Linkuri accesibilitate

«Пока общество видит в ЕС позитивный фактор, страна не сойдет с европейского курса»


Сенатор Раду Михаил — о молдавско-румынских отношениях

В этом году отмечается Столетия объединения, однако, отношения между Румынией и Республикой Молдова не были праздничными, – считает сенатор, член Союза спасения Румынии Раду Михаил. В интервью Свободной Европы он поразмышлял о ситуации на обоих берегах Прута, о поддержке Молдовы со стороны Румынии и о последних событиях в регионе.

Раду Михаил: Скажу честно – когда я приехал сюда впервые, меня предупредили, что от местного режима можно ожидать чего угодно. Но я не верил, пока не убедился в этом сам. А убедился, когда все мы стали свидетелями отмены результатов выборов в Кишиневе. И сейчас я опасаюсь, что все будет становиться только хуже.

Свободная Европа: Разве может быть еще хуже?

Раду Михаил: Например, недавно принятый закон об амнистии капитала – в любой нормальной стране такого и представить себе невозможно, это дикость в ее наивысшей степени, это разрушение устоев общества и демократии. Закон позволяет людям, нажившим капитал незаконным образом, легализовать его и открыто использовать средства.

Свободная Европа: Те, кто принял этот закон, заверили, что подобного не будет…

Раду Михаил: Знаете, как все происходит? Я тоже вхожу в состав в парламент, но зато не делаю голословных заявлений. Нетрудно поклясться в том, что последствия предложенного тобой закона не будут негативными. Языком трепать может каждый. Но вопрос в том, что будет на практике, что будет через год, происхождение какой доли средств, которые привлечет Республика Молдова, будет задекларировано…

Свободная Европа: Да, в обществе витает мнение, что деньги, выведенные нечестным путем из страны, сейчас вернутся в Республику Молдова чистыми.

В Кишиневе депутатов скупают оптом и в розницу, и эти люди давно уже позабыли о своих обещаниях

Раду Михаил: Принять деньги только потому, что это деньги, что они не пахнут – мне это не представляется долгосрочным и тем более достойным выходом для общества!.. Какой-то последний фильтр все же нужен. Бесконтрольность к хорошему никогда не приводит, тем более – в таких случаях, когда искушению может противостоять не каждый.

Государство не может себе позволить превращаться в рай для мошенников, быть местом, где отмываются грязные деньги и региона, и Европы. Страна, которая стремится стать членом Европейского союза, не может изобретать правила, которые противоречат основополагающим принципам ЕС.

Свободная Европа: А европейские устремления еще актуальны, учитывая, что отношения между Кишиневом и Брюсселем охладели?

Раду Михаил: Евросоюз – это машина, обладающая большой инерционной силой, решения принимаются довольно медленно, после длительного процесса изучения и понимания феномена, потому что ЕС – бюрократическая система, со своими плюсами и минусами. Но уверяю вас, уже принятое решение является серьезным, взвешенным и обоснованным, и я очень сомневаюсь, что здесь просматривается какая-то связь с предстоящими выборами. Это связано с тем, что уже долгие месяцы в ЕС идут ясные сигналы о том, что в Республике Молдова демократия оказалась в плачевном состоянии. В определенный момент паззл сошелся, и Евросоюз начал действовать.

Свободная Европа: Говорят, «демократия под угрозой». Что это означает?

Раду Михаил: Демократия призвана обеспечить правильную репрезентативность граждан в руководящих органах государства. На данный момент в Республике Молдова нет четкой взаимосвязи между властью и теми, кто ее выбрал. Во Дворце парламента в Бухаресте, где еще сохраняется миграция депутатов из одной партии в другую, это явление незначительное. А в Кишиневе депутатов скупают оптом и в розницу, и эти люди давно уже позабыли о своих обещаниях, они служат каким-то совершенно чужим интересам, которые не имеют ничего общего с политикой.

Свободная Европа: Кстати, как вы считаете, между политическим классом Кишинева и Бухареста больше общего – или больше различий?

Раду Михаил: Это вопрос-ловушка, потому что я вхожу в состав политического класса Румынии…

Свободная Европа: Хорошо, сформулирую иначе: между партиями власти в Кишиневе и Бухаресте больше общих черт или расхождений?

Раду Михаил: Есть сходства, есть и различия. И там, и тут со стороны парламентов и правительств наблюдается стремление захватить всю полноту власти, практически избавиться от оппозиции, получить возможность делать все, что хочется. Приведу пример Бухареста. У нас в парламенте больше не соблюдается регламент сената. На первый взгляд, это мелочь – что нарушено право членства в какой-то комиссии, как того требует регламент. Но на самом деле это показательный момент! Если законодательный орган не соблюдает законов, смешно требовать и ждать, чтобы парламент принимал правильные законы.

Это общее – попытка контролировать все и оградить себя от оппозиции. Разница между нами, думаю, в способах выражения и масштабах явления. Румыния немного больше, интересы более разнообразные, у нас нет полюсов власти и интересов, столь однозначно и явно обозначенных, как в Кишиневе. Налицо внутренние судороги СДП. Несмотря на то, что у всех этих людей есть общий интерес – извлечь максимально возможную выгоду из своей политической карьеры, – между ними есть и различия. Правда, есть и те, кто искренне надеется сохранить европейский контекст, но их единицы.

В Кишиневе, насколько я могу судить, ситуация иная. Интерес к политике почти равен нулю. Сценарий с выборами в Кишиневе ясно показал, что людьми овладела одна-единственная идея: навечно оставаться у власти. И это не имеет никакого отношения к демократии!..

Свободная Европа: Считаете ли вы, что есть достаточно аргументов для того, чтобы Республика Молдова сделала крутой поворот и, после многолетних заявлений о европейском курсе, страна пойдет на сближение с Россией? Я говорю о результатах предстоящих парламентских выборов.

Раду Михаил: Разумеется, как Республика Молдова, так и Румыния, да и другие государства Евросоюза, которые оказались в схожей ситуации, так или иначе дистанцируются от ЕС. Это видно и на примере Румынии. Не думаю, что тут можно раздавать диагнозы – и скажу почему. В конечно счете, вектор, в котором двигается страна, – это население. До тех пор, пока общество еще видит в Евросоюзе позитивный фактор, идет ли речь о Румынии или о Республике Молдова, не все еще потеряно, и страна не сойдет с европейского курса, даже если элиты, если правящий политический класс пытаются с него свернуть.

Изменить политический класс возможно – если удастся вырвать гражданина из этого зомбированного состояния

Это в какой-то степени поворотный момент, после которого возможен и один сценарий, и другой. Это заметно и в Республике Молдова, и в Румынии. Все эти заявления – «да нет же, мы не так уж сильно зависим от европейских денег», или – «если мы разлюбили европейцев, что ж, можем одолжить денег у Эмиратов, открыть посольство в Катаре, наладить диалог с Китаем, наладить отношения с Россией»…

Свободная Европа: ...с турками.

Раду Михаил: ...будем торговать с турками – и дела пойдут!.. Дискурсов сколько угодно и каких угодно. По счастью, гражданам нужны доказательства, потому что они не первый год видят в Евросоюзе стабильную возможность, которая генерирует благополучие на общепризнанных принципах свободы и демократии, которыми руководствуются европейцы.

Граждане смотрят и в другую сторону, в сторону Путина и Эрдогана, и не могут не заметить, что в том обществе часть людей живет припеваючи, а подавляющее большинство едва сводит концы с концами. Это общество другого типа, в котором, надеюсь, нет места румынскому духу. В разговорах с людьми складывается ощущение, что мы – и в Кишиневе, и в Бухаресте – предпочитаем все-таки свободу. Мы не хотим стать губернией и подставлять свою спину под кнут олигарха!

Свободная Европа: В каких условиях возможено качественное улучшение политического класса?

Раду Михаил: Партия, членом которой я являюсь, – Союз спасения Румынии – небольшая, и мы не ставим перед собой задачи исполнить свою миссию как можно быстрее. Наша цель, которую мы с самого начала определили для себя как основную – изменить политический класс.

Вызовы в этом плане очень большие, потому что у нынешних политиков, особенно у политиков с более или менее весомым стажем политической деятельности – 4, 8, 12 лет – есть существенные козыри, они контролируют часть местных администраций, контролируют часть СМИ, обладают впечатляющей финансовой властью. Поэтому предстоящая борьба кажется неравной, и нередко многие их тех, кто замахнулся на «святая святых», приходят в отчаяние.

Румынские Социал-демократическая партия и Альянс либералов и демократов за Европу всячески продвигают эту идею – что делать, мол, нечего, деваться некуда, политический класс такой, какой он есть, на выборах его изменить нельзя, итоги голосования можно и подделать, и, в общем, другим лезть в политику не стоит – запачкаются так, что не отмоются… Эта пропаганда, которую каждый день, каждую минуту и секунду вдалбливают в головы гражданам, к сожалению, попадает на благодатную почву.

Год Столетия – говорю с большой печалью – это выхолощенный лозунг, лишенный всякого содержания

Поэтому я считаю, что изменить политический класс возможно – если удастся вырвать гражданина из этого зомбированного состояния. Мы считаем, что борьба с фейками, борьба с нездоровым восприятием действительности со стороны общества должна развернуться на уровне каждого гражданина в отдельности. Мы сделали первый большой шаг в этом направлении – выступили с инициативой Fără penali în funcții publice («Преступникам не место на госслужбе»), собрали более миллиона подписей в поддержку пересмотра Конституции таким образом, чтобы официально запретить тем, у кого проблемы с законом, занимать руководящие должности. А миллион подписей – это миллион граждан, которые, оказывается, разделяют твои взгляды и оценки, это миллион мыслящих граждан, на которых можно положиться.

Голоса этих граждан сейчас не слышны на фоне шума от политических горлопанов, но большинство румын все-таки сохранили благоразумие и адекватное восприятие действительности. И при каждой встрече с таким человеком начинаешь верить, что все не зря, что цель того стоит, и уже не так страшно подойти к третьему, четвертому человеку и поделиться с ним своими размышлениями, попытаться убедить его, что он не одинок, и что вместе мы можем добиться всего.

Об этом свидетельствуют цифры – миллион подписей, хотя это лишь первый шаг на этом долгом, трудном, неизбежном, но благородном пути. Это первый шаг – сказать людям, что все в их руках, вселить в них уверенность, что с их помощью общество может стать лучше.

Второй шаг, который мы делаем сейчас, представляет собой другую гражданскую инициативу. Проект называется «Новые люди». В нем объединились четыре партии и 26 общественных организаций. Цель проекта – изменить законы о выборах. Это элементарные вещи – мэров выбирать в два тура, увеличить количество парламентариев от диаспоры, ввести электронный контроль за ходом выборов, как уже происходило в нескольких электоральных циклах. Все эти элементы – гарантия того, что власть находится в руках граждан, и что эта власть получена по результатам выборов.

Свободная Европа: Г-н сенатор, стало ли молдавско-румынское сотрудничество более интенсивным в год Столетия объединения? Наполнились ли дополнительным смыслом отношения между Кишиневом и Бухарестом?

Раду Михаил: Год Столетия – и я говорю об этом с большой печалью – это выхолощенный лозунг, лишенный всякого содержания. Я не чувствую, что мы отмечаем столь знаменательную дату, и не только с точки зрения связей с Республикой Молдова. Что касается Румынии, то об этом юбилее напоминают лишь плакаты на некоторых автобусах да какие-то разрозненные мероприятия, лишенные смысла.

Эти нескончаемые разговоры о федерализации на фоне роста влияния Тирасполя – это не может не беспокоить

Есть еще группа людей, принимающих все близко к сердцу, особенно представители академических кругов, историки, которые сделали что-то интересное и полезное в этом плане. Но чувства радости от того, что вот он, великий юбилей – такого я нигде не видел. Было торжественное заседание в парламенте. Там оно началось – там и закончилось.

Свободная Европа: А как вы оцениваете румынские проекты, которые внедряются в Республике Молдова? Обещали, что газопровод Яссы-Кишинев заработает в 2019 году, продолжаются другие инфраструктурные проекты. Всего этого достаточно?

Раду Михаил: Если доведем до конца все начатое – это уже хорошо, но, конечно, этого недостаточно…

Свободная Европа: Официальный Кишинев говорит, что есть шансы на сближение двух берегов Днестра, с другой стороны, есть данные о том, что приднестровские производители вышли на румынский рынок. Как вы оцениваете усилия по приднестровскому урегулированию?

Раду Михаил: Не уверен, что политика в этом направлении – политика малых шагов – это самый удачный вариант. По моему мнению, малые шаги лишь отдаляют Приднестровье от Республики Молдова.

Свободная Европа: Говорят и о приднестровизации Республики Молдова...

У Молдовы ключевая роль. Если политическая ситуация нормальная, то и риск возможной конфронтации ниже

Раду Михаил: Когда видишь эти странные автомобильные номера на улицах Кишинева, начинаешь чувствовать себя очень неуютно, потому что не понимаешь, как это возможно – чтобы кто-то навязал суверенному государству какие-то чужие административные акты. Не знаю, идет ли речь о приднестровизации, но угроза, по моему мнению, состоит в отдалении. И все эти слухи о федерализации нервируют людей, эти нескончаемые разговоры о федерализации на фоне роста влияния Тирасполя на Кишинев – все это не может не беспокоить.

Свободная Европа: И что делать?

Раду Михаил: В приднестровском вопросе решение, я думаю, исходит от ответственной власти в Кишиневе. А появление новой, ответственной власти возможен только через выборы. Действующая власть, политические верхи не заинтересованы, да и не в состоянии сделать что-либо для обеспечения стабильного развития Республики Молдова вместе с Приднестровьем. Поэтому крайне желательно посмотреть, чего хочет демократическая оппозиция, удостовериться в том, что она в состоянии предложить решение или хотя бы обеспечить сохранение идентичности страны.

Свободная Европа: Какое развитие событий в регионе вы прогнозируете, учитывая отношения Украины с Россией, роли Турции Румынии?

Раду Михаил: Регион стал несравненно более нестабильным, чем было десять лет назад. А танцевать нужно от стабильности. Стабильный фактор в регионе – это НАТО. Румыния должна быть готова, должна быть способна обеспечить твердые позиции на восточном фланге. Конечно, нужно иметь в виду и тот факт, что можно ожидать более или менее опасных событий в Украине, хотя лично я сильных потрясений там не предвижу, потому что никто, в том числе и Россия, не заинтересованы в том, чтобы поджечь пороховую бочку, когда в регионе и без того тлеет множество пожаров.

Необходимо гораздо больше стабильности, и у Республики Молдова в этом смысле ключевая роль. Если в Молдове политическая ситуация нормальная, то и риск возможной конфронтации заметно ниже.

Свободная Европа: Насколько опасен внешний фактор, вернее, внешнее вмешательство в предстоящие парламентские выборы?

Раду Михаил: Внешний фактор уже вмешивается, и он будет вмешиваться в предстоящие выборы парламента, точно так же, как это было и во Франции, и по референдуму о Брексите, и на выборах в США. Это факт.

Пожертвуйте одним днем раз в четыре года – и вы сможете сказать, что вы сделали что-то фундаментальное для страны

Помню, я был ребенком, и шла какая-то Олимпиада, то ли в Москве, то ли в Монреале, Румыния играла с Россией, и мы все, затаив дыхание, смотрели матч по черно-белому телевизору. И вдруг кто-то закричал: «Подкупили судью, судью подкупили!» А мой отец ответил: «Хорош тот, кто побеждает даже в том случае, если судья подкуплен! Надо быть настолько хорошим, чтобы это уже не имело значения».

Сейчас у нас примерно такая же ситуация. Мы просто обязаны достичь такого высокого уровня проведения выборов, явки на избирательные участки, контроля за ходом голосования, мобилизации электората, чтобы все остальное уже не имело никакого значения, чтобы все пропагандистские трюки оказались бессмысленны.

Свободная Европа: Пропаганда по-прежнему сильна?

Раду Михаил: У любого демократического механизма свои изъяны. Я твердо убежден, что лекарство здесь одно: сила гражданского общества, настроенного навести порядок и обеспечить честные и свободные выборы. Только в этом случае можно будет свести к минимуму фальсификации и подтасовки, независимо от того, где они проводились, в Москве или Кишиневе.

Поэтому мой призыв ко всем: направляйте своих наблюдателей на избирательные участки, убеждайте людей идти на выборы. Не надо зависеть от той или иной партии, это не политическая, а гражданская деятельность, которая может спасти страну от влияния внешнего фактора, а также от своих доморощенных воров. Это элементарные вещи – пожертвуйте одним своим днем раз в четыре года – и вы сможете с чистой совестью сказать, что вы сделали что-то фундаментальное для своей страны и для демократии.

XS
SM
MD
LG