В нескольких СМИ и Telegram-каналах появилась информация, что 7 июня глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин устроила совещание с прокурорами и сотрудниками НЦБК на котором якобы угрожала им уголовными делами и обысками.
Также в CМИ опубликовали письмо замглавы управления уголовного преследования НЦБК Дмитрия Кучаша, адресованное главе управления внутренней безопасности НЦБК. В письме Кучаш просит защитить «достоинство и права сотрудников НЦБК». В подтверждение своих слов, он отправил 31 рапорт сотрудников НЦБК, которые присутствовали на заседании 7 июня.
В тот же вечер Драгалин написала на своей странице в Facebook, что намерена бороться с коррупцией, чтобы «помочь стране». Она напомнила, что ее назначили главой Антикоррупционной прокуратуры на пять лет: «Я не собираюсь уходить».
Между тем, официально ни Антикоррупционная прокуратура, ни Наццентр борьбы с коррупцией не подтвердили и не опровергли информацию об инциденте. В пресс-службе Антикоррупционной прокуратуры корреспонденту Europa Liberă сообщили, что не будут давать комментариев, а в пресс-службе НЦБК отметили, что «пока не комментируют».
Публичный обмен обвинениями
Впервые о разногласиях между НЦБК и Антикоррупционной прокуратурой заявил глава НЦБК Юлиан Русу на заседании парламента 12 мая. По его словам, отношения между НЦБК Генпрокуратурой и Антикоррупционной прокуратурой стали «неясными в последнее время».
«Я бы хотел, чтобы они оставались хорошими, особенно когда мы обсуждаем резонансные уголовные дела об отмывании денег в сотнях миллионов леев, где [прокуроры] не видят повода для обоснованного подозрения, в замен если находится несчастный врач, который берет 500 леев за медицинские услуги, тогда нет проблем и камеры наблюдения поставить и телефонные звонки прослушать», — сказал Русу. По его словам, были случаи, когда прокуроры незаконно закрывали уголовные дела, расследование которых начало его ведомство.
После этого Генеральная и Антикоррупционная прокуратуры опубликовали совместное заявление, в котором раскритиковали выступление Русу. Они назвали слова глава НЦБК «безответственными, манипулятивными и неправильными». Прокуроры осудили Русу за попытку их очернить и предположили, что он выступает против того, чтобы в Молдове ликвидировали НЦБК, создав аналог румынского Нацуправления борьбы с коррупцией (DNA). «Прошло время, когда можно было показывать пальцами между учреждениями, ответственные за борьбу с коррупцией», — отметили в пресс-сообщении.
И.о. генпрокурора Ион Мунтяну дал комментарий СМИ, в котором заявил, что выступление Русу это вмешательство в работу следствия, и может стать поводом для уголовного преследования за превышение полномочий.
В эфире телепередачи президент Майя Санду сказала, что взаимные обвинения между двумя учреждениями, отвечающими за борьбу с коррупцией — «это совсем не хорошо». Она намекнула, что это может навредить евроинтеграции Молдовы.
«Последнее, что я хочу видеть в отчете Европейской комиссии, — это спор между главами НЦБК и Антикоррупционной прокуратуры. Здесь каждое учреждение должно приступить к работе, потому что им предстоит многое сделать», — сказала президент.