Linkuri accesibilitate

Ион Йовчев: «Я перешел мост в Гура-Быкулуй, и у меня было ощущение, что я перехожу из Южной Кореи в Северную»


Интервью директора тираспольского лицея им. Лучиана Благи

Договоренности между Кишиневом и Тирасполем, направленные на укрепление мер доверия, касаются и условий работы восьми школ в Приднестровье с преподаванием на румынском. Тираспольская администрация обещала постепенно снизить стоимость аренды и коммунальных услуг и прекратить давление.

Свободная Европа: Поскольку один из подписанных протоколов непосредственно касается вашего лицея, скажите – это хорошая новость?

Ион Йовчев: Вроде хорошая. Дай Бог, чтобы все было так, как написано на бумаге. Но лично мне верится с трудом, потому что, слушая Красносельского на пресс-конференции, я поймал себя на мысли, что мы еще больше усилили зависимость от России. И я понял свою правоту, когда, приехав в Тирасполь, увидел на здании так называемого Верховного совета флаг России.

Свободная Европа: Давайте конкретно рассмотрим, как договоренности скажутся на работе учебных заведений в Приднестровье с преподаванием на латинской графике. Вы давно ходатайствуете перед официальным Кишиневом о решении проблем лицея, добиваетесь, чтобы приднестровская милиция и представители силовых структур перестали мелькать на территории по случаю того или иного школьного мероприятия. Что же конкретно решает подписанный документ?

Лично меня очень тревожит признание дипломов тираспольского университета

Ион Йовчев: Во-первых, хочу сказать, что школ не восемь, вернее, официально их восемь, но непосредственно на подконтрольной Тирасполю территории работают четыре учебных заведения: теоретический лицея имени Лучиана Благи, рыбницкий лицей Evrica и два учебных заведения в Тигине/Бендерах. Есть еще в Роги, но лицей имени Михая Эминеску расположен в Кочиерах. Что касается григориопольского лицея, то его ситуация известна, он находится…

Свободная Европа: В Дороцком.

Ион Йовчев: Из Дороцкого и Роги детей возят в Дубоссары, где их осталось очень мало. Поэтому надо, конечно, радоваться, что решается проблема восьми школ, которые подвергались гонениям и ограничениям, где осталось очень мало детей – в условиях постоянного давления, которое оказывалось на эти учебные заведения…

С другой стороны, хочу обратить внимание на то, какой ценой подписаны эти протоколы. Лично меня очень тревожит признание дипломов тираспольского университета, определенные опасения вызывает и сближение двух берегов Днестра, те 400 тыс. приднестровцев, которые ждут парламентских выборов 2018 года – мы знаем, как они решили нашу судьбу на президентских выборах…

Свободная Европа: Остановимся на учебных заведениях, которые непосредственно фигурируют в документах. Вы не будете больше подвергаться притеснениям со стороны непризнанных тираспольски4х структур и сможете начинать новый учебный год в нормальных условиях?

Надо признать, что у нас нет практически никакого влияния на левом берегу Днестра. Там сформировался другой менталитет

Ион Йовчев: Нормальные условия я понимаю – это когда государство Республика Молдова договорилось с Тирасполем о создании нам нормальных условий, то есть обеспечить помещения и все необходимое. Но то, что там будет символическая плата – это ни о чем не говорит. Для них 600 тыс. леев в год, возможно, сумма символическая, но для нас это четвертая или пятая часть бюджета лицея. С другой стороны, нельзя не вспомнить 2005 год, когда тоже решалась участь наших школ, и в ОБСЕ просто ликовали по поводу того, что они будут символически зарегистрированы…

Свободная Европа: …учебные заведения будут зарегистрированы в местных органах власти.

Ион Йовчев: Да, и мы сможем рассчитывать… Но вы наверняка помните, через что я лично прошел в 2013-14 гг.? Поэтому лично я тираспольской администрации не верю. Эти школы и работающие там люди являются заложниками, и при первом же случае, когда что-то понадобится, Тирасполь выдвинет жесткие условия – на пользу себе и во вред Республике Молдова.

Свободная Европа: Чья заслуга в том, что протоколы подписаны – Кишинева или Тирасполя? Эта победа достигнута благодаря кому?

Ион Йовчев: Но я никакой победы не вижу. Ну, не радует меня это, ничуть не радует, потому что…

Свободная Европа: Кто выигрывает в результате подписания этих договоренностей?

Ион Йовчев: Кто выигрывает? Тирасполь.

Свободная Европа: Почему вы так думаете?

Ион Йовчев: Потому что это еще один шаг к признанию их независимости. Ведь признание дипломов…

Свободная Европа: Но дипломы никто не признает, на них лишь проставляется апостиль. Во всяком случае, так заверила власть: речь идет только о подтверждении дипломов с тем, чтобы их обладатели могли продолжить образование в других странах.

Ион Йовчев: Апостилирование – разве это не признание? Как можно идти учиться дальше с приднестровским дипломом? И они будут представлять Республику Молдова, не так ли? Я считаю, что это не идет на пользу государства Республика Молдова, и меня очень беспокоит это мнимое сближение двух берегов Днестра, потому что буквально на днях я перешел – специально захотелось перейти мост в Гура-Быкулуй…

Да, Приднестровье – наше, но это и камень на нашей шее, и рано или поздно проблемы, которые есть в Тирасполе, перекочуют в Кишинев

Свободная Европа: Который недавно заработал?

Ион Йовчев: Да, который недавно открыли… Так вот, у меня было такое ощущение, что я перехожу из Южной Кореи в Северную. Я приехал в Кишинев через Бендеры, а вернулся через мост в Гура-Быкулуй. На правом берегу – миротворческий пост, на левом – другой пост, российский, затем – барьеры, шлагбаумы, подходят, проверяют, смотрят проникновенным взглядом, регистрируют; проходишь дальше – другой барьер, и так около получаса я потерял, пока прошел все это.

Чувствуешь себя вконец униженным, словно тебя загоняют в какую-то резервацию.

Свободная Европа: Что бы вы посоветовали тем, кто у власти?

Ион Йовчев: Не почивать на лаврах, понять, что Приднестровье – часть Республики Молдова, и вести переговоры не на равных, потому что левобережье Днестра даже Россией признается как составная часть Республики Молдова.

Свободная Европа: И если бы вы были у власти, какие конкретные шаги предприняли бы для укрепления доверия между двумя берегами Днестра, чтобы Приднестровье вернулось в состав Молдовы не только де-юре, но и де-факто?

Ион Йовчев: Мы слишком много уступили за эти 25 лет, что я являюсь директором…

Свободная Европа: Что бы вы сделали, если бы были у власти?

Ион Йовчев: В этих условиях сейчас очень, очень трудно…

Свободная Европа: Но развязка должна где-то начинаться. Где начало развязки, г-н Йовчев?

Не думаю, что мы так уж легко сможем перевозить через приднестровскую таможню «Историю румын»

Ион Йовчев: Где начало? Лично мне кажется, что эти достигнутые договоренности – не более чем спектакль, разыгранный ввиду предстоящих парламентских выборов 2018 года. Почему раньше ничего не было сделано, а сейчас так все быстро решается?

Свободная Европа: Если что-то предпринимается, следует вопрос: почему именно теперь? Если ничего не предпринимается, вопрос звучит по-другому – почему никто ничего не делает?

Ион Йовчев: Я спрашиваю: вот, в 2018 году будут парламентские выборы – как может Хоржан или, скажем, Шевчук представлять меня и румынские школы с преподаванием на латинской графике в парламенте Республики Молдова?! Неужели так и будет? Как это возможно?

Я, скажу честно, буквально вышел из себя, когда меня вызвали в ОБСЕ, и в зале был Евгений Шевчук. Считаю, что в первую очередь нужно обратить внимание на граждан Правобережья, создавать им нормальные условия. А так что получается? Дали возможность жителям Левобережья бесплатно оформлять молдавское гражданство и получать молдавские паспорта?.. Лично мне кажется, что уже тогда преследовалась эта цель – обратить этих граждан в потенциальных избирателей, которые поддержат определенные партии определенной ориентации.

Поэтому если бы я был у власти, то безоговорочно выбрал бы европейский курс – и не на словах, а на деле, и сделал бы все для создания нормальных условий для жизни: рабочие места, привлекательный фон для всего... Надо признать, что у нас нет практически никакого влияния на левом берегу Днестра. Там сформировался другой менталитет, и очень трудно убедить их в том, что на правом берегу Днестра жить будет лучше, объединимся – и все будет нормально.

Да, Приднестровье – наше, но это и камень на нашей шее, и рано или поздно проблемы, которые есть в Тирасполе, перекочуют в Кишинев. Приднестровье признавать не надо, но и лебезить перед ним не стоит, надо быть пожестче.

Для того, чтобы привлечь Приднестровье, необходима, прежде всего, демилитаризация региона. Все говорят об этих трех официальных языках – молдавском, украинском и русском, но на самом деле там один только язык – русский. Из 122 программ на телевидении нет ни одной на молдавском языке.

Они готовы воспользоваться Республикой Молдова в собственных финансовых интересах

Свободная Европа: Иными словами, вы даете понять, что не разделяете всеобщего восторга в связи с подписанием четырех протокольных решений между Кишиневом и Тирасполем?

Ион Йовчев: Лично мне кажется, что и власть не больно-то ликует по этому поводу и прекрасно понимает, что все не так хорошо, как выглядит на первый взгляд. Поживем – увидим. Я не думаю, что мы так уж легко сможем перевозить через приднестровскую таможню «Историю румын» и «Румынский язык и литературу».

Я провез несколько газет, собственных газет, купленных за свои деньги. А я чего ради проработал директором школы четверть века, вот уже 26-й год пошел? Не ради румынского языка, не ради наших прав, права говорить на родном языке, знать свою историю? Не ради этого мы боролись?

А сейчас водружен флаг России, и мы радуемся… Вот это меня действительно волнует. Что это такое – куда ни повернешься, везде флаг Российской Федерации? Слышали, что Лицкай говорит? Он восхищен подписанными договоренностями…

Свободная Европа: Бывший главный переговорщик от Тирасполя…

Ион Йовчев: Да. Они в полном восхищении, так как понимают: с одной стороны – Украина, с другой – Республика Молдова, а Россия им помочь не в состоянии. Поэтому они готовы воспользоваться Республикой Молдова в собственных финансовых интересах, но при этом наша участь их нисколько не волнует.

XS
SM
MD
LG