Конституционный суд дал положительное заключение на инициативу Демпартии по закреплению в Основном законе курса Молдовы на европейскую интеграцию. Проект об изменении и дополнении Конституции может быть принят не ранее чем через 6 месяцев с момента представления инициативы, то есть, не ранее июля 2018 года. В интервью Свободной Европе эту инициативу комментирует депутат ЛДПМ Вадим Пистринчук.
Свободная Европа: Конституционный суд одобрил инициативу Демпартии и ее союзников по правящей коалиции, направленную на закрепление в Конституции положения, согласно которому, европейская интеграция – стратегическая цель развития страны. Как вы можете оценить эту инициативу и, соответственно, решение КС?
Вадим Пистринчук: Нам еще предстоит высказаться по этому вопросу, но в частном порядке могу сказать, что отношение у меня двойственное. С одной стороны, как человек, который глубоко верит в то, что европейская интеграция – оптимальный путь для Республики Молдова, нельзя сказать, что это плохая инициатива. С другой стороны, прекрасно зная, что это решение принято в очень непростой момент для правящей коалиции, которая сталкивается с острым кризисом доверия граждан, нельзя не понимать, что инициатива продиктована чисто политическими соображениями и желанием улучшить свой имидж в глазах граждан. Так что отношение двойственное.
Не думаю, что эта инициатива усилит присутствие Европы или упрочит европейские ценности в Республике Молдова. Я присоединяюсь к тем, кто считает, что мы и так являемся европейцами с конституционной точки зрения – наша Конституция построена на европейских ценностях, на принципах свобод и прав человека, разделения властей в государстве по модели европейского развития. Но желание закрепить этот момент в Конституции, внести в Основной закон четкую синтагму – такое желание есть.
Наша Конституция является европейской и предусматривает европейскую модель развития
Скажу еще раз: у меня двойственное отношение к этой инициативе. С одной стороны, и проголосовать против нее вроде бы невозможно, с другой, все мы отлично понимаем аргументы и мотивы авторов, которые испытывают острый кризис доверия со стороны общества.
Свободная Европа: Г-н Пистринчук, многие видят ситуацию немного иначе: вне зависимости от того, пройдут или нет эти поправки, Демпартия выйдет победительницей. Если изменения будут внесены, она получит то, что хотела. Если нет, она сможет выдавать себя за главного защитника и проводника европейского вектора, и с этим лозунгом войти в год выборов. Не говоря уже о том, что это даст ей право критиковать противников инициативы за то, что они, якобы, только на словах поддерживают европейский вектор. И что в таком случае хуже: поддержать инициативу демократов или нет?
Вадим Пистринчук: Хороший вопрос. Начну с того, что критики мы не боимся, в этом смысле у нас хорошая закалка. Но граждан Республики Молдова не так просто обвести вокруг пальца. Взять хотя бы их [демократов] попытки выставить себя в роли единственных, как вы говорите, поборников европейской интеграции – кроме усмешки эти попытки не вызывают ничего. И рейтинги доверия граждан к тем или иным партиям также указывают на их [демократов] более чем скромный рост, так что эта партия никак не может претендовать на лидирующую позицию в проевропейских настроениях граждан. Есть другие проевропейские партии, внепарламентские, которые сегодня возглавляют рейтинг доверия.
Иными словами, демократы примеривают на себя роль «продавцов проевропейской стабильности», а не являются подлинными проводниками европейского курса – и граждане отлично видят разницу! Для граждан проевропейская идея ассоциируется не с сохранением определенных лиц у власти, а с реформами и глубокими переменами, искоренением коррупции и, что самое главное, с правами, свободой, будущим, открытостью. Здесь у молдавской власти большая проблема – люди не видят в ней проводника глубоких перемен или гаранта прав и свобод.
Свободная Европа: Как повлияет на эту инициативу, у которой есть все шансы стать конституционным положением, скептицизм европейских партнеров относительно искренности намерений молдавской власти?
ПСРМ, которая выступает за какие-то сверхстратегические отношения с Российской Федерацией, тоже все меньше говорит о Евразийском союзе
Вадим Пистринчук: Я обсудил этот вопрос с отдельными нашими партнерами, в том числе с политиками, которые представляют в Брюсселе государства, оказывающие Республике Молдова значительную поддержку. Сдержанное безразличие – я бы так оценил их реакцию. Одни говорят – «это ваше право», «это касается только вас», другие не видят в этом никакой надобности, в любом случае, говорят они, нас будут оценивать по достигнутым результатам, по реформам, а не по искусству жонглирования ими.
Не думаю, что это вызовет бурные реакции, слишком положительные или слишком отрицательные. Скорее, налицо некое безразличие, сдержанное отношение к вопросу. Но несомненно, что эта инициатива направлена, прежде всего, на внутренний политический рынок.
Власть хочет убедить граждан в своем проевропейском характере, независимо от критики, которая высказывается в ее адрес. Не думаю, что это возымеет какой-то долгосрочный эффект, и что после принятия инициативы все вздохнут с облегчением и скажут: «Слава Богу, у нас – проевропейская власть!» Все не так однозначно, и это будет сиюминутная победа.
В парламенте авторам законодательной инициативы придется ответить на ряд непростых вопросов со стороны, в том числе, левой оппозиции, либеральной оппозиции и т.д. Мы [ЛДПМ] еще не знаем, как поступим. С одной стороны, не хочется голосовать против проекта, с другой, мы же понимаем, что эта инициатива никак не повлияет на процесс европейской трансформации Молдовы.
Свободная Европа: Означает ли это заключение КС и возможные поправки в Конституцию что европейский курс необратим, независимо от возможного прихода к власти сил, совершенно чуждых европейским устремлениям Молдовы?
Вадим Пистринчук: Лично я считаю, что это заключение КС некоторым образом осложняет изменение внешнеполитического вектора другой властью, особенно, если это будет коалиционное большинство, не обладающее нужным количеством голосов для пересмотра Конституции. Осложняет – но не гарантирует. Точно так же, как можно внести изменения в Конституцию сейчас, это сможет сделать кто угодно при наличии определенного количества голосов. Наша Конституция в своей нынешней редакции является европейской и предусматривает европейскую модель развития.
Свободная Европа: В решении КС говорится, что «независимо от результатов рассмотрения этих поправок, интеграция в европейское демократическое пространство является принципом конституционной ценности». Как вы объясняете эту констатацию? Что вне зависимости от результатов рассмотрения и, в конечном счете, от голосования в парламенте ориентация на европейское пространство, на ЕС остается духом и буквой закона для всего молдавского политического класса? То есть, имеет обязательный характер для любой власти?
Очень незначительный прогресс, допущенные ошибки и слабая власть – все это порождает и подпитывает евроскептицизм
Вадим Пистринчук: С одной стороны, это так. Действительно, мы, политический класс, обязаны придерживаться европейской модели развития. Но действительность бывает разной. Есть политические силы, которые манипулируют общественным мнением. С географической и прагматичной точки зрения у Молдовы нет иной возможности и нет иного пути развития. Мы даже не расположены по соседству с Евразийским союзом. ПСРМ, которая выступает за какие-то сверхстратегические отношения с Российской Федерацией, тоже все меньше и меньше говорит о Евразийском союзе, Таможенном союзе, потому что понимает – это неосуществимо с правовой, технической и географической точки зрения. Кино и жизнь не всегда сходятся.
Увы, несмотря на то, что вот уже четверть века Молдова живет по правильной в этом смысле Конституции, есть политические силы, которые пытаются придумать для нашей страны другие решения, некие панацеи, чем политический класс, единый в своем мнении о том, что будущее Молдовы связано с ЕС.
Свободная Европа: Однако есть довольно широкий сегмент населения, который не разделяет или принципиально не приемлет европейские ценности, европейскую интеграцию. И что делать этим гражданам?
Вадим Пистринчук: Это правда – многие считают, что проевропейский вектор нам не подходит. Эти люди тоже представлены в парламенте, значит, им есть через кого озвучивать и аргументировать свою позицию. По самым разным причинам этих людей иногда больше, иногда меньше, но их действительно достаточно много.
Здесь налицо и исторические факторы – четверть века мы находимся под пропагандой других государств, но нельзя сбрасывать со счетов и объективно-политические обстоятельства, когда мы сами, политики, даем много поводов для евроскептицизма.
Сюда относятся и очень незначительный прогресс, и допущенные ошибки, и слабая власть – все это порождает и подпитывает евроскептицизм. Манипуляции – тоже отличный инструмент насаждения различных идей в обществе. Но граждане могут выразить свое мнение всеми средствами. Эта категория населения, скажу еще раз, представлена в парламенте фракцией, которая после выборов была самой многочисленной – ПСРМ.