Судьба предыдущей переговорной платформы «5+2» до сих пор неизвестна — два ее участника-посредника (Россия и Украина) на поле боя, поэтому Кишинев и Тирасполь пытаются держать на плаву отношения всеми возможными способами и обсуждать проблемы, спровоцированные в том числе войной, вместе.
Бывший вице-премьер Молдовы по реинтеграции Александр Фленкя, который недавно возглавил Объединенную контрольную комиссию (ОКК) по Приднестровью, считает, что сейчас Кишинев и Тирасполь, несмотря на многочисленные разногласия и различия во взглядах, вынуждены совместно обсуждать и решать проблемы, которые их затрагивают.
Одна из таких проблем, которую сторонам удалось решить, по крайней мере на короткое время – энергетический вопрос, ударивший по экономике и энергетической стабильности Кишинева с Тирасполем.
«Мы действуем предсказуемо и последовательно»
Сейчас Фленкя не видит «ничего нового» в нынешней динамике взаимоотношений между властями на обоих берегах, точно также, как не видит новинок и в риторике Тирасполя, который в последнее время все чаще не доволен и высказывает свою «озабоченность» процессами на правом берегу.
Кишинев принял в первом чтении поправки в уголовный кодекс, позволяющие внести наказание за «сепаратизм».
Как они будут работать на практике, пока неизвестно, поэтому Тирасполь ими и обеспокоился, и даже обещал придумать «ответные меры» для Кишинева. Беспокоятся в Тирасполе и поставкой немецких бронетранспортеров в Кишинев, говоря о «нарушении стабильности в регионе».
Кишинев же не видит в этом поводов для беспокойства и настаивает на мирной реинтеграции. «Мы действуем предсказуемо и последовательно и решаем текущие проблемы с точки зрения процессов реинтеграции», — заявили в Бюро реинтеграции в ответ на вопросы, адресованные Europa Liberă.
«Но кризиса точно нет»
Александр Фленкя считает, что Тирасполь тоже предсказуем в своих заявлениях, но «не всегда действует в настоящих интересах жителей левобережья».
«Мы понимаем, что есть вещи, которые Тирасполь будет говорить в любом случае. Некоторые из них обоснованы, а некоторые и вовсе субъективны и не отражают настоящих интересов жителей этого региона», — говорит Фленкя, настаивая на важности и необходимости дискуссий.
В каком именно состоянии сейчас находится переговорный процесс в Бюро реинтеграции сказать не могут, но считают его сложным, с множеством взаимозависимых факторов: «Поэтому нам и тяжело оценить переход от одного этапа к другому».
Фленкя утверждает, что отношения Кишинева и Тирасполя еще не перешли в стадию кризиса, хотя и находит их напряженными.
«Кризиса точно нет. Да, напряженно. Так было всегда, а теперь у нас есть еще один фактор напряженности — война», — подытожил глава ОКК Фленкя.