Linkuri accesibilitate

Юлиан Гроза: «Далеко не все потеряно, и я верю, что саммит в Брюсселе откроет новые перспективы»


Пятый саммит Восточного партнерства пройдет в Брюсселе 24 ноября. Главы государств и правительств стран-членов ЕС и шести стран-участниц программы обсудят свое дальнейшее сотрудничество. На форуме будет дана оценка результатов, достигнутых после рижского саммита 2015 года. Евросоюз, который максимально ориентирован на конкретные результаты в рамках Восточного партнерства, наметил 20 ключевых задач на период до 2020 года. Для их достижения наращивается сотрудничество по нескольким приоритетным направлениям. Это более сильная экономика, экономическое развитие и оптимальные рыночные условия, укрепление государственных институтов, активизация сотрудничества в сфере транспорта и энергетики… О саммите и задачах для Молдовы корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу беседует с бывшим замминистра иностранных дел Юлианом Грозой.

Свободная Европа: 24 ноября в саммите Восточного партнерства в Брюсселе будет участвовать и делегация Республики Молдова. Поговорим о перспективах развития отношений между ЕС и странами Восточного партнерства. И особенно – про ожидания Кишинева…

Юлиан Гроза: Ожидания довольно умеренные – на фоне довольно высоких устремлений и амбиций как Республики Молдова, так и двух других стран, подписавших соглашения об ассоциации с ЕС, которые надеются добиться признания своих европейских перспектив. Есть и другие большие ожидания со стороны стран-участниц Восточного партнерства и, в особенности, со стороны гражданского общества этих стран. Результаты предстоящего саммита в общих чертах предсказуемы.

Наверняка в рамках саммита будут отмечены определенные достижения за последние два года, прошедшие после Рижского саммита. Все три ассоциированные страны выполняют соглашения об ассоциации, в том числе, и Украина, несмотря на более сложную ситуацию с ратификационным процессом. Все три страны пользуются безвизовым режимом с ЕС.

Если Молдова, Украина или Грузия заявляют о желании стать членами ЕС, то и Евросоюз вправе требовать конкретных результатов в поддержку этих заявлений

В свою очередь, Армении, которая является членом Евразийского союза, удалось договориться – и, скорее всего, мы станем свидетелями подписания Ереваном всеобъемлющего договора о партнерстве с ЕС, – это практически идентично Соглашению об ассоциации, но без важного компонента, связанного с экономической интеграцией и зоной свободной торговли.

Самое интересное, что в последнее время и отношения с Белоруссией получили новую, более позитивную динамику. Сам факт, что президент Лукашенко получил официальное приглашение на саммит, свидетельствует о положительных сдвигах в отношениях с ЕС, особенно если учесть, что к концу года Белоруссия надеется согласовать с ЕС так называемые «приоритеты партнерства». Это аналогично тому, что связывает Молдову с ЕС в рамках Соглашения об ассоциации.

Больше всего проблем в области прав человека и демократии по-прежнему у Азербайджана, но и с ним Евросоюз начал переговоры по новому соглашению.

Иными словами, при всех проблемах, с которыми сталкиваются эти страны, при всем давлении со стороны Российской Федерации, при всех упущениях, которые существуют в процессе демократизации в странах Восточного партнерства – при всем при этом с предстоящим саммитом связаны большие надежды и ожидания.

Да, во всех странах партнерства процветает коррупция, везде судебная система неэффективна, есть серьезные проблемы с управлением, государственные структуры «хромают» – все это так. Но «стакан наполовину полон» в том, что Евросоюз и Еврокомиссия подтверждают свою приверженность европейскому вектору этих стран, поддерживают их курс на реформы.

Разумеется, Брюссель прекрасно знает реальное положение дел, знает цели и устремления каждой из стран

И несмотря на то, что обещанная финансовая помощь для Республики Молдова оказалась под вопросом, несмотря на отмену финансирования реформ в юстиции, тем не менее, Евросоюз подтверждает свою поддержку и пытается помочь гражданскому обществу стран Восточного партнерства более активно участвовать в процессе принятия решений и мониторинга. Не говоря уже о тех 20 ключевых задачах, которые планируется одобрить на саммите. А эти задачи дадут новое направление Восточному партнерству, более конкретное наполнение на благо граждан.

Свободная Европа: На начальном этапе Молдова покорила Брюссель своими достижениями и удостоилась звания «прилежного ученика», но очень скоро стала «второгодником». Как вы считаете, доверие, которым пользовалась Молдова, еще можно вернуть?

Юлиан Гроза: Думаю, что можно. При условии, что власть и соответствующие структуры обеспечат добросовестное выполнение положений Соглашения об ассоциации.

Свободная Европа: Что это значит – «добросовестное выполнение положений Соглашения об ассоциации»?

Юлиан Гроза: Это значит внедрение реформ, о которых так много говорят…

Свободная Европа: Власти уверяют, что обязательства, взятые на себя Кишиневом, выполнены на 90%.

Юлиан Гроза: Конечно же, здесь налицо нестыковки в оценках, потому что одно дело – говорить о продвижении законов, о принятии тех или иных нормативных актов, и совсем другое – о практическом выполнении законов и о внедрении реформ.

Свободная Европа: То есть, Брюссель сейчас говорит о претворении в жизнь принятых законов?

Юлиан Гроза: Брюссель и Евросоюз, а также гражданское общество не только в Молдове, но и в других странах Восточного партнерства ставят акцент как раз на результатах процесса исполнения, анализируя, например, сектор борьбы с коррупцией – в какой мере ведется борьба с коррупцией в высших эшелонах власти.

В поле зрения ЕС будет находиться не только процесс принятия законов, но и порядок их претворения в жизнь

В сфере правосудия оценивают эффективность реформ, о которых так много говорится – потому что, если посмотреть, как работает правосудие в Республике Молдова, то мы увидим, что есть очень много упущений и недоработок в том, что касается качества юстиции, неподкупности судейского состава, порядка выдвижения судей или, например, формирования Высшего совета магистратуры, не говоря уже о Национальном агентстве по неподкупности – структуры, которая давно уже должна работать, но там, по разным причинам, даже не был назначен руководитель. В результате затягивается процесс выполнения пакета мер по неподкупности, что серьезно подрывает борьбу с коррупцией в госсистеме.

Свободная Европа: На первом этапе создания Восточного партнерства шести бывшим советским республикам был предложен шанс на модернизацию по западной модели. С другой стороны, эти страны уповают больше на финансовую помощь – назовем вещи своими именами – и предпочитают не думать особо о том, что поддержка зависит от достигнутых результатов. Брюсселю известна реальная ситуация в этих государствах?

Юлиан Гроза: Разумеется, Брюссель прекрасно знает реальное положение дел, знает цели и устремления каждой из стран – и еще лучше знает каковы на данный момент пределы политической воли во всех странах Восточного партнерства. И если такие страны, как Молдова, Украина или Грузия заявляют о желании стать членами Евросоюза и получить четкую европейскую перспективу, то, конечно же, ЕС вправе требовать конкретных результатов в поддержку этих заявлений.

Иными словами, если мы на словах разделяем ценности Европейского союза, то ЕС вправе ждать и предполагать, что мы будем действовать соответствующим образом. И если мы хотим стать членами Евросоюза, то власть должна проявлять соответствующий подход, когда идет речь о внедрении реформ, о применении европейских ценностей и принципов, которые, к сожалению, полностью дискредитированы в Республике Молдова, в том числе, и в политическом контексте.

Я очень надеюсь, что и независимые эксперты, и бизнес-сообщество, и представители власти начнут думать о том, что следует сделать

С другой стороны, радует некоторое оживление в том, что касается поддержки европейского курса Молдовы. Мы видели последний опрос, проведенный Международным республиканским институтом (IRI), который показывает улучшение ситуации. Не думаю, что это результат каких-то феноменальных усилий со стороны властей. Скорее всего, это результат снижения веры граждан в провосточные перспективы, перспективы присоединения к Евразийскому союзу, потому что выгоды Соглашения об ассоциации говорят сами за себя.

У Молдовы положительный торговый баланс с Евросоюзом. Конечно, не все возможности освоены, в том числе по причине невыполнения условий для повышения конкурентоспособности наших товаров на европейском рынке.

С другой стороны, налицо высокая мобильность между нашими гражданами и Евросоюзом по таким направлениям, как исследовательская работа, просвещение. Преимущества безвизового режима очевидны, а результаты обнадеживают, поэтому можно не сомневаться, что ЕС пересмотрит свое отношение к той поддержке, которую он готов оказывать. Потому что ЕС исходит из того, что предоставляемая им поддержка должна обернуться осязаемыми результатами для граждан.

А для этого, разумеется, в поле зрения ЕС будет находиться не только процесс принятия законов, но, прежде всего, порядок их претворения в жизнь. И предоставленная помощь будет напрямую зависеть от конкретных результатов. Известно, что около двух недель назад Европейский парламент одобрил увеличение бюджета ЕС на 2018 год для стран Восточного партнерства, включая Молдову, более чем на 25 млн евро, которые будут направлены, в том числе, на укрепление потенциала информирования и противостояния внешним угрозам. Но особо радует то, что Евросоюз самое пристальное внимание уделяет развитию населенных пунктов, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию гражданского общества на местном уровне, потому что, в конечном счете, от этого будет зависеть, как приживутся в Молдове европейские ценности, как будут работать государственные институты в соответствии с принципами демократии, которые у нас еще, увы, хромают.

Нам остается засучить рукава и показать, что мы не только разделяем, но и применяем на практике ценности и принципы ЕС

В общем, далеко не все потеряно, и я верю, что саммит в Брюсселе откроет перед нами новые перспективы – в том смысле, что произойдет новая мобилизация, появятся новые инструменты, будут намечены конкретные задачи до 2020 года. И я очень надеюсь, что сразу же после завершения форума и независимые эксперты, и бизнес-сообщество, и представители власти начнут думать над тем, что следует сделать, чтобы к 2019 году, к следующему саммиту Восточного партнерства сформировались условия для того, чтобы европейская перспектива получила конкретные очертания, несмотря на все проблемы и вызовы, с которыми сталкивается и ЕС, и мы. Все в наших руках!

Свободная Европа: Предположим, Молдова получит европейскую перспективу, которую наша власть очень ждет. Более того, власть неоднократно предлагала подать заявку на вступление… Но сама Молдова готова ли пойти по этому пути?

Юлиан Гроза: Молдова должна стремиться, Молдова должна получить это признание и европейскую перспективу. Хотя сам по себе факт признания европейских устремлений еще не гарантирует перемен. Перемены зависят от нас.

С другой стороны, Европарламент принял резолюцию и рекомендации к брюссельскому саммиту, в которых ясно заявил, что все ассоциированные страны имеют четкую европейскую перспективу в соответствии со ст. 49 Договора о Евросоюзе. Значит, нам остается лишь одно: засучить рукава и привести в действие Соглашение об ассоциации, показать, что мы не только разделяем, но и применяем на практике ценности и принципы ЕС, которые касаются демократии, правового государства, что мы готовы добиться конкретных результатов на благо наших граждан.

Свободная Европа: И Молдова – вместе с приднестровским регионом – может продемонстрировать, что разделяет европейский курс?

Юлиан Гроза: Разумеется, может.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG