Linkuri accesibilitate

Зигфрид Мурешан: «100 млн евро можно дать лишь тому правительству, которому доверяешь»


Romania, Siegfried Muresan, MEP
Romania, Siegfried Muresan, MEP

Свободная Европа: После своего первого визита в Брюссель в качестве вице-премьера по европейской интеграции Юрие Лянкэ в интервью Свободной Европе выразил надежду на то, что первый транш обещанной Евросоюзом микрофинансовой помощи в размере 100 млн евро поступит уже в марте. Как вы считаете, можно ли на это рассчитывать?

Зигфрид Мурешан: Деньги поступят тогда, когда Кишинев выполнит все условия. А условия известны, и на днях исполнился ровно год с того момента, когда Еврокомиссия – в январе 2017 года – заявила о намерении предоставить Молдове 100 млн евро в виде макрофинансовой помощи.

Мы тогда в парламенте сказали «да» и начали подготавливать для этого законодательные акты, но в марте последовали известные инициативы, связанные с пересмотром законодательной системы, и все структуры Евросоюза обеспокоились попыткой сменить систему выборов вопреки рекомендациям международных партнеров и заключениям экспертов Венецианской комиссии.

Макрофинансовую помощь правительство воспринимает чуть ли не как грамоту Евросоюза за хорошее поведение

Поэтому ответ на вопрос лишь один: деньги поступят тогда, когда условия будут выполнены. И деньги давно бы уже поступили, если бы не всяческие пируэты с законодательной системой. Лично я очень хочу, чтобы эти деньги как можно скорее дошли до граждан.

Свободная Европа: Г-н Лянкэ здесь, в студии Свободной Европы, заявил, что первый пакет условий власть выполнила полностью.

Зигфрид Мурешан: Решение о высвобождении макрофинансовой помощи принимает Еврокомиссия – она, и только она, определит, когда будут выполнены эти условия. И я не могу ничего конкретного сказать, и уж тем более представители молдавского руководства не могут говорить от имени Еврокомиссии. Так что как только Еврокомиссия объявит, что деньги решено выделить, – лишь тогда можно будет с уверенностью ответить на этот вопрос.

Свободная Европа: Вы неоднократно говорили о необходимости предоставить Республике Молдова финансовую помощь…

Зигфрид Мурешан: И я от своих слов не отказываюсь. В последние годы я настойчиво выступал за то, чтобы Республика Молдова получала как можно средств из бюджета Евросоюза – и эти старания были небезуспешными. И в прошлом году, и в этом (я же являюсь переговорщиком Европейского парламента по бюджету Евросоюза) Молдова получает больше европейских грантов. Поэтому – да, я действительно выступаю за то, чтобы средств поступало как можно больше, но и условия необходимо выполнять.

И второй момент: деньги, которые поступают из бюджета ЕС на проекты, – а на этот год Молдове решено выделить больше средств по данной составляющей, – идут на инфраструктуру, реформу публичного управления, борьбу с бедностью, различные проекты по модернизации, на дорожное развитие и т.д. Именно эти фонды мы старались увеличить в прошлом и в этом году – и должен сказать, что наши усилия не пропали даром.

Ни по одному из замечаний ВК нет ясного, окончательного и убедительного ответа

Макрофинансовая помощь – это деньги, которые поступают в казну государства, и государство распоряжается ими по собственному усмотрению: платит пенсии, покрывает дефицит и т.д. Из этих денег, из этих 100 млн, 40 млн предоставляются в виде грантов, безвозмездно, остальные 60 млн –это кредиты, их придется вернуть. Иными словами, деньги под проекты никогда не обуславливались многими условиями и никогда особо не задерживались. Деньги под проекты, за увеличение суммы которых боролся я и в прошлом году, и в этом, приходят постоянно.

Публичные дебаты, к сожалению, слишком сосредоточены на макрофинансовой помощи, которую правительство воспринимает чуть ли не как грамоту Евросоюза за хорошее поведение – и которую уж очень им хочется получить. Но деньги под проекты поступают непрерывно, и эти средства способствуют постепенному улучшению жизни рядовых граждан.

А макрофинансовую помощь необходимо очень четко обусловить, потому что 100 млн евро можно дать лишь тому правительству, которому доверяешь. Поэтому условия всегда были и будут. Кстати, такой подход отвечает и интересам граждан Республики Молдова, которые говорят: «Да, мы хотим, чтобы Европа нам помогла, но при этом просим удостовериться в том, что политики распоряжаются этими деньгами так, как положено, что они прислушиваются к нашим потребностям и ожиданиям, что они готовы вплотную заняться проблемами, решения которых мы так давно ждем».

Свободная Европа: Выделение обещанных 100 млн евро было отложено Европейским союзом, который решил понаблюдать за тем, придерживается ли Кишинев демократических принципов при переходе на смешанную избирательную систему, принятую вопреки критическим оценкам молдавской оппозиции, консерваторов Европарламента и экспертов Венецианской комиссии. Кто сейчас должен дать зеленый свет, чтобы эти деньги поступили в Кишинев?

Зигфрид Мурешан: Европейская комиссия, и никто кроме нее. Мы, парламент, являемся законодательным органом. Мы оговорили условия и ясно сказали: условия касаются построения правового государства, искоренения такого явления, как отмывание денег, и обеспечения свободных выборов при многопартийной системе, куда входит, естественно, и воздержание от пересмотра электоральной системы в одностороннем порядке, вопреки заключению Венецианской комиссии.

Процесс реформирования юстиции – долгий и сложный. В этом мы убедились на примере Румынии

Законодательный орган определил условия, и сейчас слово за Еврокомиссией, которая примет решение в соответствии с мандатом со стороны Европарламента.

Свободная Европа: Как вы считаете, предстоящие парламентские выборы пройдут по новой, смешанной системе?

Зигфрид Мурешан: Понимаю ваши опасения, ведь совершенно ясно, что беспокойства ВК по поводу новой избирательной системы отнюдь были не устранены. Венецианская комиссия высказала девять серьезных замечаний, в силу которых она не могла дать положительного заключения по переходу на новую избирательную систему. И действительность такова, что ни по одному из этих девяти пунктов ВК не были представлены серьезные доказательства и аргументы.

Не было широких и серьезных консультаций с оппозицией по поводу изменения законодательства о выборах; не сняты угрозы в отношении независимости депутатов и ограничения возможностей оказания влияния на низ при исполнении мандата. Нет убедительных аргументов, связанных с финансированием политических партий или обеспечением участия женщин в парламенте следующего созыва. И вывод лишь один: ни по одному из замечаний ВК нет ясного, окончательного и убедительного ответа.

Свободная Европа: Представители Еврокомиссии побывали в Кишиневе и отметили, что примут решение весной. Как я понимаю, имеется в виду, что к тому времени будут выполнены условия для выделения Кишиневу этих денег…

Зигфрид Мурешан: Я никогда не позволял себе подменять другие институты. Единственное, что могу сказать от имени Евросоюза, – положение дел оценит Еврокомиссия, которая уполномочена дать отмашку. Мы, парламент, свою роль выполнили, и Еврокомиссия так же выполнит свою роль.

Разумеется, технические рекомендации, которые дают эксперты, и то, как молдавские партнеры выполняют решения, совместно оговоренные с европейскими партнерами, – это важные элементы для европейского курса Республики Молдова, для того уровня доверия, которым официальный Кишинев будет пользоваться у ЕС. И, конечно же, мы получим техническую экспертизу Венецианской комиссии, Европейской комиссии, что сыграет важную роль в процессе принятия политических решений на уровне всех европейских структур.

Свободная Европа: Поговорим немного о молдавской системе правосудия. Новый министр юстиции Александру Тэнасе заявил, что стратегия реформирования судебной системы на 2011-2016 гг. провалилась. А ведь в стратегии говорилось об укреплении независимости и повышении ответственности судей, там объявлялась тотальная война коррупции… Как вы оцениваете возвращение г-на Тэнасе в минюст, как вам видится реформа юстиции – вернее, ее отсутствие, и почему граждане полностью потеряли доверие к системе?

Зигфрид Мурешан: Я всегда избегал заявлений относительно какой-то одной политической фигуры в Молдове – разве что за исключением президента Игоря Додона, который не скрывает своих пророссийских, антирумынских и антиевропейских настроений. Что же касается остальных представителей публичной жизни Республики Молдова, то я всегда избегал давать оценки – не их действиям, а личностям. Поэтому я не стану комментировать возвращение г-на Тэнасе на пост министра юстиции.

«Эффективность расходования европейских фондов в Республике Молдова могла бы быть и выше»

Что касается реформы системы правосудия – разумеется, политическая нестабильность последних лет наложила свой отпечаток на темпы реформ. Очевидно, что действующее парламентское большинство сформировано под давлением определенных обстоятельств и не полностью отражает результаты выборов, потому что многие депутаты уже не входят в те фракции, с которыми они прошли в парламент. И, естественно, политическая нестабильность отрицательно сказалась на темпах реформ в Республике Молдова, в том числе в системе правосудия. Но граждане должны знать: процесс реформирования юстиции – долгий и сложный. В этом мы убедились и на примере Румынии.

В Румынии с момента, когда началась реформа юстиции (в 2004-2005 гг.), прошло десять лет – до того дня, когда система правосудия начала играть свою роль так, как положено, когда появились первые резонансные расследования по коррупционным делам. Поэтому я хочу сказать гражданам Республики Молдова: реформа системы правосудия неминуема, точно так же, как это произошло и в Румынии. И политиков, которые надеются помешать этой реформе, постигнет неудача. Реформа состоится, пусть для этого и понадобится десять лет.

Хотелось бы, конечно, сократить этот путь, но время все равно необходимо. Наверняка будут и периоды взлета, и периоды падения, но, главное, направление-то обозначено четко.

Свободная Европа: Ранее ЕС приостановил выделение финансовой помощи на реформу юстиции. Как вы считаете, Брюссель может вернуться к этому вопросу, если Кишинев представит новую стратегию?

3-6 апреля делегация комиссии Европарламента приедет оценить, как используются европейские фонды

Зигфрид Мурешан: Здесь ситуация ясная – если прогресс не был достигнут, если то, о чем договаривались Кишинев и Брюссель, не выполнено, то финансирование, естественно, оказалось под вопросом. Как только в Кишиневе дела пойдут в оговоренном с европейскими партнерами направлении, в оговоренных темпах и с четкими результатами, тогда не останется никаких угроз в плане поддержки Республики Молдова со стороны Евросоюза. Который, кстати, готов предоставлять эту помощь быстро, постоянно и непрерывно.

Свободная Европа: Г-н Мурешан, чуть ранее вы упомянули о финансовой помощи помимо 100 млн евро. Вы в курсе, как расходуются европейские фонды, ведется ли какой-то мониторинг?

Зигфрид Мурешан: Лучший мониторинг для Европарламента проводит Европейская счетная палата, которая в двух словах говорит следующее: «Эффективность расходования европейских фондов в Республике Молдова могла бы быть и выше».

С учетом этого, в конце 2017 года я выступил с инициативой в Европарламенте – предложил направить в Республику Молдова делегацию комиссии Европарламента по бюджету, чтобы проверить порядок использования европейских денег и их влияние на жизнь рядовых граждан, чтобы найти возможность повышения эффективность расходования средств. Я внес это предложение в Европарламент в прошлом году, и сейчас впервые могу сообщить, что комиссия Европарламента дала ход моей инициативе. В первой половине апреля в Кишинев будут направлены эксперты.

3-6 апреля делегация комиссии Европарламента по бюджету приедет в Республику Молдова именно с этой целью – оценить, как используются европейские фонды, что остается людям, как сделать, чтобы рядовые граждане получали как можно больше. Состоятся встречи с политиками, депутатами, членами правительства, представителями органов власти, будут и поездки в территории.

Наши эксперты не намерены ограничиваться Кишиневом, они отправятся по районам и селам, обсудят вопросы с теми, для кого непосредственно предназначаются европейские фонды, с теми, кто подавал заявки на финансирование, кто получил его и сумел что-то сделать, а также с теми, для кого попытки получить финансирование не увенчались успехом. На эту поездку отведено целых четыре дня именно для того, чтобы мы смогли увидеть полную картину расходования европейских фондов в Молдове.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG