении. Он подчеркнул, что «члены ВСМ понимали, что совершают беззаконие» и поэтому в решении написали, что он уходит в почетную отставку. Кандидат отметил, что хотя СИБ признал его «фактором риска» в связи с решением, у спецслужбы не было вопросов к судьям из вышестоящих инстанций, которые оставили его в силе.
Ротарь попытался оспорить в суде только заключение СИБа. Он рассказал комиссии, что не стал обжаловать само решение об увольнении потому, что устал от работы, а к тому же, видел плохое отношение общества к судьям. По его словам, противостояние с ВСМ могло повлечь негативные последствия: «против судей начинали заказные уголовные дела. Государство было захваченным».
Большую часть собеседования комиссия посвятила обсуждению доходов и расходов кандидата. По подсчетам комиссии, расходы Ротаря превышали его доходы. Члены комиссии просили разъяснить некоторые моменты связанные с расхождениями, но Ротарь настаивал, что его расходы не превышали доходы. Он утверждал, что «данные не противоречат друг другу», а вопросы возникли из-за разной интерпретации.
Например, в декларации о доходах за пять лет, которую он подал комиссии, было указано, что в начала 2020 года у него было 2,889,734 леев. В ответе, письменном ответе, который он дал комиссии позднее, речь шла о том, что у него было 331 тыс. леев наличными.
Ротарь объяснил, что часть денег были займом, который он дал одному экономическому агенту. Он указал его в декларации за пять лет, но не указал в ответе для комиссии, потому что тогда его спросили сколько денег у него было наличными или в банке. «Комиссия предлагает декларировать наличные, которые у меня есть. Очевидно, что я указал деньги, которые у меня были», — сказал он. В комиссии отметили, «что поняли его объяснения».
По плану минюста, комиссия «pre-vetting» должна проверить кандидатов в специальные комиссии при Совете магистратуры и Совете прокуроров. Этим комиссия предстоит провести проверку всех судей из суда Кишинева, всех прокуроров Кишиневской прокуратуры.
Кроме того, минюст планирует проверить всех судей ВСП и претендентов на работу в ВСП. Для этого создадут специальную комиссию «№2». Сложность заключается в том, что в феврале 2023 года 20 судей ВСП написали заявления об отставке. Первые заявления об отставке вступили в силу 1 марта, а последние вступят в силу в середине апреля. Тогда в ВСП останутся работать пятеро судей. Фактически работа ВСП будет заблокированной. По плану минюста, в ВСП должно быть 20 судей: 11 карьерных судей и 9 юристов (адвокатов или прокуроров). Проекты минюста о реформе ВСП и проверке судей еще не рассмотрели в парламенте.