Linkuri accesibilitate

«Власть уверена в победе и возможности продолжать игру за Россию/против России»


Бывший посол Молдовы в ООН Влад Лупан — об отношениях Кишинева и Вашингтона

Спикер парламента Андриан Канду побывал с визитом в Вашингтоне, где встретился с представителями американской администрации и деловых кругов, обсудил с ними вопросы противодействия российской пропаганде и диверсификации источников поставок энергии в Молдову. Но в официальных сообщениях почти не говорится о том, какое место было отведено в этих беседах проблемам демократии. Обсуждаем вопрос с бывшим представителем Молдовы в ООН Владом Лупаном.

Свободная Европа: Андриан Канду побывал с визитом в Вашингтоне, а незадолго до этого экс-посол США Джеймс Петтит заявил, что процесс сближения Республики Молдова с Евросоюзом замедлился – на дипломатическом языке это означает, что прогресса почти нет. И вот спикера принимают в Вашингтоне. Помните, аналогичная ситуация была летом, когда Госдепартамент США заявил, что непризнание выборов в Кишиневе – это угроза для молдавской демократии. Но при этом премьера Павла Филипа так же приняли в Вашингтоне. Нет ли в этом какой-то нестыковки и непоследовательности?

Влад Лупан: И да – и нет. Скорее, это разный стиль и разная культура. Прием высокопоставленного чиновника из Республики Молдова в США рассматривается американской стороной как один из способов передачи необходимых месседжей. Например, недовольство отсутствием прогресса, которое, кстати, выразил посол Петтит. США не считают, что отказ в приеме кого-либо является выражением недовольства. Вашингтон считает, что недовольство необходимо высказать, ясно и однозначно, и ради этого готовы принять на соответствующем уровне чиновников определенного ранга.

Спикер Андриан Канду на встрече с директором по Европе и России Совета по нацбезопасности США Фионой Хилл
Спикер Андриан Канду на встрече с директором по Европе и России Совета по нацбезопасности США Фионой Хилл

Свободная Европа: Но неужели американская администрация не понимает, что этот сигнал недовольства необязательно доходит до Республики Молдова? Наверняка вы заметили, что критические оценки нередко замалчиваются, зато всячески акцентируется тот факт, что в Вашингтоне принимают молдавских чиновников.

Влад Лупан: Да, потому что у нас существует культура времен Османской империи – или Кремля. Согласно ей, если тебе отказывают в приеме, значит, тобою недовольны, и, чтобы тебя приняли, надо дать им все, что они хотят. США придерживаются других подходов, они нас просто не понимают. Они считают, что главное – передать посыл и высказать свое отношение.

У нас другая культура, и это проявляется, в том числе, в том, что часть оценок действительно даже не появляется в пресс-релизах – это видно невооруженным глазом. Но, кроме того, сказываются и разные стили, и определенное недопонимание. США работают в своем стиле и не стремятся приспособиться к нашему, когда «если тебя принимают – значит, все отлично».

Но не надо забывать об одном важном нюансе. Нам прекрасно известно, что серия этих встреч была проведена, в том числе, благодаря частному лобби г-на Плахотнюка. Ранее, насколько известно, к такого рода действиям привлекалась группа Podesta, сегодня, по всем признакам, демократы расширили список частных компаний, готовых оказывать платные услуги по лоббированию их интересов. Еще активно задействована и г-жа посол Балан, которая занимается не дипломатической работой, а партийной, и организует подобного рода встречи.

Свободная Европа: Значит, организацией визитов занимаются частные лоббистские компании?

Влад Лупан: Да, молдавские олигархи заключают контракты с лоббистами, которые за деньги занимаются продвижением их имиджа и организуют встречи на высшем уровне. Зачем? Чтобы поддерживать у молдаван иллюзию востребованности и одобрения. Это своего рода инвестиция. Но дело здесь в другом: если визит официальный, то оплачивается из государственных средств, если же визит частный, то официальных пресс-релизов не полагается…

Свободная Европа: Уточню лишь, что официальные сообщения для прессы все же были, но в них говорилось примерно следующее: «Г-н Канду находится с визитом в США в качестве вице-председателя Демпартии, и его визит не оплачивается за счет бюджета». Что же это за визит, в конечном итоге?

Влад Лупан: Полная неразбериха, а не визит. Либо ты едешь по линии Демпартии, и в этом случае визит оплачивает ДПМ, а пресс-релиз выпускается не от лица спикера, а вице-председателя партии. Либо ты едешь в качестве спикера, за счет госсредств, и несешь соответствующую ответственность перед гражданами. Если частный визит представлен как официальный, то частные средства потрачены незаконно.

Власть знает, что США не привыкли бегать за тобой с ремнем

Свободная Европа: Ранее вы говорили, что речь идет о лоббистских компаниях, которые ведут в Вашингтоне нелегкую работу по формированию благоприятного имиджа Демпартии. Но каким образом может рядовой молдавский гражданин отличить официальные месседжи от месседжей частных лоббистских фирм?

Влад Лупан: Гражданин Республики Молдова, который чаще всего и понятия не имеет о таких подробностях, не увидит никакой разницы между официальными и частными визитами. Он подумает, что все отлично, и посчитает эти визиты выражением поддержки со стороны США спикеру парламента, в данном случае, а самой Демпартии, которая сейчас находится в разгаре предвыборной кампании.

Демпартия спекулирует на культурных расхождениях между нами и американцами. Одни видят приглашение так – «приезжайте, мы хотим довести до вашего сведения свою озабоченность вашим неадекватным поведением». А у нас этот визит представлен как «в США нас приняли на самом высоком уровне, значит, наши действия одобряются».

Свободная Европа: Помогите тогда расшифровать сигналы США, в которых выражено беспокойство. Что должен понимать рядовой гражданин, когда Госдепартамент говорит, что аннулирование выборов угрожает демократии? И как следует понимать слова американского посла о том, что процесс сближения с Евросоюзом замедлился?

Влад Лупан: Мы все видим, что подлинный месседж США довольно негативный, в частности, по поводу выборов, и в ходе визита премьер-министра Филипа звучали очень жесткие оценки в адрес молдавской власти. Говорят, обсуждались даже некоторые отставки, но месседж в целом явно отрицательный: дела идут не в лучшую сторону.

Какие могут быть последствия? Я опять возвращаюсь к высказанной чуть выше идее: когда мы говорим о США, мы говорим не о Кремле или Османской порте. Лучшая аналогия, которая здесь уместна, – это аналогия с родителями. Американские ценности предполагают, что хорошо воспитанный родитель, какими они в принципе и бывают здесь, никогда не бьют своего ребенка, чтобы заставить его поступать определенным образом, а убеждают. Иными словами, происходит диалог, процесс убеждения, за которым иногда следуют какие-то ограничения, возможно, финансового характера – или же в виде отказа поддержать в чем-то...

Молдова представляет интерес с точки зрения соседства с Румынией и с учетом того, что расположена в тылу Украины

В конечном счете, может статься, что наших представителей действительно перестанут принимать в США, но сейчас американские власти с пониманием смотрят на нашу политическую ситуацию. В этом и состоит идея – перед выборами они пытаются передать нам определенный месседж: «Советуем вам вести себя должным образом, мы надеемся, что Республика Молдова будет следовать по правильному пути, так, как поступаем и мы, – при всех наших проблемах мы пытаемся, как минимум, двигаться в правильном направлении. Не сбивайтесь с дороги – и мы вас поддержим».

Иными словами, это положительная мотивация, в отличие от мотивации Кремля, который напоминает родителя, предпочитающего политику кнута: чуть что – бьет своего ребенка и лишает карманных денег. Лучшая аналогия тут – политика эмбарго. Так что между этими двумя подходами просто огромная разница! В одном случае – это наказание, и этот стиль практикуется авторитарными режимами в восточной Европе. И – европейский, американский стили, более демократичные, когда родители инвестируют в своих детей. Точно так же США инвестируют в молдавскую власть, какой бы она ни была, пытаясь убедить ее в необходимости следовать правильным путем.

Свободная Европа: Но посмотрите, законные выборы признаны недействительными, утверждена новая система выборов, принят нашумевший закон об амнистии капитала, несмотря на то, что все предостерегали правительство от этого шага, еще депортировали семь турецких граждан… Многие задаются вопросом: неужели официальный Кишинев не боится реакции Вашингтона? Почему Кишинев позволяет себе подобный стиль диалога?

Влад Лупан: Потому что понимает: США – это не Россия. Потому, что понимает – эмбарго не будет, наказания не будет, а будут попытки вести себя цивилизованно с молдавскими властями. Это с одной стороны, а с другой, молдавская власть ждет выборов, чтобы получить возможность заявить: «Видите результаты выборов? Вы должны работать с нами». С кем именно «с нами», пока не ясно, но определенные предположения на этот счет уже есть.

Следовательно, идея состоит в том, что нынешняя власть уверена в своей победе и в возможности продолжать двойную игру – за Россию/против России (хотя на самом деле это одна игра за Россию). Власть знает, что США не привыкли бегать за тобой с ремнем. И молдавская власть мастерски использует эту ситуацию против собственного населения!

Ситуация неблагоприятная, оценки и сигналы предельно ясны: США передали нам все, что посчитали нужным. Ващингтон обратил наше внимание на тот факт, что Молдова движется к тоталитарному режиму, без оглядки на международные нормы или законы государства.

Также ясно, что мы идем в сторону сближения с Россией, о чем свидетельствует хотя бы этот «подарок» с депортацией учителей, которые не совершали, насколько известно, никаких экстремистских действий, оправдывающих их высылку. В их квартиры ворвался спецназ словно к террористам – но они же не были террористами! Их увезли в аэропорт, и это произошло в тот самый день, когда президент Путин встречался с президентом Эрдоганом. Это то, что мы называем извращенной русской моделью – делаю, что хочу и когда хочу, и никто мне не указ. Реакция со стороны США не заставила себя ждать – как и в случае с выборами, как и во многих других случаях... Думаю, в этом и была суть месседжа, который получил спикер Канду. Это стиль США.

Нельзя ожидать, что США будут вести себя как Россия. В этом случае была бы диктатура или имитационная демократия. Думаю, и США хотят увидеть результаты выборов в Молдове – потому что Молдова представляет для них интерес, пусть и ограниченный, с точки зрения соседства с Румынией, где развернут американский щит обороны, а еще с учетом того, что Молдова расположена в тылу Украины А после этого будет принято окончательное решение. Действительно будет! Возможно, тогда и последует отказ от приемов чиновников, возможно, что и финансирование Республики Молдова пойдет на убыль.

Все зависит от молдавских властей. А они пытаются, на первый взгляд, компенсировать это отношениями с другими государствами. Россия, и это заметно, делает упор на политических инвестициях. У США подобной привычки нет, они считают это антидемократической практикой. Есть целый ряд факторов, которые привели к сложившейся ситуации, но не надо надеяться, что все обойдется без последствий. Последствия будут.

Важен не исход выборов, не «конец квартала», а все поведение. Именно это и станет определяющим моментом

Свободная Европа: Я правильно понимаю, что Молдова сейчас находится в некой «мертвой точке» отношений?

Влад Лупан: Есть так называемый tipping point, как говорят американцы, переломный момент между окончательным падением и сохранением хороших отношений. Все зависит от молдавских властей, потому что никто их к яме не подталкивает.

Свободная Европа: Существует санкционный механизм, который применяют США и использует международное сообщество. Многие задаются вопросом, почему в нашем случае к нему не прибегают?

Влад Лупан: Мы живем не по принципам Российской Федерации, которая по каким-то политическим, авторитарным соображениям вдруг может заявить, скажем, что молдавское вино годится для покраски заборов!.. Будут предприняты шаги, да и уже предприняты шаги, все эти визиты завершились не так хорошо, как хочет это представить официальный Кишинев. Несмотря на красивую обертку, месседж был отрицательный.

Если мы не одумаемся и будем упорно следовать по нынешнему пути, постепенно, не резко и не за ночь, а постепенно, как терпеливый и понимающий родитель, который не прибегает к незаконным, антидемократическим действиям, нас будут пытаться убеждать, а если это не поможет, то последует решение о дальнейшем финансировании и какие-то иные меры.

Свободная Европа: Откат, который допустила молдавская власть, уже сказался на отношениях Республики Молдова с США, или все еще предстоит?

Влад Лупан: Он уже повлиял на наши отношения, но посмотрим, что будет дальше, все зависит от того, как будут развиваться события. Все в руках официального Кишинева.

Ситуация развивается не в одночасье, и не всегда гласно. Но последствия уже есть – и будут еще

Свободная Европа: Иными словами, все зависит от выборов?

Влад Лупан: Не столько от выборов, сколько от того, что последует после. Если власти будут продолжать в том же духе, то отношения испортятся окончательно, – со всеми вытекающими последствиями, в том числе, финансового характера.

Свободная Европа: Неужели США не располагают достаточно эффективными рычагами для того, чтобы заставить к себе прислушиваться?

Влад Лупан: Поверьте мне, есть очень серьезные рычаги. Они есть, и их вполне могут привести в действие. Просто надо запастись терпением. Посмотрим, как будут развиваться события – и чем закончатся выборы. Но не это самое главное. Важен не исход выборов, не «конец квартала», а все поведение. Именно это и станет определяющим моментом в выстраивании политики. Не надо ждать сиюминутных реакций.

Не надо ждать, что США незамедлительно прибегнут к самым жестким мерам. Меры будут предприниматься шаг за шагом, в зависимости от того, как станут развиваться события в Республике Молдова, как будет действовать молдавская власть. Другого сценария, другой реакции со стороны США ждать не следует, в противном случае это будет напоминать вышедшего из себя человека, который за пять минут рассвирепел, дал своему собеседнику оплеуху, спровоцировал международный скандал – а затем пытается его уладить. Мы говорим об отношениях между серьезными государствами. Ситуация развивается не в одночасье, и не всегда гласно. Но последствия уже есть – и будут еще.

XS
SM
MD
LG