Бывший глава комитета по замороженным конфликтам ПАСЕ Стефан Шеннах считает, что приднестровский вопрос может быть решен за пять лет. Австрийский парламентарий-социалист заявил в интервью Свободной Европе, что вариант решения уже найден, и что, скорее всего, речь пойдет о децентрализации по модели итальянского Южного Тироля.
Свободная Европа: Генассамблея ООН утвердила резолюцию, предложенную Молдовой при поддержке Великобритании, Грузии, Украины и еще семи стран, с требованием к России вывести свою группу войск из Приднестровья. Как встретили вы эту новость?
Стефан Шеннах: Успеху положительной инициативы я всегда радуюсь. Но в этом случае напрашивается одно уточнение: группу войск какого периода? До отделения провинции? Вот уже более 20 лет в Приднестровье нет российских солдат.
Стена между сторонами конфликта уменьшилась настолько, что ее можно перепрыгнуть
Свободная Европа: На последнем заседании подкомитета по замороженным конфликтам, которое прошло в Париже, рассматривалась только ситуация в Приднестровье…
Стефан Шеннах: Это так. Последнее заседание подкомитета по замороженным конфликтам, на котором я председательствовал, было посвящено исключительно Приднестровью. Нас очень поджимало время, потому что мой мандат близился к завершению – я согласился возглавить другую комиссию в ПАСЕ, к тому же истекал мандат австрийского председательства в ОБСЕ.
Приднестровье – случай особый в ряду замороженных конфликтов. Если, например, в Абхазии и Осетии российские войска имеют официальный международный статус, то в Приднестровье пребывает 14-я армия бывшего Советского Союза, а в Крыму речь идет о современных российских войсках.
У каждого конфликта своя специфика и своя история. Официальный Кишинев не требует, чтобы все советские солдаты, которые находились в Приднестровье на момент провозглашения независимости Республики Молдова, покинули страну. Потому что эти люди давно уже интегрировались в молдавское общество, натурализовались.
Я попросил разрешения не пользоваться формулой «так называемые» применительно к приднестровцам. Представители Кишинева ничего не имели против
Не надо забывать, что треть молдавского общества позиционирует себя как представителей русской национальности. Не следует забывать и о гагаузах. Но если потребовать вывода российских солдат, которые прибыли в Приднестровье за последние 10 лет, то это вполне резонно. Потому что для всех совершенно ясно, что они не являются молдавскими гражданами.
Свободная Европа: Иными словами, вы считаете, что нужно разделить солдат, которые находились там до провозглашения независимости, и тех, кто появился там после?
Стефан Шеннах: Да. Не надо забывать, что для солдат, которые находятся там более 20 лет, Приднестровье стало родным домом. Они построили дома, создали семьи, там родились их дети. Куда им ехать? Думаете, у них есть дома в Москве или Санкт-Петербурге? Нет у них там никакого жилья... Следовательно, уехать должны лишь те, кто прибыл после провозглашения независимости, но и в этом случае необходим индивидуальный подход к каждому. Я бы сказал, что уехать должны лишь те, кто прибыл за последние десять лет.
Для решения любого конфликта обе стороны должны проявить гибкость. Вот, скажем, есть граница между Приднестровьем и Украиной, которая, конечно же, де-юре является границей Республики Молдова. Я предложил, чтобы контроль на этом участке границы осуществляли все три стороны: Молдова, Украина и Приднестровье. Такая же гибкость должна наблюдаться по всем остальным направлениям – от просвещения до транспорта, и так далее. Кишиневский аэропорт следовало бы открыть для приднестровцев. А жесткая позиция, когда одна сторона решительно требует чего-то от другой, результатов не принесет. И придется подождать еще лет двадцать!..
Свободная Европа: В 2015 году, вскоре после того, как вы возглавили подкомитет по замороженным конфликтам, вы заявили в интервью нашей радиостанции, что приднестровский конфликт – самый легкоразрешимый. Вы по-прежнему так считаете?
Стефан Шеннах: Да, и тем более, что стена между сторонами конфликта уменьшилась настолько, что ее можно перепрыгнуть.
Для России эта территория уже не имеет значения
Свободная Европа: Очень красивая метафора и впечатляющий оптимизм. Но на чем основано ваше мнение?
Стефан Шеннах: Да, я неизлечимый оптимист в этом отношении!.. В январе в Париже я был посредником между так называемыми министрами Приднестровья и делегацией Молдовы на самом высоком уровне. Все улыбались, делали фото на память. Я попросил разрешения не пользоваться более формулой «так называемые» применительно к приднестровцам. Представители Кишинева ничего не имели против, потому что и они хотят, чтобы решение было найдено. Мы все этого хотим.
Свободная Европа: И каковы рабочие варианты: Приднестровье в составе Республики Молдова – или отдельно?
Стефан Шеннах: Нет, не отдельно! Не могу точно сказать, какое определение получит эта формула государственного и административного устройства на западе Европы, но я скажу так: рассматривается вариант статуса, которым обладает Южный Тироль на севере Италии.
Свободная Европа: А какая роль отводится России?
Стефан Шеннах: Знаете… Для России эта территория уже не имеет значения. Думаю, и Россия хочет выйти из всей это истории, потому что поддерживать их она больше не в состоянии.
Свободная Европа: Сколько времени нужно, по вашему мнению, на то, чтобы вопрос с Приднестровьем был решен?
Стефан Шеннах: Приднестровье? Я настроен оптимистично: пять лет на решение проблемы.