Linkuri accesibilitate

Ион Ляху: «С трудом верится, что Владимира Путина сегодня может интересовать приднестровский вопрос»


Игорь Додон и Вадим Красносельский в Холеркань
Игорь Додон и Вадим Красносельский в Холеркань

Бывший член ОКК — о заявленной встрече Игоря Додона и Вадима Красносельского

Президент Игорь Додон и лидер Приднестровья Вадим Красносельский встретятся 25 апреля, но где именно – пока не решено, сообщает пресс-служба главы государства. Повестка встречи не обнародована. Пресс-секретарь президента Максим Лебединский сказал, что не может сообщить никаких подробностей относительно вопросов, которые планируется обсудить. В прошлом году Игорь Додон и Вадим Красносельский встречались несколько раз, но в последнее время приднестровский лидер высказывался о Додоне предельно критически. Своим мнением о развитии переговоров по приднестровскому урегулированию поделился бывший член Объединенной контрольной комиссии (ОКК) Ион Ляху.

Свободная Европа: Известно, что глава государства Игорь Додон встретится с главой приднестровского региона Вадимом Красносельским. Что в их силах решить?

Ион Ляху: За год с лишним накопленный ими опыт встреч и попыток что-то решить «в верхах» показал несостоятельность подобных намерений, решений и соглашений по предельно простой и очевидной причине. Додон не располагает административной или какой-либо иной властью в Республике Молдова.

Бывший член ОКК Ион Ляху
Бывший член ОКК Ион Ляху

Все, что предлагает Кишинев, – абсолютно все, что он предлагает! – если это хотя бы на йоту не подходит «Шерифу», не соответствует интересам структур, управляющих ситуацией на левом берегу Днестра, – все это с ходу отклоняется. Более того, если внимательно проанализировать поток договоренностей и соглашений, приведших в восторг весь политический мир на Западе и Востоке осенью прошлого года, то нетрудно заметить, что все они полностью устраивают Тирасполь, отвечают его интересам.

Свободная Европа: После подписания известного пакета договоренностей между Кишиневом и Тирасполем в декабре прошлого года что конкретно удалось выполнить?

Ион Ляху: Во-первых, есть решение официального Кишинева о применении апостилирования дипломов приднестровских вузов – это уже «прибито гвоздями». Во-вторых, значительно снизилась арендная плата для молдавских школ с преподаванием на латинской графике, плата сейчас чисто символическая.

В-третьих, все меньше делается попыток ограничить движение – попытки еще есть, но их становится меньше. А обычно редкий день обходился без того, чтобы автобусы с учениками из Григориополя в Дороцкое не останавливали по три-четыре раза и не подвергали досмотру. Это все выполнено.

И еще один момент: говорят, что есть постановление тираспольской администрации о пересмотре решения 2014 года в отношении фермеров.

Если Додон получит власть – и парламент, и президентуру, то обязательно последуют какие-то договоренности а-ля вступление в Таможенный союз

Свободная Европа: Когда фермерам обещают безоговорочный допуск к их земельным участкам, это надо понимать, что фермерам позволят беспрепятственно проводить сев, выращивать и собирать урожай?.. Очень там все запутано, и ведь часть земель уже арендовали другие экономические агенты…

Ион Ляху: Именно поэтому я и говорил так неуверенно – очень сомневаюсь, что вопрос решен. Кроме того, решение Тирасполя вступает в силу в августе – а значит, этот сельскохозяйственный год практически потерян.

Свободная Европа: Почему только в августе?

Ион Ляху: Скорее всего, для того, чтобы лица, незаконно пользующиеся участками, успели собрать урожай. Часть земель точно засеяна и обрабатывается кем-то другим. Кроме того, наверняка присутствует какая-то надежда на то, что возникнут определенные моменты, которые позволят пересмотреть решение. Ведь только часть физических лиц – владельцев этих земель – вступает в отношения с приднестровцами, получает от них разрешение. А подавляющее большинство уступило свои права… Сумбур усугубляется еще и тем, что у приднестровцев, как известно, нет закона о частной собственности на землю. Кроме того, они не работают с посредниками: только напрямую с землевладельцами.

Следовательно, они, скорее всего, готовят какие-то хитроумные ходы, готовят препятствия для того, чтобы подтолкнуть людей «определиться», чтобы снова раздробить эти земли, расторгнуть договоры аренды... Ну, а там не заставит себя ждать появление и реальной возможности для того, чтобы подорвать этот сельскохозяйственный сегмент Республики Молдова.

Свободная Европа: Здесь, в кишиневской студии Свободной Европы, Игорь Додон заявил, что 2019 год может стать решающим для нахождения устойчивого решения приднестровского кризиса. Почему мы начали говорить о предстоящей встречи главы государства с лидером Приднестровья Вадимом Красносельским? Потому что после этого возможна встреча Игоря Додона с Владимиром Путиным. И, как заверяет молдавский президент, приднестровский вопрос фигурирует в повестке глав двух государств.

Рогозин ясно сказал, что «Россия не допустит, чтобы Приднестровье стало автономией Республики Молдова»

Ион Ляху: С трудом верится, что Владимира Путина сегодня может интересовать приднестровский вопрос. Учитывая сложившуюся ситуацию, отношения с Великобританией в связи с делом Скрипаля, учитывая другие сложные моменты, Путин прижат к стенке… И, возможно, будет подвергнут еще большему остракизму со стороны международного сообщества.

Я не верю, что ему сейчас есть дело до Приднестровья. Приднестровский вопрос никогда не рассматривался Россией отдельно, он всегда шел в связке с другими планами, связанными либо с Новороссией, либо с Молдовой, – со всей Молдовой. И именно поэтому выбор остановился на человеке, который обязательно уступит Молдову Москве!

Свободная Европа: А что за человек такой?..

Ион Ляху: Додон! Понятно же, что если Додон получит власть в Республике Молдова – и парламент, и президентуру, – то обязательно последуют какие-то договоренности а-ля вступление в Таможенный союз. И это еще не все, страшнее всего будет вступление в Организацию Договора о коллективной безопасности, в ОДКБ, а это значит, что на второй же день российские танки выстроятся вдоль Прута, и на соответствующих полигонах появятся ракеты.

Приднестровье еще с 2017 года должно было пересмотреть законодательство и ввести НДС

Именно в этом и состоит все дело, и говорить, что приднестровское урегулирование не за горами, и что решающим элементом достижения прогресса станет встреча Додона с Красносельским, – это, по меньшей мере, наивно. Более того, если вы внимательно следили за последними заявлениями Рогозина и Лаврова, то становится ясно, что Россия «никогда не допустит деградации статуса Приднестровья». Казалось бы, о деградации какого статуса идет речь, ведь Приднестровье является составной частью суверенной и независимой Республики Молдова?..

Молдова считает Приднестровье составной частью единого государства – автономией, широкой автономией, узкой автономией или какой-то там еще, – но автономией. А Рогозин ясно сказал – наверное, язык у него опередил мысли, что «Россия не допустит, чтобы Приднестровье стало автономией Республики Молдова». А ведь без этого разрешение конфликта невозможно.

Свободная Европа: Кишинев и Киев пытаются наладить контроль на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Недавно стало известно, что совместный контроль введен по всему периметру. Это вселяет надежду?

Ион Ляху: Да, это очень важный сигнал, и он действительно вселяет надежду, – но только с другой стороны. Проблема в том, что не только политики решают приднестровский вопрос, этим занимаются еще и бизнесмены, люди, доходы которых напрямую зависят от конкретной ситуации.

Ходят разговоры о том, что некоторое сближение Кишинева и Тирасполя обусловлено позицией «Шерифа», владеющего предприятием «Тиротекс», которое, в свою очередь, повлияло на европейские структуры с тем, чтобы режим торговых преференций для Приднестровья был продлен еще на некоторое время.

Свободная Европа: Вы имеете в виду Соглашение о свободной торговле с ЕС?

Ион Ляху: Да. Дело в том, что, согласно договору о свободной торговле, Приднестровье еще с 2017 года должно было пересмотреть законодательство. Прежде всего, ввести налог на добавленную стоимость. Так называемый премьер-министр Приднестровья Мартынов сказал, что не собирается вводить этот налог, потому что для этого нет ни правовых возможностей, ни кадров, которые обеспечили бы переход на новую систему налогообложения. Они используют предельно простую схему налогообложения: получил 1000 рублей, из них 500 отдаешь государству, а 500 остаются тебе. И все.

Свободная Европа: Так могут ли совместные молдавско-украинские инициативы сдвинуть воз с места?

Все, что предлагается сегодня, однозначно не идет на пользу Кишинева

Ион Ляху: Да, они уже его сдвинули. И самое главное – в том, что резко выросли поступления в бюджет, и от торговли с Западом, с Европейским союзом, и от торговли с Востоком, с Таможенным союзом. И довольно заметно вырос товарооборот: с Польшей – в 13 раз, с Румынией на 50%, еще с Германией… Сбывается металл, хлопок «Тиротекса», внушительная часть алкогольной продукции, обувь, и в итоге приходят деньги. Чем это объясняется? Украина помогла наладить контроль, и приднестровцы уже не могут, как прежде, экспортировать/импортировать товары безо всякого учета. Они вынуждены все это оформлять должным образом, и в результате поступления в бюджет выросли.

Свободная Европа: А Тирасполь выступает против совместного контроля на приднестровском сегменте молдавско-украинской границы…

Ион Ляху: Это голос Игнатьева и голос Сафонова – то есть, тех, кто специально поставлены для того, чтобы не допустить никакого сближения между Кишиневом и Тирасполем. Но бизнесмены, которые хотят и дальше работать, не видят в этом ничего плохого: зарегистрируйся в Кишиневе как экономический агент – и работай себе на здоровье, импортируй все блага мира.

Свободная Европа: Одна из договоренностей, которая обсуждается сегодня, касается номерных знаков приднестровских автомобилей. Вы что по этому поводу думаете?

Ион Ляху: Я думаю, это станет камнем преткновения в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, – если Кишинев не пойдет на очередную серьезную уступку. Скажу еще раз: все, что предлагается сегодня, однозначно не идет на пользу Кишинева. Так и в этом случае, потому что обсуждаемая система необязательно предусматривает регистрацию автотранспорта в Кишиневе.

Свободная Европа: Вы говорите об уступках со стороны Кишинева, а представители власти называют это шагами к реинтеграции двух берегов Днестра.

Пусть они ставят там своих пограничников, сколько влезет, пусть режутся в карты круглые сутки

Ион Ляху: Пусть те, кто называют это «движением к реинтеграции», докажут, что использование транспорта, не зарегистрированного в Кишиневе, способствует реинтеграции!

Свободная Европа: Но в целом все эти договоренности могут же вести к урегулированию приднестровской проблемы…

Ион Ляху: Я принесу свои извинения всем радиослушателям Свободной Европы, если все будет именно так. Повторюсь: за исключением проблемы школ с преподаванием на латинской графике, да еще, возможно, в какой-то мере, очень и очень незначительной, вопроса земельных участков, – все остальные договоренности идут в ущерб Республике Молдова. Увидите, сколько проблем у нас еще будет с мостом…

Свободная Европа: Мост в Гура-Быкулуй?

Ион Ляху: Разумеется. Они же там строят…

Свободная Европа: Тирасполь установил там свой контрольный пункт.

Ион Ляху: Мало сказать – они установили контроль, они там строят терминал с таможенными постами, с налоговой, с пограничниками, и т.д.

Когда есть миротворческая миссия, и когда, казалось бы, ее следует использовать как раз для сокращения численности неавторизованных военнослужащих, находящихся в Зоне безопасности, они, напротив, усиливают активность. Представьте себе, какой терминал там будет!..

У Кишинева нет опыта, и он не в состоянии четко сформулировать свою философию

Свободная Европа: Как тогда должен отреагировать Кишинев?

Ион Ляху: Кишиневу надо отреагировать сразу по двум направлением: прежде всего, ежедневно бомбить всех участников формата «5+2» сообщениями об этих нарушениях…

Свободная Европа: Бомбить словесно?

Ион Ляху: Да, документами, обращениями, призывами… И, во-вторых, – начать пропагандистскую кампанию с целью продемонстрировать бесполезность использования этого моста, чтобы перенаправить автотранспорт по другим маршрутам. Пусть они ставят там своих пограничников, сколько влезет, пусть режутся в карты круглые сутки, и тогда они увидят, что может быть и по-другому...

Свободная Европа: Вы хронический пессимист?..

Ион Ляху: Увы, это так.

Свободная Европа: Между тем, предлагается все-таки приступить к выработке проекта статуса для Приднестровья. Значит ли это, что политическое урегулирование приближается?

Ион Ляху: Нет! Кишинев никогда не мог похвастаться опытом выработки такого проекта. Каждый раз он либо заимствовал проект, либо просил разработать такой документ, например, «план Козака». Иными словами, у Кишинева нет опыта, и он не в состоянии четко сформулировать свою философию.

Даже если мы возьмем за основу закон 2005 года и дополним его, то все равно остаются механизмы, остаются многие другие моменты, которые необходимо как-то втиснуть в проект. Я бы сделал один шаг, первый шаг – взял бы в руки Соглашение 1992-го года…

Свободная Европа: Соглашение о прекращении огня?

Ион Ляху: …о прекращении огня. Внимательно изучил бы его, посмотрел бы, что предусматривает этот крайне позитивный документ, что выполнено, что не выполнено, и почему не было выполнено… А в качестве отправного пункта взял бы именно это: необходимость выполнения всех положений Соглашения.

Свободная Европа: То есть, искать решение на основании этого Соглашения?

Ион Ляху: Использовать это Соглашение как отправной пункт, как некий костяк, и включать затем все элементы, все направления поисков вариантов урегулирования – всеобъемлющего и окончательного.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG